Сябры.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






ИРИНА МАСТЫКИНА .

"Пробуждать доброту".

Статья из журнала "Советская эстрада и цирк" ( август 1986 г.).

В 1974 году пятеро друзей-музыкантов, окончивших гомельское музыкальное училище, собрались вместе и решили создать вокально-инструментальный ансамбль. Его назвали «Ся6ры», что в переводе c белорусского означает «друзья».

Процесс становления ансамбля был не из легких. Поиски своей темы, своего творческого «я» растянулись на многие годы. Не было опытного руководителя, не было своего репертуара. «Ся6ры» тогда прошлись по всему репертуару «Песняров», которые в середине 70-х годов были в зените своей славы, украинской «Кобзы» и российского «Ариэля».
Только c приходом в ансамбль в 1977 году выпускника Минской консерватории B. Бадьярова положе ние изменилось. B. Бадьяров, к тому времени имевший опыт работы в таких известных группах, как «Песняры» и «Поющие гитары», возглавил коллектив.
И вот приходит первый успех.
На Всесоюзном конкурсе Советской песни ансамбль был удостоен звания лауреата. Тогда же, в 1977 году, был записан первый диск-гигант «Всем на планете», куда вошли песни И. Лученка, A. Пахмутовой, В. Бадьярова, H. Сацуры.
Встреча c нoвосибирским композитором Олегом Ивановым, который подарил «Ся6рам» свою «Олесю», оказалась началом нового этапа в творчестве музыкантов. B 1979 году c этой песней они становятся лауреатами Всесоюзного телевизионного конкурса «C песней по жизни».
«Олеся» открыла «Сябрам» путь на большую эстраду. O белорусских музыкантах узнала вся страна. C тех пор ни один их концерт не обходится без этой песни. «Девушка из Полесья» положила начало крепкой творческой дружбе между Олегом Ивановым и музыкантами из Гомеля, стала их визитной карточкой. Композитор пишет для «Сябров» «Глухариную зарю», «Весну-колдунью» и еще ряд песен. B репертуаре появляются композиции A. Мажукова, B. Будника, Э. Ханка, B. Иванова, написанные специально для «Сябров». Только теперь ансамбль находит свой путь, свою тему: o родной земле, o людях, которые трудятся на ней, об их взаимоотношениях. Лирико-гражданская тема прочно входит в программу «Сябров». Казалось бы, эти две счастливые встречи расставили точки над «и». Но внезапно «Cя6ры» теряют все. Уходит из ансамбля В. Бадьяров. Композиторы, ранее охотно сотрудничавшие c музыкантами, их «забывают», считая, что «Ся6ры» — это прежде всего Бадьяров и без него они ничего собой не представляют.
«Это был самый трудный период для нас, — вспоминает A. Ярмоленко, надо было начинать c нуля». И они начали все сначала. Порой опускались руки, казалось, что ничего не полу чится. Но ребята не сдавались. Они искали и работали, работали и искали, пытаясь доказать свою жизнеспо‐ собность, право на существование.
Коллектив идет по пути постоянного обновления репертуара. Его основу составляют песни, написанные белорусскими композиторами И. Лученком, B. Ивановым, Э. Ханком, H. Сацурой, B. Будником. Есть в нем и постоянное «ядро», куда вошли песни, наиболее полюбив шиеся слушателю.
Искренность — это, пожалуй, главное качество всех песен «Сябров». Именно поэтому так высока их популярность. Именно поэтому они пробуждают к себе интерес вот уже двенадцать лет. Как c близкими друзьями, делятся музыканты в своих песнях со зрителем самым сокровенным.
Значительное место в концерт ных программах занимают песни музыкального руководителя ансамбля H. Сацуры. Это «Березовая грусть», «Полещаночка моя», «Раздолье», «Надежда сбудется», написанная на стихи B. Карминского. Этот перечень можно продолжать и продолжать. Работает H. Сацура много и плодотворно. В своих аранжировках он использует все достижения электроники и современной музыки, но лишь настолько, насколько это необходимо песне, исполняемой «Сябрами». Композитор стремится сохранить традиции вокального звучания Славянской музыкальной культуры, богатой многоголосьем и распевностью.
H. Сацура бережно относится к авторским песням, стараясь обогатьх, сохраняя при этом гармонию. Обновился не только репертуар, но и состав ансамбля. B коллектив пришло немало талантливых музыкантов c хорошей профессиональной подготовкой: клавишник A. Богданов, гитаристы B. Рязанов и A. Газизов, ударник И. Сазонов.
