Статья из газеты.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Фрагмент статьи из газеты, вероятно, "Комсомольская правда"-вторая половина 70-х.


ЗРИТЕЛИ "Орфея и Эвридики" заметно отличаются от тех, кто заполняет залы БДТ и Театра на Таганке. Это зрителя не театральные, а эстрадные. Несколько лет назад они весьма активно участвовали в шедшей на страницах "Комсомольской правды" дискуссии "Голубые гитары" или Бах", решительно отдавая предпочтение первым, то есть современной эстрадной музыке. Они берут с собой а театр магнитофоны, и мелодии "Орфея и Эвридики" продолжают звучать в гардеробе и на улице. Короче говоря, это именно те люди, в подавляющем большинстве молодые, для которых музыка и вообще искусство - средство не познания, а развлечения.
Между тем популярный ансамбль "Поющие гитары" предлагает им в данном случае не развлекаться, а познавать. И они это желают с удовольствием, более того - с энтузиазмом: зал переполнен.
Тут необходимо пояснение. Обычно автором оперы называют композитора, а в скобках указывают: либретто такого-то. Однако Ю. Димитрин написал не либретто в обычном "прикладном" смысле слова, но именно пьесу, драматургия которой образует органическое единство с музыкальной драматургией оперы. И в пьесе этой речь идет о вещах достаточно сложных.
О любви? Да, конечно, о любви. Но на уровне не эстрадной песни, а размышлений о судьбе художника, о гармонии личности. На состязании певцов Орфей побеждает потому, что его песня рождена любовью. Авторы нашли в сцене состязания великолепное по точности решение - и Орфей, и его соперники поют, в обшем-то, об одном я том же и в одном и том же стиле. И соперники Орфея не принижены, не спародированы, их песни вполне могут понравиться. Однако победа Орфея несомненна (не по сюжету, а реально: зрителя, если бы они имели право голоса, несомненно, отдали бы ему "Золотую лиру"), ибо в его песне звучит не жажда славы и богатства, но любовь.
А потом наступает искушение славой, и песня Орфея, размноженная в миллионах экземпляров, звуча с миллионов пластинок, теряет эмоциональную неповторимость, подлинность. Это очень просто: вместо того чтобы самому пережить собственную любовь, можно поставить пластинку на проигрыватель, и таким нехитрым образом "подставить" себя на место Орфея и Эвридики, присвоить себе их чувство, не испытав собственного. Искусство, превращенное в своего рода "эмоциональный допинг", утрачивает нечто существенное, может быть, главное - индивидуальность, сиюминутность переживания. И вот Эвридика не узнает ни песня Орфея,ни его самого - голос певца звучит иначе. Он и в самом деле не тот. Он "великий Орфей" и его возлюбленная - Фортуна, и его песню взахлеб поют все - кроме Эвридики.
И тогда, потрясенный, уничтоженный, он уже не поет- кричит:
"Я никогда больше не буду петь!".
Но звучит голос Харона:
"Бросив петь, ты перестанешь быть собой, Орфей!".
Певец должен петь, художник - творить. Орфей просит Эвридику вернуть ему его песню, а Эвридика отвечает:
"Не песня рождает любовь, любовью рождается песня" - любовью рождается жизнь, человек, творчество, гармония.