Александр Кудряшов
С чего начинается Родина- со стука вагонных колес...
( апрель 2024 г.)
2
"Самоцветы" (1-й гигант ансамбля) (33Д-034227-8) (1973).
Первый вариант диска был монофоническим, и на нём было 13 песен.
Это был сборник - песни, изданные на этом гиганте, ранее выходили на миньонах. Пластинка включала в себя практически уже проверенные, ставшие популярными, современно-аранжированные (для начала 70-х) шлягеры. Новыми были только песни «Чернобровая дивчина», «Там, за облаками» и «Не повторяется такое никогда».
В отличие от гигантов других ВИА, в которые старались включить разнохарактерные песни, все песни с первого гиганта «Самоцветов» были исполнены в одном формате «душевной теплоты». Весь тираж долгоиграющей пластинки сразу раскупили.
Весёлая ритмичная песня Марка Фрадкина «Увезу тебя я в тундру», изданная на этой пластинке, по сути, закрепила за коллективом название «Самоцветы».
Это произошло после того, как эта песня прозвучала 8 августа 1971 года в эфире радиопередачи «С добрым утром!», а радиослушатели подсказали вариант названия пока ещё безымянного ВИА.
Песня получилась легкой, яркой и жизнеутверждающей.
Кроме песни «Увезу тебя я в тундру», в эту пластинку включены ещё две песни Марка Фрадкина - «За того парня» и «Там, за облаками». Эти две песни написаны в соавторстве с поэтом Робертом Рождественским.
На пластинке в основном записаны танцевальные и лирические песни. Но среди них есть две замечательных песни, которые имеют гражданское и патриотическое звучание - "Мой адрес - Советский Союз" и "За того парня", обе эти песни гармонично вписались в общее содержание пластинки.
Все жители СССР знали и любили бернесовскую песню «С чего начинается Родина?», в которой поётся, что Родина начинается c той песни, что пела нам мать; с берёзки, что во поле, под ветром склоняясь, растёт; с окошек, горящих вдали; с хороших и верных товарищей; со стука вагонных колёс…
И песня «Мой адрес - Советский Союз» начинается со стука вагонных колёс. И любой советский человек на подкорке понимал, что необычным вступлением было подчёркнуто, что эта песня о нашей Родине, эта песня несла в себе объединяющий смысл для людей нашей страны. Она объединяла нас, объединяла все наши адреса в единую мощную страну.
Эта песня нравится и сегодняшней молодежи и скрепляет нас и сегодня.
В песне «За того парня» – наши думы о тех, кто отстоял нашу свободную жизнь, и отдал свою жизнь, чтобы мы строили счастливое общество для всех. Солист Валентин Дьяконов удивительно искренне спел эту песню о парне, погибшем на войне. И эта песня стала для Дьяконова знаковой песней – вся страна узнала и запомнила нового солиста.
После выхода пластинки эти песни вошли в репертуар множества певцов и певиц. Многие песни с диска стали исполняться по всей стране школьными ВИА.
Песни «Школьный бал», «Горлица» и «Песня, моя песня» впервые были записаны ансамблем «Веселые ребята», но «Самоцветы» сделали к этим песням новые аранжировки, и исполнили их по-своему.
История создания песни «Школьный бал» всем известна.
Автор музыки
Сергей Дьячков принёс
Павлу Слободкину ноты, Слободкину понравилось сочинение. Павел Яковлевич пригласил поэта Павла Леонидова написать стихи на эту мелодию. Причём Слободкин сразу придумал тему - о чём должна быть эта песня.
Когда появился текст песни, «Весёлые ребята», в срочном порядке перед гастрольной поездкой в Чехословакию, сделали пробную запись без аранжировки, без разработок инструментальных партий, без бэк-вокала. Только солист
Леонид Бергер успел продумать свою вокальную партию. Видимо, после возвращения из Чехословакии Павел Слободкин планировал поработать над инструментальными партиями.
