Роберт Болотный.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

...нужно высокое качество.

(апрель 2009).
6

Михаил Болотный.

Совсем музыка забыта?

Нет, у меня много хорошей музыки на DVD. А когда я приезжаю к Мише, то моя племянница закупает билеты на все джазовые концерты. Мне этого хватает.

А попеть в душе?

Вы, знаете, я в 89-ом продал свой последний саксофон.
Жаль, конечно, что те люди, которые работали в «Синей птице» не смогли объединиться. Духу не хватило. Ведь, «Самоцветы» работают. А когда сплошные «дети лейтенанта Шмидта», то это ничем хорошим не закончится.

У вас работал такой солист – Леонард Арсланьян. Ни записей, ни фото, ничего о нем?

Леня был солистом, пришел из «Чаривных гитар». Очень хороший человек! Он не работал с ансамблем, он имел право на сольное отделение.

Он долго работал у вас?

Года четыре, наверное. Не записывали мы его потому, что он не был частью «Синей птицы». Абсолютно отдельный человек. Кстати, я недавно узнал, что Боря Волгин – руководитель «Чаривных» - умер. Такой оптимист, всегда веселый. Относительно недавно приезжал в Калининград за машиной, останавливался у нас. На Новый год друг друга всегда поздравляли. И вот позвонил, а жена говорит, что умер…

А еще у вас работал Николай Парфенюк?

Коля – это особая статья! Восхитительный вокалист! Совершенно отдельный человек, порядочный, серьезный. Мне Миша прислал песню, которую они с Колей записали. Это потрясающе! Я думаю, что в том проекте, который мы задумываем, Коля тоже будет участвовать. Какие-то совместные акции обязательно будут.

А как он ушел?

Расстались мы нормально. Я думаю, что ему просто надоело ездить на гастроли. А тут – театр «Ленком», своя студия, «Аракс».
А, вообще, о Коле самые наилучшие впечатления. С ним никогда не было проблем, он очень серьезен в отношениях, серьезно относится к тому, что делает. А по своему тембру – это один из людей, которые стоят совершенно отдельно. Подача, понимание...

Евгений Войнов?

Женя – хороший парень. Он пришел, когда ушел Сергей Дроздов. Принес несколько хороших песен, но им никто не занимался. Наступало уже другое время и никому ничего не надо было. Мы этот диск – «Здравствуй и прощай» - сделали только для него. Без лишних заморочек, серьезного сведения. Это не звук «Синей птицы».

Александр Пружинин?

Хороший клавишник, очень хороший музыкант. Воспитанный, интеллигентный человек, свободно говорящий на английском.

Юрий Хумарьян? Он был сыном руководителя управления культуры?

Это не имеет никакого значения. Он играл у нас на гитаре. Нормальный парень.

Дмитрий Галицкий?

Он в «основняке». Тембр Димы в звуке «Синей птицы» есть. И с головой у него хорошо, образован. Аранжировками занимался многих песен. Дима, скажем так, из основного состава.

Скажите, ведь заглавную песню с альбома «Осенний этюд» поет Ирина Отиева?

Это моя хорошая подруга. Для этой песни нужен был ее тембр и спела она эту песню замечательно. Света Лазарева имела свой репертуар.

В начале 90-х у вас был проект «Лицей»?

Талантливые ребята. Они из Самары. Паша Бородин очень хорошо пел. Я их собрал, оплатил студию, выпустил виниловый диск. Я ждал, что ими кто-то займется, так как у меня не было такой возможности.

А как сложились их судьбы?

Паша Бородин, знаю, записывается на Самарском радио. Он пишет песни, близкие по духу к «Синей птице». Девочка-солистка, Оля, кажется, вышла замуж. Наверное, детей рожает. Про остальных не знаю.

Там было три солиста и солистка?

Да, чисто вокальный коллектив.

Все эти годы связи с композиторами не теряли?

