Юрий Андреев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Это была величайшая эра в жизни страны и целого поколения!


(май 2019)
2

Юрий Андреев

-Какая музыка привлекала вас в то время, кого слушали?

В то время нелегко было достать пластинки с любимыми исполнителями. Приходилось ездить чуть ли не каждый день в "Мелодию", испрашивать про наличие их в магазине. Нравились, безусловно, ВИА. Миньоны "Поющих гитар", "Веселых ребят", "Голубых гитар" заигрывались до дыр.
Из зарубежных тогда несомненно блистал Рафаэль, Том Джонс, и, как не странно, поляки ("Но То Цо", "Скальды", "Сине-черные") и венгры ("Иллеш", "Бергенди", Омега"). На фильм "Лев готовится к прыжку" ходил несколько раз, только из-за "Иллеш".
Мы не знали по именам никого. Информации не было никакой, поэтому просто - гитарист, барабанщик и т.д.
Мне лично нравился тогда барабанщик из "Поющих гитар" (я кстати, до сих пор не знаю как его зовут!?). Почему-то барабаны у них были прописаны лучше всех. Я как-то задал этот вопрос Слободкину. Он ответил, что ему тогда довольно долго запрещали выводить барабаны на передний план, типа цензура, буржуазная музыка. Выходит в Ленинграде можно было!?
Но отчасти я убедился в его правоте, когда мы с ним стали реставрировать старые записи, где я подписывал барабаны на песни тех лет. К примеру, "Облади-Облада", "Мексико"(до и после соло Валитова) и другие. Они уже звучат с моими барабанами на "Музыкальном глобусе". Работа была сложной. Нужно было без всяких кликов "попадать" в тех барабанщиков. В те годы писались все вместе, барабанщик и был кликом, а мне казалось, что ритма просто нет... Но я, вроде, справился.
С появлением в наших записях таких грандов как "Led Zeppelin", "Deep Purple", "Sweet", "Nazarerth", "T.REX", "Chicago "и других, мы пытались как-то их копировать. Как это они так играют?
Хорошо что у меня на магнитофоне была пониженная 4-я скорость, и я подробно, шаг за шагом, разбирал отдельные понравившиеся мне места. "Битлы", "Роллинги", "Манкес", "Холлис" и т. д. постепенно уходили в прошлое-это была просто хорошая музыка. А вот у этих ребят, пришедших им на смену, нужно было уже учиться, и учиться серьезно.
Я часами сидел за магнитофоном. Лента не выдерживала, рвалась и осыпалась. Я склеивал её, и все заново. Тогда, я думаю, и начинались первые зачатки профессиональной учебы, но пока только самостоятельно.

-Что было дальше, после школы?

После школы начался, так сказать, этап клубной художественной самодеятельности. Школьный ансамбль тогда успешно развалился. Часть посчитала не серьезным занятием продолжать дальше. Надвигались выпускные экзамены и гитарист с басистом не видели дальше себя в музыке, хотя это угадывалось с самого начала. Это их выбор. Мы с вокалистом решили продолжать. Лично я для себя других перспектив не видел. Хотя в разговорах нас пытались переубедить, мол нужно получать серьезные профессии и двигаться дальше по карьерной лестнице, вступать в партию и т.д.
Иногда мне казалось, что они правы, но я брал себя в руки, и на их доводы отвечал своими, в частности о духовном внутреннем состоянии самого себя и об насилии над собой. Если тебе дан этот дар, нужно его использовать. Это была моя позиция. Часто доходило до ругани... Ну, в конце концов, все остались при своем, и мы мирно разошлись, как раз перед последними летними школьными каникулами!
С вокалистом стали искать варианты с клубами, домами культуры. Тогда их было очень много. Нам улыбнулась удача и вскоре мы влились в также полуразвалившийся коллектив. Это был 1975 год.
Этот коллектив также не имел названия, вернее ранее имел (они называли, но я не помню), но остались только басист+вокал, и ритм-гитарист+вокал. Базировались мы в доме культуры Хлебозавода № 3.
На удивление быстро нашли общие точки и быстро пошли в гору. Художественная самодеятельность той поры была обусловлена многочисленными фестивалями, конкурсами и т.д. В коих мы бесконечно участвовали, но добиться чего-либо существенного нам не удавалось. ВИА было бесчисленное множество, конкуренция была большой. В репертуарной политике произошли существенные изменения. Полностью исчезли зарубежные хиты. Это был расцвет наших ВИА, публика предпочитала наши песни. Тем более, что зарубежные нигде нельзя было услышать. Слушали только те, кто мог себе позволить купить диск на толкучке за 80-100 руб.!!!! Тогда это была сумма!!! Ну и специалисты, типа меня, которые на этом оттачивали свое мастерство на шипящих магнитофонах с десятой перезаписью и со склейками на ленте, которая постоянно цеплялась за прижимной ролик и делала "заторы" под крышкой механизма. И без того уже дышащая на ладан лента мялась и это жутко бесило.
С репертуарной политикой на конкурсах всегда была проблема. Навязывалась "обязаловка" в виде патриотических песен. Мы изощрялись, как могли, обрабатывая эти песни в современной тогдашней манере. Но как потом выяснилось, лучше бы мы этого не делали. Отсюда, наверное, и все наши неудачи той самодеятельной поры.
Параллельно продолжали выступать на танцах и в своем клубе и в других, где не было своего ансамбля. На танцах репертуар оставался стабильным:"Веселые ребята", "Поющие гитары", "Самоцветы", но появились и "Песняры". Мы уже достаточно хорошо научились управлять многоголосьем. Этот опыт мы получили от конкурсов и фестивалей. Из "фирмы" остались только несколько песен "Битлз".

