Интервью с А.Журбиным.
(газета "Московский комсомолец"-январь 1979).
Александр Журбин - автор двух симфоний, концерта для фортепьяно с оркестром, ораторий, квартетов, квинтетов, сонат... автор первой советской рок-оперы "Орфей и Эвридика" сегодня по
вашим многочисленным просьбам гость клуби "Звуковая дорожка".
-Я очень много работал и работаю в жанре серьезной музыки. В ней, еще со студенческих лет (заканчивать мне довелось Институт имени Гнесиных, класс профессора Н. И. Пейко) я прежде
всего старался искать "мосты" к слушателю обыкновенному - музыкально не образованному, одним словом, неподготовленному. Объясню почему. Сейчас некоторые музыканты замыкаются в своем
профессиональном кругу. Произведения порой создаются для одноразового исполнения в Доме композитора.
Эти авторы бывают часто обижены - их не хотят слушать, редко исполняют по телевидению, не записывают на пластинки... Отчасти они сами в этом виноваты, потому что язык,
которым они пользуются, становится все более и более далеким от того языка, на котором сегодня общаются молодые. Для меня главное - быть понятным не только среди коллег,
а среди тех, для кого я пишу, к кому обращаюсь посредством музыки. И здесь не надо думать о каком-либо упрощении. Нет, не упрощение, а доходчивость, вот к чему
стремлюсь.
- Как появилась у вас, композитора классического направления, идея создания-рок-оперы?
- Я довольно давно стал увлекаться рок-музыкой. И вот, пожалуй, на пересечении двух течений и возникла опера "Орфей и Эвридика". Как мне кажется, в ней
получился синтез музыки симфонической и музыки рок. Бесспорно, подобное сочетание существует уже 10-12 лет. Вспомните "Дип пепл", "Эмерсон, Лейк и Палмер",
"Пинк Флойд". Да мало ли примеров...
-Но вернемся к "Орфею и Эвридике". Несколько слов об этой работе.
- Опера была закончена в 1975 году и в том же году поставлена. Либретто написал драматург Юрий Димитрии. Первым ее исполнителем стал ленинградский вокально - инструментальный
ансамбль "Поющие гитары". За три года группа объехала с ней практически всю страну.
Эта опера выдержала за три года около тысячи представлений при постоянных аншлагах. Она поставлена в Праге в музыкальном театре, как балет в Пермском оперном театре, ставится в
Ленинградском Малом оперном театре, готовится для показа на болгарском телевидении и в ГДР... Интерес к ней проявляют финны и французы... В 1976 году английский журнал "Музыкальная
неделя" назвал авторов и исполнителей этой оперы "звездами года". Вот такая судьба у "Орфея и Эвридики".
После "Орфея и Эвридики" я написал еще две оперы классического плана. И сейчас собираюсь начать работу еще над двумя, либретто к которым почти готово. Одна из них "Луна и детектив",
ее будет ставить Московский камерный музыкальный театр, а вторая - новый вариант "Трехгрошовой оперы". Либретто написал молодой драматург Вячеслав Дреер. Это первое его либретто.
Написано оно не по произведению Брехта, а по оригиналу этого сюжета, созданного 250 лет назад в Лондоне английским драматургом Джоном Гэем. Фактически мы использовали
только имена и ситуации. Эту оперу очень ярко поставил сейчас в Ленинграде режиссер В. Воробьев.
Так что свою судьбу я связываю с музыкальным театром. Театр - это моя любовь, моя мечта, мое стремление... Буквально несколько дней назад в Москве прошла премьера оперетты "Жужа из.
Будапешта". Это веселое, музыкальное повествование о молодежи, студентах, современных москвичах.
Я иду обычно не от стихов, а от музыки. Но это мое мнение. Многие композиторы работают наоборот: сначала стихи, а потом музыка.
Очень важно сказать еще, что в основном я стараюсь работать с молодыми исполнителями. Например, Понаровская до "Мольбы" была мало известна широкой публике. Она выступала как
солистка в "Поющих гитарах" и, кстати, была первой исполнительницей Эвридики. Новая песня, новое имя - это и для композитора шаг вперед.
-Вопрос естественный и закономерный: собираетесь ли вы написать вторую рок-оперу?
-Тут я должен сказать, что это нелегко. Авторы "Супер стар" молчали семь лет и только в прошлом году вы пустили пластинку с записью рок-оперы "Эвита". Семь лет авторы молчали
- копили силы. У меня тоже есть планы, но тоже нужно накопить
силы. Ждать, чтобы замыслы приобрели законченную форму.