Но композитор Сергей Дьячков, не дожидаясь возвращения Павла Слободкина из Чехословакии, передал Юрию Маликову эту готовую запись «Весёлых ребят». Слободкин обиделся на Дьячкова, и в дальнейшем «Весёлые ребята» его песню «Школьный вальс» больше не исполняли.
Валентин Дьяконов, записывая «Школьный бал», повторил бергеровские находки и приёмы со всеми «октавными взлётами», некоторые вокальные фразы сделал переходами с голоса на фальцет. Всю структуру длительностей нот вокальной партии, которую обозначил Бергер – Дьяконов повторяет очень близко.
Досконально «копировать» вокальную партию Бергера он не стал, да это и невозможно. Однако, Валентин Дьяконов привнёс в вокал и собственные нюансы. И хотя основа вокального исполнения была придумана Бергером, Дьяконову удалось вложить в исполнение глубокие юношеские переживания. У Дьяконова получилось даже более пронзительно, чем у Бергера. Дьяконов спел как-то по мальчишески, как и положено, «не вступившему в большую жизнь, десятикласснику». Поэтому Сергей Дьячков его и назвал – «чудный мальчик».
У Дьяконова получилось неповторимо по-своему.
Когда Сергея Дьячкова просили сравнить исполнение Дьяконова с исполнением Бергера, то он отвечал: «Как же это можно сравнивать? Это совсем разные люди. Два совершенно разных исполнения… Но, кстати, (Школьный бал) – не для Бергера вещь. Лучше всех её спел Валя Дьяконов.»
Песню
«Горлица» «Самоцветы» сделали с русским-народным оттенком, даже вставили переработанную музыкальную фразу из песни «Во деревне то было в Ольховке». Песня получилась скоростной, задорной, с народными девичьими восклицаниями «Ох!». Придумали партию клавишных так, как будто это играет флейта. Эта песня пользовалась особенной популярностью.
И всё было бы замечательно, если бы в 2024 году не удалось услышать эту песню в исполнении «Весёлых ребят», которые записали песню «Горлица» в далёком 1971 году, будучи на гастролях в Чехословакии. Эта песня длительный период не была обнародована, и только в 2024 году усилиями энтузиастов удалось выкупить и оцифровать записи «Весёлых ребят», сделанные в Чехословакии.
«Весёлые ребята» сделали эту песню удивительно ярко – балладное вокальное вступление в сопровождении рояля, разливается, как широкая русская душа, и сменяется биг-битовым ритмом, «опечаленным» интонационным вокалом Леонида Бергера, бесконечными красками духовых, «балалаечным» гитарным боем.
В «Горлице» каждый участник «Весёлых ребят» показал, на что способен, и раскрыл свои таланты.
Задали настроение песни «раздумчивый» Леонид Бергер и Павел Слободкин, «страдающий» в бурлящей стихии фортепианных звуков.
А дальше Владимир Полонский и Валентин Витебский ворвались с «напряжённым» битом, к нему подключился Владимир Избойников с призывной партией трубы, которая почти солирует в течение всей песни.
Ну и, наконец-то, гитарист Валерий Хабазина показал своё мастерство. Музыканты «Весёлых ребят» в разных интервью подчёркивали, что Хабазин обладал особенными техниками игры на гитаре. В этой песне это слышно лучше, чем где бы то ни было. Он использует «балалаечный» бой и арпеджированные россыпи гитарных «автоматных очередей».
После исполнения этой песни «Весёлыми ребятами» «самоцветовский» вариант существенно «потускнел».
«Песня, моя песня» в исполнении «Самоцветов» недотянула до варианта «Весёлых ребят». В вокале «Самоцветов» совершенно отсутствует яркость, не слышно никакого молодёжного задора. Вокал приблизил эту песню к жанру советской песни, а не к ВИА.
У «Весёлых ребят» в этой песне слышатся напор, огонь, радость жизни. Песня аранжирована в жестком ритме, очень близко к роковому ощущению, сделана в духе того времени.
