Валерий Колпаков.
Виктор Дорохин: от пионерского барабана в Президенты.
(октябрь 2006)
10
Зарубежные гастроли.
Векштейн и Дорохин.
|
Когда я пришел, в группе было такое ядро: Харакидзян, Ольцман, Избойников, Шеманков, Индроков. И когда я уходил все они оставалось. Остальные люди приходили и уходили. Это было нормально и так было правильно.
Сам Векштейн хорошо осознавал свою ведущую роль. Он понимал, что именно он является тем стержнем, вокруг которого все и вращается. Он сам знал, что такое музыкант, поэтому у него никогда не было каких-то заносов. Я с ним всего один раз поругался, уже не будучи в ансамбле, когда работал с Женей Белоусовым.
Еще надо сказать, что Векштейн не старался расставаться с людьми без особой надобности или из каких-то своих личных побуждений. Он всегда говорил:
-Бизнес отдельно, а личные отношения- отдельно.
Если человек подходил коллективу, что-то ему давал, то этот человек оставался в коллективе, как бы сам Векштейн к нему не относился. Он был очень спокойным человеком, но при этом имел свой порог терпения, который все знали. И знали, что, превысив его могут получить по полной. Известный случай с Офицеровым. Это, кажется, в Африке было.
Вообще поездка за рубеж в то время была, как лакмусовая бумажка. Там человек проявляется очень четко. Все его подлинные качества. Там человеческую сущность скрыть было невозможно.
Первая моя зарубежная поездка с ансамблем была в Польшу в город Катовицы. А в Польше в этот момент гастролировали Том Джонс и Чеслав Немен. Мы едем в автобусе и рассуждаем, кого бы из них мы хотели бы посмотреть.
Тогда уже Чеслав был очень большой величиной. Я прочитал в журнале "Джаз джембори", что его приглашали в группу "Кровь, пот и слезы" солистом вместо Дэвида Клейтона-Томаса.
И вот мы приезжаем в Катовицы и там на стадионе афиша - "Чеслав Немен". Все пошли на концерт, кроме Шнайдермана. Он сказал:
-Это андеграунд. Мне это не интересно.
Немен выступал в крытом Дворце Спорта. У него тогда уже были секвенсоры и масса клавишных. И тогда Векштейн решил во что бы то ни стало заиметь хороший аппарат. Хотя я ему про это уже ни раз говорил.
Виктор Дорохин.
|
Я получил огромное удовольствие от выступления Немена. И даже не столько от того, как он пел, сколько увидев другой технический уровень оснащения.
Нас в Польше очень хорошо принимали. Мы там играли "Чикаго" ("Make Me Smile", "Skin Tight") , "Караван" Дюка Эллингтона и что-то еще в этом духе.
В Польше мы должны были выступить на Правительственном концерте, посвященном Дню Независимости. А перед выступлением у нас пропали концертные костюмы, которые мы сшили специально к этой поездке. И нам местные артисты дали свои костюмы.
Я приехал в Катовицы в дубленке, а когда уезжал, она была вся черная, потому что это был шахтерский город, и копать там просто висела.
Однажды вечером я иду там и вижу новый недавно открытый универмаг. И вижу стоят пластинки Клифорд Браун- Макс Роуч. Это любимейший мой квинтет. Эту пластинку я давно искал. Были там и другие подобные диски. А у меня уже кончились злотые. Тогда я пошел на толкучку и сдал там свой приемник "ВЭФ". Они в Польше очень ценились. Толкучки там работали не днем, а поздно вечером. Вот таким образом мне удалось приобрести нужные пластинки.
Потом у нас была шикарная поездка на Кубу в 1976 году. Я там познакомился с замечательнейшим трубачом Артуро Сандовала. Он потом уехал в Америку и работал с Дэззи Гиллеспи, который его называл лучшим трубачом Америки после него самого.
Газета 14 июля 1977 г.
|
В 1977 году мы около 3-х месяцев ездили по Латинской Америке. Потрясающая была поездка: Мексика, Панама, Коста-Рика, Эквадор, Гайана, Боливия, Венесуэла, Колумбия и Перу.
Я помню, мы приехали в Гайану в Джоржтаун (это их столица). Идем по городу, глядим, стоит какая-то избушка. Оказалось, что это магазин грампластинок. Гайана очень бедная страна, но в том магазине были самые новейшие пластинки. Я у продавца спрашиваю:
-А Ленни Уайт есть?
Он мне:
-Обижаешь.
И достает этот диск, который только что вышел.
-А Ли Ритенауэр "Captain Fingers"?
Этот диск и сейчас нельзя достать. А там он был. Я купил его, братьев Брейкеров и кучу других только что вышедших дисков. Больше ничего интересного в всем Джоржтауне не было.
А будучи в Коста-Рике я решил купить набор барабанных тарелок PAISTE 14/16/20. Векштейн это всегда поддерживал. И этим ставил меня в пример:
-Вот Дорохин везет из поездки пластинки или что-то для барабанов, а вы везете всякое шматье.
Для покупки тарелок мне не хватало какой-то суммы. Стоили они 600-700 долларов, а мне не хватало 100.Я подошел к Векштейну и попросил одолжить эту сумму. И он сказал:
-На это дело я дам тебе всю сумму. Потом отдашь.
