Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Том Джонс и старое советское радио.

(апрель 2019)

6

"Гавана":
Юрий Метелкин и Габиль Зейналов.

Возвращаясь к нашему главному вопросу. Итак, пошли стилевые искажения. Хотя кое-какие отдельные вещи пробивались. Но в общей массе, как явление, как что-то, что должно быть лучшим в мире, (как я мыслил...), пусть оно будет славянским, на каком угодно языке, но люди из России, СССР, могут и должны создать своё, такое, чтобы оно было мирового уровня. И это было возможно. Но почему-то всё поплыло в аморфную и размытую сторону Гребенщиковых, которые стали морочить головы всякой лабудой. Какие-то пошли философские сентенции, невнятные мелодии... Чем непонятней тем лучше и всякий, кто смел спросить, в чем тут собственно искусство, становился белой вороной. Как, ты не понимаешь великого Цоя?
Я был в ужасе. Как случилось что миллионы людей на это упали? Что делали мы всю свою жизнь, пропагандируя хорошие пласты? И не взирая на наши потуги и усилия вся страна прильнула к "Ласковому маю", "Ногу свело", Пугачевой, Цою, Машине времени (хотя Цой и лучше всех остальных, своей харизмой). А другая половина стала закапывать виноградную косточку.

-И почему туда всё рухнуло?

Я это связываю с отсутствием правильного, базового, воспитания. (Ах, если бы наша страна не рухнула в кровь и войны, не уничтожала свой цвет нации).Знаете, в Париже в 20-е годы было 2 миллиона русских, которые уехали сами и которых изггнали. В Париже было около 20 ежедневно действующих русских театров. В 1946 году в Париже осталось около 60 000 человек русских: кто уехал, кто умер, дети ассимилировались. Они дали очень много европейской культуре. Те, кто не понадобился у нас.
И поэтому мы рухнули в пугачевщину.
У нас нет ни рэпа, ни рока! И никогда не было. Когда Стас Намин говорил про русский рок, я хватался за голову:
- Какой русский рок? Это всё вторично!
Мы, поколение послевоенное, были невеждами, но мы хотя бы старались учиться по образцам, то следующее поколение "Ласковоuj маz", "Ногу свело" были просто антиобразцы, следствие отрицательного отбора. Когда рухнул СССР и открылся рынок, я и тогда не пошел на эту уродскую сцену, потому что мне было противно. Всю свою жизнь пропагандировал другое искусство.
Я бросил сцену и ушел в гражданскую жизнь. Меня при этом мотало и ломало как и других.
Вот к "Песнярам" у меня претензий нет. Мы в Гомеле смотрели на них как на богов.

- Болотные вспоминали, что когда пришли вас послушать, то прослушали целиком программу "Песняров".

Мы их очень любили и я сам пел "Не обижайте любимых упреками". Но впоследствии, появилось множество групп, которые неоправданно заняли много место на эстраде, прививая дурной вкус. Они изображали что-то значительное, чем на самом деле это не являлось. Помните фрагмент из Собачьего сердца, когда он и она выступают в цирке, он ей говорит:
-Делай загадочное лицо, дура!
Они поймали фишку и "на этом умняке разводили слушателей". Тот же Цой, только кричал:
- Перемен, мы хотим перемен!
И в нем все совпало, и чегеваровский образ, непокорность, волна протестной молодежи. Он ее и оформил. Но это другое. Это ближе к социальным явления, к политике. Но если мы говорим об искусстве, то это не искусство.
Возьмем наш фольклор. Его можно так спеть, так аранжировать и показать его сущность, что было бы не хуже любых американских, британских, вещей. И он бы гремел в мире. Как это происходит с нашей классикой.

-Согласен! Но с классикой проще. Она интернациональна по способам обучения и существования в дальнейшем. Потому что классика продукт созданный элитами, правящим классом и для правящего класса, который количественно всегда был очень невелик. Кроме того, классика вечна и потому - статична. Если ты выучишь определенный набор общеизвестных произведений этого жанра, то дальше всю жизнь можешь существовать только совершенствуя исполнение. А эстрада национальна от начала и до конца, потому что базировалась на фольклоре и делась народом и для народа. И именно поэтому была всегда гонима. Потому что безродна. Даже в СССР серьезные композиторы свысока относились к эстрадным. Завидовали им из-за того, что те были больше востребованы в народе, и потому больше зарабатывали. И по этой причине всячески этот жанр третировали и ломали, не давая ему нормально развиваться. И, самое главное, эстрада требует постоянного обновления. Эстрада -сиюминутна. В ней нельзя всю жизнь существовать на давно выученном и общеизвестном материале. По этой причине эстрада значительно более сложный и конкурентный жанр.

