Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Геннадий Павлов

В цель!

(Еженедельник "Собеседник" 1985 г.)
Материал прислал kulik@lianet.ru


Они дебютировали четырнадцать лет назад,когда не было на нашей эстраде такого обилия вокально-инструментальных ансамблей, как сегодня. И, увидев на афише «Самоцветы», зритель шел в концертный зал на встречу с интересом и любопытством: «Что нового предложит Маликов?» А Маликов, похоже, и не думал изобретать велосипед — в программе звучали советские песни, настроение которых можно было передать электроинструментами. И все-таки новое было.
Состояло оно прежде всего в том, что жесткому всепоглощающему ритму «Самоцветы» противопоставили в своем жанре лирическое, задушевное звучание мелодии и стихов.
«Именно стихов, а не текстов,— замечал в ту пору выпускник Московской консерватории Юрий Маликов.— Стихов, которые наравне с мелодией и делают песню песней». И этой традиции «Самоцветы» ни разу не изменили. Давайте вспомним — именно благодаря «Самоцветам» в полный голос зазвучали песни: «За того парня», «У деревни Крюково», «Бамовский вальс»...
Юрий Маликов.

И вот — новая встреча с «Самоцветами», которые предложили зрителям стать участниками эстрадного спектакля «Игра в волшебный тир». Спектакля интересного не только потому, что это первый опыт ансамбля в таком жанре, но прежде всего оттого, что, как и раньше, нас занимал вопрос: «Что нового предложит Маликов?» И вопрос этот был не праздным — на дворе восемьдесят пятый год, афиши пестрят названиями ансамблей и групп: смогут ли «Самоцветы» чем-то удивить, поразить, увлечь, наконец, искушенного теперь уже зрителя? С такими вопросами и пришел корреспондент «Собеседника» к руководителю коллектива, заслуженному артисту Удмуртской АССР Юрию Маликову:
— Вопросе не просты. Мы сами постоянно задаем их себе. Тем более что ансамбль наш, несмотря на «общий стаж» пребывания на эстраде, не имеет права стареть — мы представители одного из самых молодежных жанров и, значит, должны, обязаны жить проблемами, которые волнуют ребят. Но это лишь одна сторона дела. Есть и другая, не менее важная — искусство призвано будить в зрителе самые лучшие качества, настраивать на раздумья. И все это, заметьте, на языке современной музыки. А этот язык стараются использовать и те, кто хотел бы видеть нашу молодежь бесхребетной, безвольной и безродной. Но и это еще не все — нам нельзя работать так, как мы работали, скажем, лет десять назад. В той же манере, в тех же ритмах... Зритель не прощает топтания на месте, и сам ансамбль при этом многое теряет — это я не голословно говорю, в нашей биографии есть и такие моменты... Значит, мы просто обязаны были искать, работать и предстать перед зрителем интересным собеседником. И в то же время собеседником давно знакомым — «Самоцветами». Несколько лет мы находились на подступах к решению, которое пришло к нам, поверьте, непросто. И все-таки оно пришло, когда Борис Пургалин, Борис Салибов и Григорий Кантор предложили поставить спектакль «Игра в волшебный тир».
— В программе спектакля есть такие слова «Ты находишься в волшебном тире, на мишенях которого изображаются твои цели, твои мечты. Поэтому прежде всего выбери цель...»
— В этом заключена основная мысль нашего представления — каждый обязан в юношестве избрать цель своей жизни. А жизнь предлагает человеку огромное множество таких целей — подлинных и мнимых. Вот мы и хотим помочь разобраться в этом нашему слушателю. Знаете, я сейчас уже почти не появляюсь на сцене и могу из-за занавеса «подсмотреть», как ведут себя зрители, как воспринимают спектакль. Это дает возможность чуть позже, на репетициях,что-то подправить, иногда приходится даже отказываться от отдельных номеров. Но вот есть у нас часть, которая называется «Земля — это мир». В ней мы особенно четко продолжаем традиции «Самоцветов», заложенные в годы основания ансамбля, и этой частью завершаем первое отделение. После того как звучит последний аккорд, в зале наступает пауза. И лишь потом — аплодисменты.
Я люблю именно в эти минуты смотреть на лица сидящих в зале. Это удивительное зрелище, ни с чем не сравнимое — работает мысль, работают чувства. А говорим-то мы вроде о вещах, известных каждому,— о долге перед нашей памятью, о цене Победы, о тех целях, которые ставили перед собой мы, советские люди. О мире.
— После премьеры много говорят о том, что «Самоцветы» сегодня работают в иных, нежели прежде, ритмах. Не значит ли это, что вы уходите от ранее намеченных целей?
— С приходом в наш коллектив Владимира Преснякова — кстати, мы с ним в соавторстве написали музыку к спектаклю, солистов Андрея Сапунова, Олега Слепцова, Александра Нефедова — ритмика наших песен действительно изменилась, но и время не стоит на месте. И все-таки нельзя не услышать: по-прежнему мы стоим за лирический, светлый распев, который позволяет нам открывать внутренний мир человека. Ритмом же мы стараемся передать учащенный пульс современной жизни, признаки внешней среды, в которой, собственно говоря, и оказываются лирические песни. Так что избранной цели «Самоцветы» не изменили.

Программку спектакля сожно увидеть ЗДЕСЬ.