Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Галина Стельмах

Я-женщина!

(март 2013 г.)

2. "Самоцветы".


2

-В виде кого или чего была та самая рука судьбы, приведшая в «Самоцветы» ? На этот счёт есть разные версии.

Это верно, есть такая рука судьбы. Мы с моим мужем Алексеем Шачневым как-то просто гуляли. Это была весна 1971 года, в то время пели в МГУ, но уже думали, что надо выходить на другой уровень. И вот идёт навстречу Вячеслав Добрынин, тогда совершенно молодой парнишка, как и мы. Я с ним не была знакома, а с Алексеем они вместе играли на разных сейшнах. Они на год-два раньше меня на сцену выходили, были немного старше.
Он Лёше рассказывает, что Юра Маликов привёз из Японии роскошную аппаратуру, и они создают вокально – инструментальный ансамбль, уже кое-какие вещи у них есть, репетируют, но Юра сказал, что им нужна девчонка. Говорит:
-Ищем, прослушиваем, но пока никто не подходит.
Тогда мой супруг говорит:
-Вот, есть девчонка!
Я разинула рот, а Добрынин говорит:
-Ну тогда приходи завтра по такому-то адресу и будем прослушиваться.
Я, честно говоря, была немного закомплексована и сказала мужу:
-Лёша, я пойду, но тебя я запру в квартире, потому что при тебе не смогу петь.
Он был мой критик, а я должна была чувствовать себя уверенно.
На следующий день заперла Алексея и поехала по этому адресу. Пришла к Маликову и стала петь на английском и французском, аккомпанируя себе на фортепьяно. Потом Маликов говорит:
-Ира, а ты можешь петь на русском?
-Ну а как же, я разве не русская?!
И спела несколько песен на русском. После этого он сказал:
-Ну что ж, можно подниматься на второй этаж, приступать к репетициям.
Вот такой рукой судьбы стала рука Славы Добрынина, которая привела меня в «Самоцветы», о чём я никогда не пожалела.
Ирина Шачнева.
1971год.

-Была еще версия, что вас с Алексеем привёл Володя Сахаров.

Нет, это смешно! Володю Сахарова привёла я, только он недолго продержался.

-В «Самоцветы» Вы пришли вместе с мужем. Расскажите о нём.

У меня был сокурсник Володя Сахаров, который сказал:
-Ира, мы сейчас делаем группу и хотим пригласить тебя. Базируемся мы в МГУ.
И мы вместе поехали туда. Идём там по коридору и вдруг я слышу раздаётся песня «O, darling!» группы «Beatles». Алёша вступал в припеве. Он играл на басу и пел. Я говорю:
-Кто это?
Володя говорит:
-Это наш Алексей, очень известный по Москве бас-гитарист.
Он действительно играл виртуозно, в его руках бас-гитара переставала быть вспомогательным инструментом. Я говорю:
-А как у него получается петь с такой хрипотцой?
Володя пошутил:
-А у него фузз в горле!
Алексей работал в МГУ, был оформлен электриком и занимался музыкой.
Открылась аудитория, где выделили место для наших репетиций, мы познакомились. Потом Алексей говорил:
-Как только ты вошла, я сразу же в тебя влюбился и решил, что вот она станет моей женой. Буду её добиваться.
После первой репетиции он сказал:
-Разрешите Вас проводить домой?
Сначала я отказалась. После второй репетиции он меня проводил до дома и сразу же сделал предложение. Володя Сахаров потом сказал:
-Как ты атакуешь! Прямо с ходу!
Поженились мы, когда я закончила училище. Мы подали заявление, и должны были ехать в международный студенческий лагерь под Туапсе. Мы решили пожениться перед поездкой, но моя мама попросила, чтобы мы проверили свои чувства и перенесли свадьбу на сентябрь, когда мы вернёмся. Мы не стали идти против родителей, проверили чувства и в сентябре поженились. Мне было 20 лет, а ему 21.

Еще не "Самоцветы:
Пузырев, Шачнева, Маликов, Кролик, Раппопорт, Жарков и Березин.
1971 год.

-Каков был состав на момент Вашего появления?

