Ю. СМЕЛКОВ
"Любовью рождается песня".
(Газета "Комсомольская правда"-август 1981 г.)
...Так уж получилось, что с зонг-оперой «Орфей и Эвридика» я познакомилась только сейчас, хотя слышала о ней, еще когда училась в институте. Мне кажется — эта серьезная работа А. Журбина и Ю. Димитрина достойна всяческих похвал.
И. МАЛКОВА.
Ансамбль «Поющие гитары», приехавший в Москву с зонг- оперой А. Журбина и Ю. Димитрина «Орфей и Эвридика», привез отнюдь нe премьеру — спектакль прошел в разных городах нашей страны уже более 1300 раз.
«Орфей и Эврндика» — первый и удачный опыт обращения нашей эстрады к большой музыкальной форме. Руководитель «Поющих гитар» А. Васильев пошел на риск в известной мере, поставив в зависимость от этого эксперимента высокую репутацию своего ансамбля, завоеванную многолетней работой на эстраде. Риск, новаторство, смелость— право же, в применении к эстраде эти слова употребляются не так уж часто. В данном случае риск оправдался, у «Поющих гитар» появились последователи и продолжатели.
Для постановки спектакля был приглашен М. Розовский — постановщик, любящий экспериментировать и умеющий это делать (режиссерскую работу над спектаклем вел также В. Мухин). Художник — Алла Кожевникова, много и успешно работающая в музыкальном театре. И, главное, авторы оперы: А. Журбин, ставший со дня премьеры «Орфея и Эвридики» популярным композитором, автор музыки ко многим спектаклям и фильмам, а также песен, причем «Орфей и Эвридика» до сих пор остается, на мой взгляд, его лучшим произведением, и Ю. Димитрин— опытный драматург музыкального театра.
Пожалуй, именно его пьеса стала тем центром, в котором сошлись общие усилия. Потому что большая музыкальная форма требует соответствующего содержания, а вольная трансформация античного мифа, сделанная Ю. Димитриным, этим содержанием обладает. Великий певец, попадающий в сети «массовой культуры», перестает быть художником — ему остается только механически воспроизводить собственные приемы, а душа, которая и сделала его великим, при таком воспроизведении исчезает неизбежно. Эту мысль ансамбль «Поющие гитары» мог бы адресовать и себе, ему ведь тоже угрожает такая опасность — может быть, именно поэтому спектакль так тщательно сохраняется, так долго живет, не теряя ни мысли, ни исполнительского уровня (хотя замены, неизбежные за шесть лет его жизни, не всегда равноценны — ансамбль за это время покинули И. Понаровская и А. Асадуллин, первые Эвридика и Орфей, нынешние исполнители А. Кожевникова и В. Борисов, в общем, не хуже, хотя недостаток репетиционной работы, естественно, сказывается).
И, конечно, это спектакль о любви — о любви, которая помогает художнику сохранить душу живой. Не о той любви, про которую мы часто слышим с эстрады, напористой, оптимистической и агрессивной даже тогда, когда она вроде бы несчастливая, но о подлинно высокой и жертвенной.
Вот все это и обеспечило спектаклю «Поющих гитар», столь долгую жизнь, позволило ему занять место, до него, пустовавшее на нашей эстраде. И если мы вспомним о том, что эстрада — одно из самых массовых искусств и что круг ее зрителей составляет преимущественно молодежь, то поймем, что цена успеха «Орфея и Эвридики» особо высока. Потому что этот спектакль вводит зрителя в круг мыслей и чувств, о которых не так уж часто приходится задумываться посетителю.
...А над зрительным залом — нет, над десятками залов нашей страны — летит и летит голос Эвридики:
Не песня рождает любовь —
Любовью рождается песня.