Песня «Чернобровая дивчина» исполнялась и «Самоцветами», и «Весёлыми ребятами». Неизвестно, кто первым сделал аранжировку песни «Чернобровая дивчина» - Валерий Селезнёв для «Самоцветов» или
Алексей Пузырёв для «Весёлых ребят», но взаимовлияний никаких не слышно. А подходы выбраны совершенно разные.
У «Самоцветов» всё звучит ясно и прямолинейно, самое начало песни аранжировано умышленно скудно. Вся ответственность за тембральные краски в инструментале возложена на орган и соло-гитару, переживания героя песни в кульминационный момент выражены в звучании гитары. Получилась красота – в простоте.
У «Весёлых ребят» совсем другая картина - сразу же всё звучит очень плотно. Расписано богатое многоголосье. Вся аранжировка построена на многослойности инструментала. Музыка усиливает напряженность и идеально соответствует тексту. И в кульминационный момент, когда вокалисты поют «не поверю, не поверю – у…», эта "средневековая" напряжённость уверенно разрешается надеждой – взлётом голосов в вокальной партии. Получилась красота - в загадочности и непостижимости бытия.
Песни «Верба» и «Чаривна бойкивчанка» готовились специально для гастролей ансамбля по городам Западной Украины, поэтому были исполнены на украинском языке.
В песне "Верба" с рок-н-ролльным ощущением и в замечательной балладе "Чернобровая дивчина" слышались практически "рОковые" аранжировочные приёмы – современные ритмические рисунки, фуззовая гитара…
Музыка в песнях «Снежинка», «Налетели дожди», «Горлица» подвижная, созвучна латино-американской ритмике. Серафим Туликов говорил, что даже его песню
"Не повторяется такое никогда" "Самоцветы" превратили в какую-то "бразилию".
В песнях этого гиганта отразилось ощущение времени, настроения людей, поэтому, фрагменты песен «Увезу тебя я в тундру», «Налетели дожди» и «Там за облаками» были включены в фильм «Афоня», и звучали там фоном.
То, что песни были исполнены душевно в первую очередь заслуга солистов-вокалистов коллектива. Самым главным голосом «Самоцветов» был уникальный и узнаваемый теноровый баритон Валентина Дьяконова. У него был самый яркий голос и располагающая к симпатии исполнительская манера. Он был и основным лицом ВИА «Самоцветы» на советском телеэкране.
Вторым узнаваемым солистом был
Юрий Петерсон – он обладал другой манерой исполнения. Это был своего рода «шансонье». В дуэтных песнях голоса солистов очень хорошо сливались и дополняли друг друга. В коллективе была и солистка Ирина Шачнева. Она обладала сильным и красивым голосом и очень тонко и точно чувствовала интонации.
Ещё одним из основных объединяющих элементов всех песен на пластинке является звучание, ювелирно исполненной и вплетённой в аранжировку, партии гитары Валерия Селезнёва – это настоящее украшение пластинки.
Песни «Самоцветов» сразу понравились всем поколениям - и взрослым, и детям, и бабушкам, и дедушкам.
Но молодёжи в те годы всё-таки хотелось чего-то более энергичного и эмоционального, без «комсомольско-БАМовской» тематики.
В то время на советской эстраде, кроме «Самоцветов» были и другие ВИА, которые старались не петь на идеологические и политические темы. Но старшее поколение не было готово воспринимать песни других ВИА, оно должно было привыкать к стилистике ВИА, и лишь с течением времени все поколения приняли жанр ВИА в целом.
«Самоцветы» в этом процессе были объединяющим центром.
В том же 1973 году поэт-песенник Павел Леонидов уезжает в Америку. Из гиганта "Самоцветов" убирают три песни на стихи П.Леонидова ("Школьный бал", "Песня, моя песня" и "Снежинка") и
новый тираж альбома ВИА "Самоцветы" выходит с 10 песнями, как монофонический, так и уже стерео.
Пластинка пользовалась такой большой популярностью, что переиздавалась и через 5 лет после выхода первого тиража, т.е. без песен Павла Леонидова пластинка «Самоцветов» пользовалась огромным спросом. Это говорит о высоком тематическом и исполнительском уровне песен, изданных на пластинке.