Надо сказать, что все концерты в той поездке проходили всегда здорово. Кроме одного, который был в Боливии. И, который до сих пор, комом стоит у меня в горле.
Мы прилетели в Боливию из Мексики. Это огромное расстояние. И потом приехали в Ла-Пас. Утром просыпаемся в гостинице и видим длиннющую очередь за билетами. Я вышел посмотреть, а на афише написано:
"Труппа Большого театра". Во, думаю, где встретились со своими. А оказалась, что "Труппа Большого театра"-это "Поющие сердца".Когда было первое представление появился импресарио. И мы его спросили:
-Как же так? Ведь мы не Большой театр?
-Ничего. Они его никогда не видели. И вообще, они о русских ничего не знают кроме вашего посла Суворова, который бьет свою жену, а она кричит на весь Ла-Пас. И весь город это потом обсуждает. Вы давайте побольше танцев и все будет нормально.
Начинаем концерт. Зал битком. На улице жара, а многие женщина пришли в норковых боа. У нас, конечно, мандраж небольшой. С нами в эту поездку поехали: один пародист, пара фокусников и несколько танцоров. И вот мы играем какую-то пьесу, потом вторую, третью. Вроде все нормально. Потом выпускаем танцоров. А в зале духота, кислорода не хватает. Им трудно танцевать. Они на грани обморока. Вызываем скорую. Пока они за кулисами дышат через кислородную маску, мы выпускаем фокусников или играем сами. А зрители требуют танцы.
Газета The Citizen 26 июля 1977 г.
Впереди: Харакидзян, Дорохин, Ольцман.
Сзади: Индроков, Иванов, Жучкевич, Векштейн, Избойников, Офицеров, Жмакова, Шеманков, Барилов.
|
Но танцоры не могут все время танцевать. И тут началось. Нас стали забрасывать разной едой. Если музыканты могли уворачиваться от этого, то я не мог. И в меня несколько раз попали. Короче говоря, там мы потерпели полное фиаско. Нам еще надо было объявлять, что выступает "Труппа Большого театра, а мы говорили-Ансамбль "Поющие сердца". В конце концов, люди поняли, что их обманули. Импресарио куда-то исчез, и мы оттуда тоже удирали.
Во время зарубежных гастролей нам платили суточные. Чем более развитая страна, тем меньше суточные. Например, в Венесуэле нам платили 16 долларов, а в Гайане-21. С нами ездил такой Александр Сергеевич от Госконцерта. У него был с собой чемоданчик с деньгами. Из которых, он нам эти суточные и выдавал. У него была знаменитая фраза. В ответ на любое предложение он всегда говорил:
-Я, в принципе, не против, но кто за это будет платить?
Концерт в советском посольстве в Верхней Вольте.
|
Если поездка была 90 дней, то складывалась довольно приличная сумма по тем временам. А отдельно за концерт мы ничего не получали.
В Панаме мы были тогда дважды. Панама вообще удивительная страна. Она как бы связывает две Америки Северную и Южную. И когда мы туда приехали, я, как человек помешенный на технике, сразу побежал в магазин. А там мне один человек сказал:
-Тут ты потратишь лишние деньги. Тебе надо поехать в свободную зону. Там ты все это ты купишь намного дешевле. Но вам эту технику не дадут на руки, а получите, когда будете улетать из Панамы.
Так я и сделал. Нас собралось на это мероприятие человек 15. Приехали мы в эту зону. Там огромные складские ангары, но ничего посмотреть нельзя. Все упаковано. Только каталоги. Выбирать нужно только по ним. Мы отоварились по полной программе, но на руки ничего не получили.
Проходит 10 дней, мы уезжаем из Панамы. Приехали в аэропорт, стали искать в списках свои фамилии на получение радиотехники. Никого нет в списках. Все в панике. Доходит моя очередь:
-Дорохин.
Тоже нет. Я смотрю в списки, а там перед фамилией стоит обращение- мистер или мисисс. Я говорю:
-Посмотрите, мистер Дорохин.
Сразу все нашлись. В конце концов радиотехнику и покупки нам выдали. Там была надпись: "Не вскрывать, пока не войдете в салон самолета", но советский человек не мог ждать в такой ситуации. Все сразу стали вскрывать коробки, а вдруг положили не то.
В моем багаже оказалось даже больше того, что я заказывал. Я там выбрал один магнитофон, а мне положили два и записку:
-Спасибо, мистер Дорохин!
Это за то, что я привел с собой целую делегацию. Вот тогда я понял, насколько важно в таких поездках знать язык.
В 1979 году у нас была поездка в Африку. В Верхней Вольте мы встречали новый 1980 год. Его мы встречали в советском посольстве. И встречали трижды: раз по Москве, раз по местному и раз по тбилисскому времени, поскольку посол был родом оттуда. Избойников с Жарковым прилично набрались и решили нырнуть в гостиничный бассейн. Что они и сделали с песней:
-Белый аист летит...
А там не было воды.
Жаркову досталось очень крепко, а Избойников легко отделался. Ему в этом плане везло. Один раз он выпал из окна с 4 этажа и тоже отделался только ушибами.