— Все они — прекрасные музыканты, требовательные к себе,— говорит художественный руководитель ансамбля A. Ярмоленко.
— Атмосфера добра — вот что определяет наши отношения. Все ребята — пюди добрые и отзывчивые, всегда готовы прийти друг другу на помощь. Толя Богданов -человек очень экспрессивный, что отражается на музыке, которую он пишет. В основном это «рок». Валеpа Рязaнов и Виталий Червонный — музыканты разнохарактерного плана, c прекрасными вокальными данными. Олесь Коляда кроме клавишных, играет на всех народных инструментах. O Коле Сацуре — слово особое. Он полностью отдает себя музыке. Самое большое его увлечение — композиция. Почти все аранжировки наших песен делает он. Человек энергичный c невероятной ра6отоспособностью. Андрей Бондаренко — музыкант с хорошим диапазоном на трубе. Прекрасно чувствует себя в третьей октаве, a это большая редкость. Bитя Синегрибов и Гена Балабанов схватывают все на лету, очень чуткие музыканты.
— Ну a вы? Что вы можете сказать o себе?
Ярмоленко зaдумываетcя.
— O себе говорить нелегко. Бесконечно люблю свою работу. Человек я строгий и требовательный и к себе и к ребятам. Прижимаю их дисциплиной. Иначе нельзя...
— Я хочу сказать, что Толя еще и очень деловой человек, — вступает в разговор H. Сацура.
На мой взгляд, таких надо ставить на ответственные директорские посты. У него настолько практичность увязывается с какой-то фантазией, что он никогда не застаивается в жизни. У него отличные организаторские качества. Как певец способен исполнить любую песню. Диапазон тем широк. Толя поет душой — Это основное его качество. Каждую песню пропускает через себя, и слушатель заражаясь его на строением, сопереживает ему. Контакт c залом y Толи полный. В этом секрет его успеха.
— Сейчас широкое распространение получили различныe рок-оперы, эстрадные спектакли, композиции. Приобрели известность «Орфей и Эвридика» у «Поющих гитар», «Мастера» и «Утро планeты» y «Ариэля», «Свадьба соек» y «Иверии», «Веселые нищие», «Я несу вaм дар», «Через всю войну» у «Песняров». Не тесно ли «Сябрам» в рамках песни? Не тянет ли вас к большим и сложным формам?
— Конечно, топтаться на месте не хочется,— говорит A. Ярмоленко.
— Но каждая серьезная работа требует соответствующей постановочной части и, главное, хорошей техники. A c аппаратурой дела y нас обстоят плохо. Оснащены мы слабо. И в этом главное препятствие к большой эстрадной работе.
Да, техника действительно часто подводит гомельских музыкантов. Аппаратура y них на уровне самодеятельного коллектива, тогда как некоторые московские самодеятельные коллективы оснащены на уровне мировых стандартов, хотя с их творчеством любители музыки могут познакомиться только на редких концертах в загородных клубах или по заигранным магнитофонным записям, которые переписывают друг y друга. Да и любой профессиональный столичный коллектив не испытывает столь длительные и мучительные трудности с техникой. Средства, выделяемые столичным филармониям, значительно больше, и уровень y них выше, возможности шире. Тогда как маленькой гомельской филармонии не под силу помочь своим популярным музыкантам приобрести хорошую аппаратуру и тем самым максимально выявить творческий потенциал ансамбля. Ведь популярности «Сябров» должен соответствовать не только их талант, но и техника, с которой музыканты смогут еще ярче его проявить, еще больше сказать людям...
— Анатолий Иванович, что вы хотите сказать своим творчеством?
— Я убежден, что в людях нужно пробуждать доброту. Часто мы забывaем об этом. Наденем наушники и ничего не замечаем вокруг . Люди зaмыкаются и рaзобщаются. Hекоторые не принимают те или иные песни, потому что их поют в ресторанах или за столом. Может быть, это и неплохо, что их поют за столом. Наши дети, например, считают устаревшим этот oбычай. И мы не делаем ничего, чтобы их переубедить и эту традицию продлить. A ведь эта сближает нас. Можно увлекаться чем угодно, но в душе человек должен всегда хранить свою песню, свою родную мелодию, которая в нем звучит. Ведь у каждого человека должно быть что-то святоe. И наш ансамбль своими песнями старается пробудить это святое, поэтому мы поем много песен о детстве, о природе, о Родине — о том маленьком уголке, где человек родился, o добром краешке земли, где он жил, и o Родине в широком смысле. Это дорого и понятно всем.
Фото не из этой статьи.