Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Сергей Шалаев:
Кабак для меня - привычное дело
(2007)
.

7

В армии и на "гражданке".

10 мая я был уже на призывном пункте.Я честно прошел через учебку. Меня призвали в мае, а первый раз флейту я взял в руки в сентябре. Три месяца таскал кирпичи на строительстве казармы, поэтому, когда я взял дудку, то сначала не мог даже пальцами шевелить.
Зато в армии я познакомился с кларнетистом Андреем Жуковым, в компании которого я сейчас работаю. Там познакомился и с Сергеем Липатовым, который теперь преседатель Совета директоров ФК «Локомотив" и президент компании "Транстелеком". Мы с ним 20 лет не видились, а тут встретились на каком-то банкете. Он меня пригласил на футбол в VIP-ложу. И мы с сыном смотрели футбол с огромным удовольствием. (Локо выиграл 3:0 у Спартака на Кубок).
Служил вместе с нами и Юра Кузнецов- мой самый близкий друг на то время, впоследствии солист нашей группы «Третий Рим». Мы и в армии умудрились сделать ансамблик, играли в клубе по праздникам, даже на гастроли ездили в отдельные гарнизоны. Мне за творческие успехи дали отпуск и звание сержанта. На втором году службы я смело бегал в самоволку и по субботам играл на танцах. В Тюменском танцзале работал очень приличный ансамбль – барабанщик Шура Лаптев, гитарист Сергей Зубенко ( впоследствии он уехал в Нью-Йорк и работал в ресторане с такими людьми как Володя Болдырев, Толя Алёшин, Анджей Зелинский – замечательный органист и руководитель дико популярной в СССР польской группы « Скальды»).
Вообщем я старался как мог поддерживать форму, слушал и снимал Джино Ванелли (мой любимый вокалист), песни сочинял, даже оркестровки делал, но карьеру мою армия сгубила. Пока я два года служил, мне даже письма в армию писали: Валера Федоров и Коля Крупышев. Валерка писал коротенькие, а Коля такие подробные обстоятельные письма. И я знал, что в стране большие перемены, худсоветы лютуют («Машина времени» сдала программу только с «надцатого» раза), многие коллективы расформированы, «Поющие Сердца» развалились. Я мечтал воссоединиться с нашим сочинским составом - они работали в Свердловской филармонии – играли своё джаз-роковое отделение и аккомпанировали Валерию Топоркову, но ребята тоже не сдали программу и разошлись по кабакам. Семью мне сохранить не удалось (ради чего я и служил в Тюмени . После развода меня ничего в Тюмени не держало, я немного покуролесил в Свердловске и позвонил Векштейну.
"Ария" 1987г.
Впереди Валерий Кипелов.

-Приезжай. У нас сейчас то, о чем ты мечтал. У нас "Ария"- это новый роковый проект.
Я приехал на базу. Там сидят такие волосатые ребята: Дубинин, Холстинин, Кирилл Покровский, Большаков и, по-моему, Саша Львов. Они на меня посмотрели и говорят:
-Хайр не тот.
Это было в новой студии. Мы ее, как раз, перед моей армией получили , я сам оборудование разгружал. Векштейн мне говорит:
-Давай, приходи и работай.
А сам даже не спросил, есть ли мне на что жить и где спать, снова далёкая светлая перспектива, как и в «Поющих». Короче, я начал искать реальную работу, потому что там было непонятно, когда работа начнётся. А Валеру Кипелова Векштейну я порекомендовал. Я его слышал в «Лейся песне».
Кстати, теперь мы с Большаковым дружим и с Аликом Грановским тоже.
Алик Грановский 1998г.