С Теодором Ефимовым мы вместе работали в «Советской песне», дружили. С Володей Семеновым в «Коробейниках», со Славой Добрыниным давно дружим. С Антоновым. Общаемся, поздравляем друг друга с праздниками. К сожалению, рано ушел из жизни один из наших основных композиторов Сергей Дьячков. Кстати, у нас вы много фамилий композиторов не найдете. Довольно очерченный круг. А к 85 году сами почти всю музыку стали писать. Я долго не давал ребятам записывать свои песни, хотя они были у каждого. А то бы началось:
- Ты ему разрешил две песни, а мне одну!
Но потом сначала Миша и Серега Левкин стали записывать свои песни. Дальше стал писать Дроздов. Но, если, он как вокалист был выдающийся, то как композитор не такой яркий.
Кстати, Теодор Ефимов свою песню – «Нелетная погода» - написал еще когда мы работали в оркестре «Советская песня». Приехали на гастроли в Ульяновск и пошли на почту получать письма. А Давид Усманов, который Галинский, присылал тексты в письмах Теодору. Мы поселились в гостинице и пошли чего-нибудь купить поесть. Я пришел из магазина, а песня уже была написана.
Давид Усманов вообще потрясающий человек. Какую прозу писал!
В Калининграде мне один знакомый дал почитать книгу «Легенды ВИА». Почитал. Невероятное количество ошибок! Упомянуты люди, которые никогда не работали в «Синей птице». Много написано чего не было.

У вас в репертуаре была песня «Пусть этот май..»?

Да, это Мишина песня на стихи Олега Жукова. Пел, вроде Серега Левкин.
Кстати, знаете, что еще Олег Жуков написал? «Люди встречаются», русский текст. Звонил недавно, приглашал в Минск…
У меня была одна песня , про которую мало кто знает – «Я ухожу на Север». Однажды приезжаем в Свердловск и ко мне подходят у гостиницы организаторы какого-то местного конкурса. И говорят:
- У нас на конкурсе Вашу песню поют одиннадцать коллективов!
Я говорю: - Какую?
Они: - «Я ухожу на Север».
Тогда требовались патриотические песни. А у меня этой песни не сохранилось. 76 год, стихи Сени Каминского. За один вечер написали. Решили, что надо записать. Все равно для чего-нибудь, когда-нибудь понадобится…

Я помню, что на первых концертах в Москве вы пели песню со словами «Мне ли молодому, мне ли не жить»?

Да, это песня Юры Янина. Он ее и пел. В народном стиле, разухабистая такая песня.

А песню «Телефонная автоматика» Ющенко записал?

Я не помню такую песню. Вообще, Ющенко у нас мало проработал. Мне кажется, что ничего не записывал.

А как к вам попал Касторский? Вроде бы он уже тогда был известным композитором?

Однажды, когда мы были в Питере, он пришел ко мне и предложил несколько своих песен. Потом стал рассказывать как у него все хорошо. А в конце сказал:
- Ну, возьми на работу?
Миша говорит:
- Ну, давай возьмем вторым клавишником.
Мы с ним много чего вместе написали.

Роберт Аронович, в Интернете выложен концерт «Синей птицы» 83 года. Там есть довольно редкие песни, например, «Аэропорты и пероны»?

Да, это Левкина песня. Он пел.

«Меняю»?

Это Теодора Ефимова, пел Преображенский.

«Почему»?

Дроздов пел. Это на стихи Яна Гальперина. Говорят, что тоже уже умер.

Скажите, а композиторы все такие: немножко с приветом?

Нет, большинство притворяется.

А поэты?

Тоже. Но Дюнин не притворяется(смеется).

Он к вам пришел с песнями Антонова?

Да, Юра его привел. Но потом они с Мишей много песен написали. Одна «Не уходи» чего стоит!

А он тогда совсем молодым был?

Да просто летал. Я считаю, что в его творческой жизни очень большую роль сыграл Юра Антонов.

В первом составе на трубе у вас играл Мельников?

Да, очень недолго. Такой был трубач, человек из Гомельской области.

А позже дудки – Лоос, Дейнека – откуда появились?

Витя Лоос с Украины. Он работал в джазовом Госоркестре Грузии. Мы его оттуда пригласили. И скрипача Юру Банковского. А Эдик из Омска.

Левкин родился в Калининграде?

Нет, в Балтийске.

А Гапонов долго у вас проработал?

Долго, до самого конца.

А потом он ушел в рок?

Его Доца Юра подтащил в ДДТ. Я не знаю, почему расстались и он ушел из такой классной группы как «ДДТ», но вообще он очень хороший человек.

А музыканты все подвержены...?

В то время – да.