Алексей Пузырёв, Глеб Май, Вячеслав Добрынин, Эдуард Кролик. Когда я пришла в первый раз – эти люди находились на репетиции. На барабанах – Коля Раппопорт, который был гораздо старше и Маликова, и нас. Он принимал участие в организационных делах и всегда прислушивался к нашему мнению, считая, его более современным.

-А какова была роль в коллективе Алексея Пузырёва?

Алексей Пузырёв - гениальнейший музыкант, гениальнейший. Когда я пришла прослушиваться, Алексей Пузырёв уже там был, но в официальный состав ансамбля «Самоцветы» он не вошёл, потому что они расстались с Маликовым. У него был сложноватый характер, свободолюбивый. Маликову это не нравилось, он человек дисциплины. Без дисциплины создать какой – либо жизнеспособный коллектив невозможно. Сегодня один не придёт, завтра второй. Ни репетиций не будет, ни гастролей, никакого качества и денег не будет тоже.
Ни Глеб Май, ни Вячеслав Добрынин, ни Алексей Пузырёв не вошли в состав, который получил имя «Самоцветы».
Потом Алексей Пузырёв прекрасно работал в «Весёлых ребятах», у Вячеслава Добрынина в «Доктор Шлягер». Мы давно уже не виделись, но когда встречаемся, то очень приятно его видеть.

-Когда состоялись первые гастроли «Самоцветов»?

Мы поехали в свою первую поездку в город Томск, когда даже не было ещё названия «Самоцветы», просто ансамбль под руководством Юрия Маликова, вместе с Фрадкиным Марком Григорьевичем, будущем нашим крёстным отцом. Еще даже «тундры» не было, нашей первой песни. Мы подпевали Марку Григорьевичу и пели несколько сольных песен.
Это была программа «Товарищ кино» - ездили с концертами киноактёры. Очень была популярная программа, собирала Дворцы спорта, а мы принимали участие как музыкальный номер. Там я спела песню: «Снова твоё бесконечное «жди», с которой прослушивалась и у Маликова. Очень красивая песня.
Это была моя первая аранжировка в жизни. Маликов тогда сказал:
-Ира, ты можешь сделать аранжировку?
-Ну конечно, я могу!
А сама думаю:
-Ну как же это делается?
Но всё-таки всё сделала, сама не знаю как, ведь никто этому не учил.

-А вы сами пели какие-нибудь песни Марка Фрадкина?

Фрадкину мы подпевали. Он выходил на сцену, пел сам, а мы пели вместе с ним «Морзянку». Мы были совсем молодые, нам всё было смешно. Режиссёр задумал так, что Фрадкин выезжал прямо за роялем, играя позывные «Морзянки», а мы стояли и ждали, и нас это очень веселило.
А ещё мы пели «Прелестную виолончелистку». В исполнении этой песни мы распределили соло так, что пели за инструменты, что показывало наш профессиональный уровень. Мы вначале этим увлекались, даже хотели сделать полонез Огинского, хотели голосами воспроизвести все инструменты, ещё добавить что-то придумать, были у нас такие идеи. К сожалению, не осуществились.

Здесь можно послушать две песни в исполнении ансамбля п/у Юрия Маликова:
-"Увезу тебя я в тундру"- Запевает Эдуард Кролик.
Вокальная аранжировка- Э.Кролик, инструментальная - А.Пузырев.

-"Прелестная виолончелистка" -Основной вокал А.Пузырев и Э.Кролик.
Аранжировка снята с оригинала -А.Пузыревым.

-Вы застали Льва Пильщика?

Конечно. Это первый состав. Лев Пильщик очень давно живёт в Америке. Он покинул нашу страну в начале 70-х. Мы даже записывались с ним вместе. У нас была совместная песня с Лёвой Пильщиком: «От зари до зари». Потом на его место пришёл Толя Могилевский.

-А как появился Валентин Дьяконов?

Валю Дьяконова привела я. Сестра моего мужа услышала его, как он поёт в кафе «Хрустальное», что было на Кутузовском проспекте. Она сказала:
-Там такой парень!!!
Я попросила, чтобы он нам позвонил. Когда он позвонил, мы его уговорили, чтобы он пришёл на прослушивание. Он пришёл и Маликов сразу руками – ногами за него ухватился, сказал:
-Всё, сразу приступайте к репетициям!
Маликов уговорил его оставить прежнюю работу, пообещав, что ансамбль скоро станет очень популярным.
Валентин Дьяконов- это просто явление какое-то. У него даже каждый палец музыкальный.

