Валерий Колпаков.
Листая старые афиши...
(март 2020)
1
Изучать старые афиши довольно интересно. Они позволяют иначе взглянуть на некоторые известные факты, связанные с историей этого ансамбля.
1968 год.
Художник Мануилов Михаил Владимирович.
|
С большой долей вероятности, можно предположить, что это первая афиша нового ВИА и готовилась она в период еще только формирования коллектива в 1968 году. Очевидно, что солистка возглавляющая цепочку музыкантов на афише- это Нина Бродская. Картинка вызывает к жизни ассоциации с ленинградским ансамблем "Дружба" и её солисткой Эдитой Пьехой. Этот коллектив на тот момент был, пожалуй, самым популярным и успешным эстрадным ансамблем в СССР. И можно не без основания предположить, что изначально руководство Москонцерта видела в своем новом составе -"московский" вариант "Дружбы".
Афиши подобного рода нужны эстрадному коллективу только при наличии, как минимум, целого отделения в концерте, а ещё лучше сольного концерта. Однако, все новые артисты первоначально получают лишь один номер в сборной эстрадной программе и дальше путем тяжелого труда и разных ухищрений движутся сначала к своему сольному отделению, а потом и к сольному концерту. Не каждому удается пройти этот путь и уж, тем более, мало кому удается пройти его достаточно быстро.
То, что эта афиша появилась еще на стадии формирования ВИА, позволяет думать, что новому коллективу благосклонность руководства была обещана. А вот отсутствие на готовой афише фамилии художественного руководителя наводит на мысль, что в тот момент он ещё не был определен, и, скорее всего, шел выбор из нескольких кандидатур.
Возможно, что этот вариант афиши мог бы стать первым в истории "Веселых ребят" и в дальнейшем использовался бы по назначению с добавлением имени Павла Слободкина, но тут судьба сделала резкий поворот, разрушив намеченный ход событий.
В конце 1968 года Лауреат Международного конкурса в Румынии Нина Бродская и тромбонист ансамбля Владимир Богданов поженились и в самом начале 1969 года покинули коллектив.
Картинка на первой афише стала не актуальной и её отправили в архив Москонцерта. Думаю, что эта афиша из стен Москонцерта так и не выходила.
1969 год:
стоят-Павел Слободкин, Юрий Петерсон, Анатолий Чех, Эдуард Винник, Михаил Ковалевский (барабаны) и Вячеслав Купцов;
сидят- Валерий Ремизов и Юлий Слободкин.
|
В начале 1969 года был сделан еще один вариант афиши уже с фотографией музыкантов, но Павел Слобдкин его забраковал, сделав свои замечания, которые видны на афише.
Пока их согласовывали, ушли трое музыкантов: Ковалевский, Ремизов и Винник. И вторая афиша ушла в архив, так и не пригодившись.
Началось планомерное обновление состава и потому следующий вариант афиши сделали нейтральным к подобным случаям. И сделали таких вариантов два: первый сделал художник Р.А.Татузов, а второй художник Мануилов Михаил Владимирович.
Сделаю предположение, что именно второй вариант был первой рекламной афишей, которая использовалась ансамблем в своей концертной деятельности.
1970 год.
|
|
К концу 1970 года состав опять сильно изменился и, в частности, пришла новая солистка
Светлана Резанова. Для него сделали новую афишу.
Стоит обратить внимание, что эта афиша сделана с учетом всех исправлений, которые были сделаны на афише 1969 года.
1970 год.
|
А самое главное в 1970 году вышла первая сольная пластинка ансамбля, все четыре песни с которой, стали хитами. Популярность нарастала лавинообразно. На молодых музыкантов давили "медные трубы" и им хотелось персонального признания. А на афише коллектива присутствовал только Павел Слободкин. Накапливались обиды. Много лет спустя Светлана Резанова в нашем разговоре подчеркнула этот момент:
-У нас был бешеный успех, но было немножко обидно, что на афище было написано большими буквами ВИА "Веселые ребята" и чуть ниже Павел Слободкин. Остальных никто никогда не знал. Только придя на концерт, можно было узнать про конкретных исполнителей, которые этот успех создают.
Слободкин этот негатив чувствовал и в 1971 году заказал новую афишу, где имена всех музыкантов были набраны крупным шрифтом.
1971 год.
|
Вообще, 1971 год в истории ВИА "Веселые ребята" оказался неоднозначным на фоне очевидно успешного 1970. Имея несомненный кассовый успех, ансамбль тем не менее не выпустил ни одной пластинки, хотя песен записано было достаточно. Более того ни одна из записанных (новых или старых) песен не вышла, даже на каком-нибудь сборнике. Мне кажется, этот год имел какой-то скрытый смысл и при определенных условиях мог стать переломным в судьбе коллектива.
Я попытаюсь реконструировать события 1971 года основываясь на своих предположениях, которые тем не менее, укладываются в общую картину реальных событий.
Весной 1971 года Павел Яковлевич сильно "подставился". На майские праздники на стадионе "Диинамо" были запланированы большие эстрадные концерты посвященные Дню победы с участием ВИА "Веселые ребята".