Смотрите, что сделал с фольклором, причем не только с нашим, один гениальный человек. Он его так преподал, что показал все лучшее. Это хореограф Игорь Моисеев. Он в этом деле стал лучшим в мире. Он показал испанцам, как надо танцевать арагонскую хоту? Он показал русским как надо танцевать Березку. То же самое было в отношении французов, немцев и всех прочих. И в этом ему равных не было. Вот что человек сделал с фольклором.
Мы своего фольклора не знаем. Мне попались записи фольклорных экспедиций 60 -х годов. Я показал их своему товарищу Диме Фокину профессиональному фольклористу. Он сравнил их с такими же записями сделанными 10-15 лет спустя, начла 70-х и показал мне на пальцах, какие, за это довольно короткое время, произошли искажения. Хотя записи эти были сделаны в одних и тех же географических местах и населенных пунктах. Это одна из причин почему у нас не получилось. Потому что практически весь 20-век никто не пытался сохранить изучить и передать фольклор. Советской власти было по барабану этот фольклор. Им нужен был попсовый Бабкинский фольк.
Наш разговор спонтанен. И в его течении происходит осмысление своих каких-то поступков и событий. Они до-осмысляются или даже переосмысляются. Какие-то вещи в процессе разговора до-складываются. Ты, как бы протираешь тряпочкой оптику закоптевшую от времени и увиденное через неё становится более понятным.
Когда-то давно я сделал для себя вывод - никогда нельзя останавливаться в (интелектуальном) развитии. Я вылез из такой дыры. Когда я это осознал, то понял, что надо постоянно себя подстегивать, чтобы не оказаться там же. Я (для себя) сформулировал такой термин "перетряхивание чердака". Условимся - Мозг- это чердак, и для его тренировки и развития надо постоянно его перетряхивать, пересматривать свои сложившиеся жизненные штампы. Человек набравшись к определенному возрасту некоторого жизненного опыта, начинает создавать для себя наборы штампов. И эти штампы мешают верно оценить предлагаемые обстоятельства, ситуации, из-за своей токсичности. Правильнее - потом, через какое-то время, перепроверить свои ощущения. Допустим, когда-то я впервые увидел какой-то знаковый фильм, и он мне не понравился. Через какое-то время его надо пересмотреть вновь и сравнить свои впечатления. Зачастую с возрастом предпочтения и приоритеты меняются. И это нормальное явление, потому что ты развиваешься. Идешь вперед. И так со всем, с литературой, музыкой, живописью.
Западная музыка не была в приоритете у основной массы слушателей СССР, поэтому в 80-е годы все и рухнуло в "Ласковый май". Основная забота власти была в том, чтобы все подкобзонивали.

-А при чем тут власть? Каждый сам выбирает, что ему слушать.

Когда был создан радиопром, то его основой была задача- пропаганда. Все, что там появилось потом - песни, спектакли и прочее, появились только потому, что невозможно было слушать пропаганду с утра до ночи. Надо было чем-то разбавлять. Развлечение - было побочным продуктом пропаганды партии. Основной продукт - агитация и пропаганда. Основная задача была - сохранить власть. Под это, подстраивалось всё остальное. Абсолютно все СМИ принадлежали партии и правительству. Подкобзонивал хорошо - премии, дачи и все блага. Нет- судьба Пастернака и Мандельштама, судьба репрессированных при Сталине. Хотя при Сталине мог попасть любой.

-Всё равно не понял, при чем тут власть? Вот вы же смогли сформировать свои личные западные пристрастия, не смотря на "агитацию и пропаганду".

Мы жили в медийной среде, где у вас не было выбора. Когда мне было 10-12 лет везде пели Кобзон и Кристалинская. Никакого Битлз не было. Я по случаю доставал западные пластинки и их слушал. Если бы я с этим не столкнулся, то вырос бы верным кобзонщиком.

-Мы с вами почти одногодки. Но у меня в то время выбор был. Магнитофонные записи среди одноклассников ходили без проблем. Таким образом мы западную музыку и познавали.

Официально господствующая тогда музыкальная среда - это на 95% сов-эстрада. 5% Хендрикс, Чак Берри, Дип Перпл и прочее. Эти 5% не были в состоянии обратить остальных в свою веру. И поэтому невежественная масса прильнула к тому что было и что ей впаривали на теле-радио программах.

-А зачем надо было обращать всю страну в чужую для нас веру?

Это нам не чужое. Чужое это с советской точки зрения. Просто есть на свете музыка хорошая, а есть плохая. Как только вы говорите "чужая", то это уже социально-политические игры. Этой окраски в творческой среде быть не может. Не бывает русского или американского до ре ми.

- Вся идеология Запада построена на понятиях свой-чужой. И никакой творческой свободы у тебя не будет, если ты "чужой". история с Дином Ридом тому подтверждение.

Везде есть политика. И везде есть регулировки. Но в их системе они не такие жесткие, есть люфт, есть маневр, есть свобода мнения. Это и есть капиталистическая и демократическая система. В СССР никакой демократии не было. Было одно мнение-мнение партии.