Как-то я пришел на концерт "Эрмитажа". Они работали с Робиком Мушкамбаряном. Привет-привет! Но я понимал, что им не до меня.
Тут, как раз, начались всякие перемены перестроечные. Одни разбегались, другие собирались. Гришка Славин работал в ресторане "Прага". А тогда был сухой закон. Я к нему зашёл. Мы обнялись, он в перерыве сходил в буфет налил коньяк в кофейные чашки, ложки туда вставил. И мы вроде бы кофе пьем.
Все поменялось настолько, что я уже стал ходить на просмотр туда, где мне работать не хотелось. Ходил на прослушивание к Мигуле. Кстати, у него тогда классные музыканты работали: Валера Диурдицу –клавишник, Юра Вильнин- гитарист, Андрей Шатуновский-барабанщик, после него Саша Филоненко. Я Мигуле не подошёл, он взял Сашу Иванова (Рондо) с которым мы подружились еще, когда я в «Поющих» работал.
В конце - концов, поступил я в группу "Портрет". Пошел я туда потому, что они мне сказали, что работают с певцом Зауром Тутовым (ныне министр культуры Кабардино-Балкарии) и у них сейчас планируются 40 концертов в Сочи и Ялте. А мне, как раз, надо было чуть-чуть откормиться и денег заработать. Мы с руководителем этого ансамбля Серёжей Миклошевским сделали 2-3 песни. Он понял, что у него теперь есть вокалист, и разругался вдрызг с Тутовым. И я вместо того, чтобы ехать на концерты на Юг, полтора месяца сидел с ними на базе, где делали сольную программу. Сдали отделение и вместо Сочи и Ялты выехали на 12 концертов в Старый Оскол. Все песни пел я, кроме одной инструментальной композиции. Все в запредельной тональности, все "гвоздить" надо было очень высоко. За два концерта я срывал глотку напрочь. Было тяжело восстанавливаться. И хотя мы играли арт-рок, и музыка мне нравилась, я понимал, что надолго меня не хватит. К счастью, снова случайно встретился со Славой Добрыниным. Он обрадовался и говорит:
-От нас ушел Мазай. Нам нужен вокалист. Вот тебе телефон, звони Игорю Матвиенко.
У Добрынина тогда была "Здравствуй, песня". Я позвонил Игорю, приехал к нему домой. Он тогда жил на Рязанке в двухкомнатной квартире с женой, ребенком и с отцом. Комнатки маленькие, но пианино там стояло. Он мне дал какой-то аванс, рублей 25. И позвал на запись на пугачевскую студию в "Олимпийский". Предложил оформляться к ним. Я сьездил в Белгород и уволился из филармонии. Тут он мне звонит и говорит:
-Аркадий Хаславский вышел из тюрьмы и у нас забирают название "Здравствуй, песня". Слава Добрынин что-то решает с Ярославской филармонией, но когда это будет и что из этого получиться, пока не понятно.
-Игорь, я уже с места дернулся. Ты меня хотя бы в какой-нибудь ресторан устрой.Кабак для меня привычное дело.
Он мне позвонил буквально на следующий день:
-Тут ребята знакомые репетируют, в кабак собираются.
Я подьехал в какой-то ЖЭК. В подвал. Послушал и пришел в ужас. Моя юношеская самодеятельность была выше. Но что было делать? Деньги кончались, за квартиру надо было платить, зима на носу, я без тёплых вещей. В это трудное время я познакомился со Светой, надо же было цветы покупать и билеты в театр. Вообщем, я готов был на любую работу.
Мой опыт посещения Московских ресторанов сводился к двум случаям.Первый раз (осень 81г) мы с Юрой Кузнецовым оказались в ресторане «Витязь» на Павелецкой. В первом отделении звучали какие-то пещерные псевдо-джазовые инструменталки, мы даже на сцену не смотрели. И вдруг, во втором отделении на сцену выходят бывшие «Весёлые ребята» - Лёша Пузырёв, Миша Файбушевич, басист и барабанщик и начинают петь Битлз, Криденс, кантри -всё на 4 голоса. Это звучало, как на хорошем концерте. В перерыве мы, конечно же, пошли выразить восхищение, пообщались в кулуарах, они нам помогли с покупкой бас-гитары для Юры.
Второй случай был в 82 году. Я жил неделю в гостинице «Союз», где в ресторане играл однозначно лучший состав в стране. Это были харьковчане под руководством Черенкова: Витя Изерт, Володя Мозенков, Паша Равинский, Слава Михайлов. Большой состав -2 дудки, перкуссия... Супер репертуар, супер исполнение!
По этим причинам я московских ресторанов боялся. Всё-таки за 2 года отстал в плане репертуара, стилистики, понимания публики.
Правда потом я посетил ресторан «Пекин», где обалдел от «кухни» и ужаснулся от музыки - играл типично «момошный» ансамбль (МОМА- Московское объединение музыкальных ансамблей)- на 80% сборище профнепригодных проходимцев от музыки.
И ещё как-то я 3 дня поработал в ресторане «Салтыковка» (по наколке Коли Носкова, который тогда работал в соседнем ресторане «Русь»), где «имел счастье» петь с Аллой Агеевой (ныне Маша Распутина). Правда, деньги там были хорошие.
К моему удивлению мы все-таки сели в кабак ( кафе «Диалог» в Люблино, народное название –«Чайник»). Там оказался неплохой басист Лёшка Златоустов. Он потом работал у Жмаковой в "Раунде", теперь он у Шуфутинского звукорежиссёр. И барабанщик там был, который потом стал работать с Галаниным - Коля Балакирев. В ресторане я опять стал клавишником. Публика была ужасная, репертуар и исполнение тоже, но нас полюбили и деньги там были, а на тот момент для меня это было главное.
Через 2 месяца произошло знаковое для меня событие, в нотном магазине я встретил Мишу Ломова. Тогда он работал в ресторане «Серебряный бор» на Хорошёвке, вокалистом у них был Игорь Иванников, который после «Поющих» поработал в «Верных друзьях», а на тот момент Жора Момиконов пригласил его в «Доктор Ватсон» и им был нужен вокалист. Я пошёл не раздумывая. Музыкальный уровень, аппаратура, да и сам ресторан были на порядок выше. Нас обожали все – официанты, метрдотели, кухня и публика. Деньги были небольшие, но стабильные. Отношения в коллективе идеальные. Ломов на гитаре, бас –Вовчик Голубенко (лучший басист в моей жизни) Тахир Садеков-вокалист (очень хороший, он сейчас в каком-то ВИА работает), я на клавишных и вокал. Жизнь налаживалась и тут посыпались приглашения в различные коллективы. За 2 месяца меня позвали аж в 7 ансамблей («Акварели», «Фестиваль», к Антонову и много куда), а я устал от бродячей жизни, и думал :
- Где ж вы были ,когда я на вокзалах ночевал ?

Окончание