-Он ещё и сам умеет музыкальные инструменты делать?

Сам инструменты, великолепные аранжировки. Когда он пел, его называли Лелем. Что творили из-за него девочки и женщины!!! Это просто ничего не показывалось, ничего не писалось. Тысячные толпы переворачивали машины.
А он абсолютно ничем этим не пользовался, был сама скромность. Ему бы куда-нибудь забиться в угол и никого не видеть и не слышать. Какое там пиариться! Спрятаться бы. Он не мог просто так выйти из квартиры, из подъезда.

-Мне, глядя на Валентина, всегда казалось, что, выходя после концерта, ему хотелось надеть шапку – невидимку.

Да, он всегда об этом мечтал, всегда. После исполнения Валентином сольной песни концерт на 20 минут останавливался, потому что всегда сразу выходило 150-200 девочек с цветами, и то и сё, и тра-та-та.
После «Ивушки» - эта песня пользовалась таким огромным успехом - можно было не торопясь пойти в буфет, пообедать, вернуться, а Валя всё принимал букеты.
Из-за этого сбивался темп концерта. А у нас было четыре концерта в день: 12-15-18-21. Если после каждой песни Вали Дьяконова останавливаться на 20 минут, то мы смогли бы делать только по полтора концерта. Поэтому потом нашли выход: 2-3-5 девочек пройдут, а дальше говорили – после концерта.

Валентин Дьяконов

-А когда появился Юрий Петерсон?

Юрий Петерсон появился на год позже Вали. Он пришёл в «Самоцветы» из ансамбля «Весёлые ребята». Гениальнейший певец, музыкант. А как он играет на саксофоне! Даже на любой пластмассовой игрушечной дудочке он может сыграть сложную мелодию.

-Да уж, не зря из-за него самолёты останавливали!

Да? А как это?

-Я недавно прочитала в блоге одного из почитателей «Самоцветов» воспоминания о том, как он летел в середине 70-х рейсом Рига – Москва и вылет самолета задержали, чтобы дождаться опаздывающего на него Юрия Петерсона.
http://blog.i.ua/community/3991/980136/

Вполне вероятно. Это величайший музыкант, прекрасный певец, очень тонкий художник. Высокоинтеллектуально развитый человек.

- А Анатолий Могилевский когда присоединился к ансамблю?

Анатолий Могилевский даже раньше, чем Петерсон. Они оба из Риги, они знали друг друга. Это было как только Пильщик уехал. Мы все приводили друг друга.
Я привела Валю Дьяконова, кто-то Березина, Березин – Жаркова, Жарков ещё кого-то. И вот так вот собирался коллектив. Маликов в своей книге назвал «золотым» этот первый состав, где Ирина Шачнева (извините, что начала с себя), Сергей Березин, Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Анатолий Могилевский, Валерий Селезнёв (царство ему небесное, он умер) и Юрий Генбачёв.
Коля Раппопорт ушёл с барабанов, занялся административной деятельностью. Сказал, что нам нужен отличный барабанщик. Он понимал, что из другой эпохи. Пришёл Генбачёв. Это великий барабанщик и великий шоумен. Это человек, который держал зал по 15 – 20 минут.

-Генбачёв? Я его после ухода из ансамбля видела в джазовом трио Леонида Чижика.

А он и пришёл из джаза. А потом опять вернулся в джаз, проработав в «Самоцветах» и «Пламени», но он хорошо знал все жанры. Он умел прекрасно играть рок-н-ролл, он умел прекрасно играть джаз и всё что угодно.

-А как изменился коллектив с приходом Генбачёва?

Всё зазвучало совсем по-другому. Звучание от каждого инструмента зависит. Он умел играть и умел настраивать «фирменное» звучание барабанов, а на игру ритм-группы наслаивались клавиши, дудки, вокал, подголоски, ну, и общий саунд.

-А кто был администратором до прихода Плоткина?

Маликов и Рапопорт выполняли эту работу, а потом уже Миша Плоткин.
Продолжение
Сайт управляется системой uCoz