-А в то время были еще самодеятельные ВИА, которые выделялись?

Был такой ансамбль"Красно - солнышко", который тогда сильно выделялся в нашей округе. Они базировались при клубе завода им. С.Орджоникидзе. Имели хорошую аппаратуру, завод им все закупал. Они были очень популярны, их везде приглашали, даже печатались афиши, и я часто ходил их послушать. Кроме стандартного репертуара у них были и свои композиции. Ребята там были старше нас и играли очень прилично.

-А чем привлекали вас те ВИА, песни которых вы исполняли на танцах?

Все ВИА привлекали нас прежде всего репертуаром, который пользовался большой популярностью на танцах. Это "Алёшкина любовь", "Тебе все равно", "Это Москва", "Воскресенье", "Для меня нет тебя прекрасней", "Горестные проводы", "Сумерки", "Школьный бал", "Толстый Карлсон", "Наташка, "О красных девицах и добрых молодцах" и др. Особняком стояли "Песняры". Нам тогда доставляло огромное удовольствие петь многоголосье. Но старались петь танцевальные произведения, например, "Добрый вечер девчоночка".

-Дальше?

Ну а дальше, была Армия. Где по иронии судьбы мне не удалось продолжить заниматься музыкой, и я четко отслужил 2 года в Гвардейской Таманской дивизии по специализации войсковой разведчик.

-В чем была ирония судьбы?

После школы в 1974 году я поступил в музыкальную школу (номер не помню), на улице Гиляровского. Там я проучился до Армии, но перед тем как уйти служить, мы с моим педагогом (Четверня А.М.) пошли на консультацию в Гнесенку, так как, он считал, что я уже готов поступать в училище и еще потому, что в муз. школах в ту пору не было преподавания барабанов. И не было эстрадных отделений. Поэтому там я довольствовался этюдами на малом барабане и пьесами на ксилофоне.
Прослушав меня М.И.Кавалевский (он,как оказалось потом, был самым первым барабанщиком "Веселых ребят", Слободкин мне в последствии рассказал), согласился меня взять, но мешала предстоящая служба. Пришлось все отложить на два года. Но Михаил Ильич договорился, что меня возьмут служить в оркестр академии им. Жуковского. Я съездил туда на прослушивание и меня утвердили, сказав, что заберут с призывного пункта, пришлют директиву.
После того, как в 1976 году меня забрали на городской сборочный пункт из моей войсковой команды, меня перевели в резерв. Туда приезжали "заказчики" и забирали тех на кого была директива. Все шло по плану. Но однажды ночью зажегся свет и прозвучала команда:
-Всем встать,кого назову на выход!
Меня назвали третьим. Я послушно вышел и сел в автобус, ничего не подозревая. Только уже в пути, окончательно проснувшись увидел что у офицеров, которые были с нами, красные погоны, а в академии были синие. Я заволновался, и стал спрашивать куда нас везут. Ответ был такой:
-Ребята, всю жизнь будете гордиться, где служили!
Больше никакие доводы не принимались. У меня слезы тогда навернулись... По прибытии я сразу написал письмо маме, она ходила в академию, к начальнику, но было поздно. У таманцев был карт-бланш на любые действия. Это была показная образцовая дивизия. Им разрешалось все. Был недобор и они его восполнили. Подвела меня моя юношеская гордость. В личном деле были все записи о моей спортивной жизни до призыва, включая разряд по хоккею с мячом. На это они и обратили внимание.

-Сейчас не жалеете об этом?

Как ни странно, нет. Хороший жизненный опыт и хорошую выносливость, которая потом очень пригодилась, играть по 2-3, а два раза было по 4...!!! И плюс в каждом концерте соло минут по 10... Не думаю что без армейской подготовки я бы потом это осилил.

Юрий Андреев с бывшим командиром разведвзвода В.Бондаренко (прекрасный человек и друг!!!).

-Чем закончилась служба?

Уже в конце службы попытался вернуться к музыке и уже начало получаться, но опять все сорвалось - дембель в 1978 году.
Отслужив, я потерял все навыки игры, особенно на ксилофоне. Пришлось полгода два раза в неделю ходить к Кавалевскому домой (он жил на Ленинградском шоссе) на дополнительные занятия, естественно уже не бесплатно. Вот такая была ирония судьбы, о которой я сказал ранее.
Потом я поступил в 1985 году в Московский государственный институт культуры (нынешний МГУКИ) (закончил в 1989). Кавалевский уже и там преподавал на пол-ставки. Опять встретились. Все что связано было с "Веселыми ребятами" меня постоянно преследовало и медленно приближало к П.Я.Слободкину.

-Ксилофон и барабаны- сильно отличаются по техники игры?

Ксилофон это совсем другой инструмент. Я его не любил. Для меня это была нагрузка и вечная проблема, учить на нем произведения, типа "Танец с саблями" и др. Но были люди, которые любили... Ну не ксилофон, а скажем, вибрафон. Учился со мной С.Чернышев он просто фанат этого инструмента. Играл здорово. Его часто приглашали на разные джазовые концерты. Даже мне разок с ним удалось ему подыграть на барабанах на джаз-фестивале в джаз-студии "Москворечье".
Продолжение