1971 год.
|
Перед этими концертами на студии фирмы "Мелодия" ансамбль записал своё будущее концертное выступление на пленку и эту запись использовал в первом своем выступлении. О том, что выступление ансамбля шло под фонограмму зрители поняли сразу и артистов впервые освистали. Случился грандиозный скандал. Вот как об этом рассказал Юрий Петерсон:
Погода стояла дивная, солнышко пригревало, народу на стадион набилось тьма. И все было бы хорошо, но... наш звукорежиссер не срекордировал эти записи, и в результате перепутал все песни. Вот «поем» мы песню «Разметалось поле». Звучит всё отлично! Все счастливы, стадион ревёт! Затем звукорежиссер ставит новую плёнку и вдруг на весь стадион раздается: «Внимание! Дубль второй... Запись...» И над стадионом снова раздалось:
«Разметалось поле без конца и края,
Утро в синих росах дали открывает...»
Сначала наступила гробовая тишина, потом послышались робкие свистки, а затем взлетел истошный вопль: «Ну, хоть одну песенку живьём!» И потом начали свистеть, наверное, все 50 тысяч человек, заполнившие трибуны стадиона «Динамо». Я думаю, что этот свист даже у стен Кремля был слышен. Испугались мы не на шутку, думали, что нас убьют, затопчут ногами. Машин ни у кого еще не было, все ездили на метро, и мы боялись, что на улице нас узнают и побьют. Поэтому мы спрятались в подтрибунное помещение и не выходили оттуда часа полтора.
Этот скандал мог послужить поводом к тому, что в Москонцерте задумались о смене руководителя. Недоброжелателей и завистников у П.Слободкина всегда было достаточно и подобное предположение не выглядит чем-то необычным.
Когда спустя несколько лет в ансамбле произойдет конфликт, то рассказывая о нем и его последствиях, один из его участников
Анатолий Алешин скажет такую фразу:
- То, что «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» остались существовать –это просто счастливая звезда Слободкина. Потому что врагов у него в Москонцерте было очень много.
В развитии темы по замене руководителя, Москонцерт заказал новую афишу коллектива, где фамилия худрука отсутствовала, а сами музыканты были представлены в виде семи неясных силуэтов: шестеро по кругу и один в центре. Причем сам Слободкин, узнать которого могли бы только самые искушенные поклонники, на этой афише хоть и присутствует, но не в центре, где полагалось быть руководителя, а среди его окружения.
1971 год.
Художник Цвик Ефим Семенович.
|
А кто же в центре?
Поскольку афишу заказывал Москонцерт, минуя Павла Яковлевича, то, вполне возможно, в центре тот, кто планировался ему на смену.
Так вот в центре -Юлий Слободкин.
В тот момент ему было 32 года (Павлу Слободкину -26). В отличии от Павла Слободкина Юлий Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады 1970 года. Так же в отличии от Павла Юлий имел высшее музыкальное образование, а в то время считалось, что руководитель профессионального музыкального коллектива должен иметь именно высшее музыкальное образование. А когда в октябре 1971 года Юлий Слободкин стал Лауреатом Международного конкурса "Дрезден-71", то лучшей кандидатуры на роль нового руководителя ВИА "Веселые ребята" в Москонцерте найти было нельзя.
Предполагаю, что Павел Яковлевич о подобных планах в Москонцерте знал или, хотя бы, догадывался. И какие-то меры по нейтрализации родственника-конкурента принял. И в этом преуспел.
В самом начале 1972 года Юлий Слободкин уходит из Москонцерта в Росконцерт.
Угадайте, кем?
Правильно!
Художественным руководителем
ВИА "Москвичи" и его основным солистом.
А в ВИА "Веселые ребята" в самом начале 1972 года происходит катастрофа. Из четырех вокалистов, трое уходят из ансамбля. Весь гастрольный график нового 1972 года под угрозой срыва. Это может повлечь самые печальные последствия для коллектива, вплоть до расформирования. А уж, его руководителя снимут непременно.
Слободкин прикладывал титанические усилия для поиска новых музыкантов и подготовки нового концертного репертуара. Учитывая сжатые сроки до начала гастрольного сезона, он дает в газету "Вечерняя Москва"
обьявление, что ВИА "Веселые ребята" набирает музыкантов. Прослушивание состоится в ДК им.Зуева. Беспрецедентная мера, никогда раньше не применявшаяся в Москонцерте.
Павел Яковлевич крутился, как белка в колесе. В конечном итоге выкрутился и остался во главе коллектива. А афиша за ненадобностью пошла в архив.
Позже она пригодится для создания обложки их первого диска-гиганта "Любовь-огромная страна".
В 2014 году в Гостевой оф. сайта ВИА "Веселые ребята" на вопрос, кто автор логотипа «Веселые Ребята», когда и где он впервые появился?- последовал такой ответ:
-... логотип «Веселые ребята» придумал Павел Слободкин, к конверту пластинки «Любовь-огромная страна» (1974)... Он придумал шрифт названия ансамбля на конверте.
Скорее всего, Павел Яковлевич именно эту афишу показал художнику "Мелодии" В.Гарбузову, который на её основе и разработал тот вариант
обложки диска, который мы теперь знаем.