- Я не согласен, если было одно мнение, то как вы лично сформировались, как западник? И вся, практически, творческая интеллигенция была точно такой же. Как она могла существовать с такими взглядами в той системе? При этом они жили много лучше простых людей, которых сегодня принято называть "совками". Последние, как раз, разделяли государственную идеологию, но жили хуже тех, кто её противился. "Якобы" запрещенный певец Валерий Ободзинский в месяц бывало получал 5000 рублей, а первый секретарь городского комитета КПСС 500 рублей. Вы считаете, что это подтверждало наличие одной идеологии? Известная советская певица Нина Бродская, позже уехавшая в США, в 90-е выпустила у нас книгу "Хулиганка", где написала, что советская эстрада в то время жила при капитализме.

Это подмена понятий. Что касается Ободзинского, то это складывалось из легальных и нелегальных концертов. Так работали советские директора-администраторы. Кого-то из них ловили и сажали. Я бы не хотел вдаваться в политический аспект, но это не была свобода.

- В Америке с 30-х годов до середины 70-х действовала "Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности", которая в 40-50 е годы терроризировала всю Америку и в том числе преследовала творческих работников именно за их профессиональную деятельность.

Это известный факт.

- Это свобода?

Нет, но люфт был больше.

- Это субьективное мнение.

Давайте не будем лезть в эти дебри. Вернемся к вопросу почему все упали на "Ласковый май". Потому что 95% были окучены совпропагандой и песнями про БАМ.

- Послушайте, но на "Ласковый май" упали подростки 13-15 лет. Они сформировались во второй половине 80-х, когда уже никаких песен про БАМ не было. Там уже началось кооперативное движение и ларьки звукозаписи, которые никакой БАМ не тиражировали.

Но советская совковая эстрада все равно осталась. Неподготовленная публика в лице их родителей и способствовала формированию вкусов этих подростков. Эти 95% как были в этой серой зоне, так там и остались. Те же просвещенные 5% продолжили заниматься самообразованием и тянуться к лучшим образцам. Учиться всегда трудно, а не учиться легко. Партия и правительство не были заинтересованы, чтобы массы учились.

-Вы считаете, что эти подростки упали на "Ласковый май", потому что их родители воспитанные в рамках советской идеологи не привили им вкус к западной культуре?

Не дали им других образцов.

-То есть, в этом главная вина родителей?

Да, конечно.

-Хорошо. А в наше время вкусы детей формирует тоже родители? Или что-то еще, например, окружающая среда?

Известно, что дети всегда перешагивают родителей. И на этом отрицании появляется новая генерация. Но в данном случае мы говорим о другом. О забитости родительского слоя. Он был забит и дать ничего не мог. Простой пример, уборщица с несколькими классами образования не может воспитать академика. Хотя бывают и исключения. Но основной толчок в формировании ребенка дают родители.

-У многих звезд Запада родители были, что называется из простых работяг далеких от музыки. И тем не менее их дети состоялись в музыке. Может быть все-таки среда обитания важнее?

Естественно, но среду кто создает? У них Пресли, которого еще никто не знал, жил за забором от них. А у нас-то за забором Пресли не было. Среду эту кто создавал?
Вот коммунистический строй -это чья ответственность?

- Конечно, это результат Советской власти. Но давайте сравним цифры. В 1913 году ВВП России был примерно 4% от мирового, а в 1985 -20%. И вторая экономика мира. в 2013 у России чуть больше 3% мирового ВВП.

А какой ценой?

- И какой? Согласно справке подготовленной для Хрущева в конце 1953 года министром ВД Кругловым С.Н. за период с 1921 по н.в. за контрреволюционную деятельность было приговорено к ВМН 643 000 человек.

Я не верю этим цифрам. Нашли кому верить - советскому министру.

- А у вас есть другие сведения?

В 90-е годы историки лопатили архивы и выявили совершенно другие цифры.

-Какие? Солженицын говорил вообще о 100 миллионах.

Об этой цифре еще долго будут спорить... А что 600 тысяч это мало?

- Ну так ведь это не только "безвинно", но за эти 30 лет, были и по делу.

Вот история моей семьи. Моего деда арестовали в 1938 году. Он был наладчик немецкого оборудования в Минске. Его арестовали за пособничество западным разведкам и расстреляли. Я даже не знаю, где его могила. Это тоже среда. И это тоже повлияло на меня.
Возвращаясь к "Ласковому маю". Если бы его перенести туда, то его бы там никто слушать не стал. Эта субкультура могла паразитировать только на необразованной толпе.

- По общему уровню культуры СССР намного опережал США. Но дело даже не в этом. Молодежная музыка и сегодняшняя субкультура США многим у нас тоже кажется примитивом. И это просто говорит о том, что мы очень разные.

Если говорить о сегодняшнем дне, то я соглашусь. В эстраде на Западе сейчас тоже застой и деградация.
Окончание