Александр Кудряшов.
Коллизии вокруг диска "Любовь- огромная страна".
(май 2022)
3
Об аппаратуре и подготовке к записи.
ОфСВР:
- Песни для диска "Любовь - огромная страна" записывали на фирме "Мелодия" на 8-ми канальный магнитофон. Вокал писали на микрофонах Нойман U-87, но П.Слободкин приносил ещё и свои микрофоны для ударных AKG 112, 224, SHURE 565.
Starper:
- П.Я.Слободкин очень тщательно готовил ансамбль к студийным записям.
Заранее давал звукорежиссёру черновые записи ансамбля, чтобы он знал, какую песню записывает и в каком стиле.
Перед записью песен звукорежиссёр должен был подготовить аппаратуру, расставить микрофоны и настроить микшерский пульт. На это уходило много времени из смены записи, поэтому П.Слободкин договаривался с руководством фирмы и брал несколько смен подряд. Таким образом, он экономил время на настройке аппаратуры и успевал записать больше песен.
О роли Павла Слободкина во время записи и о звукорежиссёрах.
ОфСВР:
- На записи П.Я.Слободкин всегда сидел рядом со звукорежиссёром и строго следил за качеством не только записи, но и игры на инструментах, пением вокальной группы и солистов.
Starper:
- Иногда бывало так, для записи готовили одну аранжировку, но в процессе репетиции и потом Слободкин вносил изменения в записи, и в конечном итоге получалась совершенно другая аранжировка и песня.
ОфСВР:
- После записи всех песен начинался самый важный этап работы - сведение. На этой стадии П.Слободкин никого не пускал, а запирался только со звукорежиссёром, и они подолгу сидели и сводили песни, правда иногда приходил Владимир Дмитриевич Рыжиков, который был старшим редактором эстрадного отдела ВСГ «Мелодия» и большим другом ансамбля.
Старший редактор эстрадного отдела ВСГ "Мелодия" Владимир Дмитриевич Рыжиков.
![](../../../../obo_mne/Publikaz/Djazkov/Rizikov.jpg) |
Основным звукорежиссёром в студии фирмы "Мелодия" во время записи песен для гиганта "Любовь - огромная страна" был Эдуард Шахназарян.
Звукорежиссёр фирмы "Мелодия" Эдуард Григорьевич Шахназарян.
![](shax.jpg) |
Геннадий Макеев:
-На записи за пультом сидел обязательно Слободкин и … Шахназарян. С ним мы работали, но не только с ним. Но в основном он был. Если за смену одну песню записывали, то это было хорошо.
Фонограммы песен "Отчего", "Вечная весна", "Это Москва" и "Скорый поезд" записывал Николай Данилин в ГДРЗ.
Звукорежиссёр ГДРЗ Николай Данилин.
![](danilin.jpg) |
Инструментальную фонограмму песни "А мне-то зачем?" записал звукорежиссёр Пётр Кондрашин.
Звукорежиссёр фирмы "Мелодия" Пётр Кондрашин. Фото 1976 г.
![](kondrashin.jpg) |
Формирование треклиста диска "Любовь - огромная страна".
В мае 1974 года фирма "Мелодия" подготовила к выпуску гибкий миньон "Весёлых ребят" ГД-04059-60.
В аннотации к этому миньону говорится: "Песни, записанные на этой пластинке, войдут в большой диск ансамбля – "Любовь - огромная страна".
Однако песни, выпущенные на этом миньоне в пластинку "Любовь - огромная страна" так и не попали.
ОфСВР:
- Весь репертуар для гиганта "Любовь - огромная страна" отбирал П.Слободкин, но впоследствии концепция диска была нарушена редактурой фирмы "Мелодия". Редакторы фирмы "Мелодия", боясь цензуры, к песням, которые записали "Весёлые ребята", добавили на LP песни, записанные солистами "Весёлых ребят" в сопровождении эстрадных оркестров. Таким образом, по причинам цензуры список песен (и их порядок на пластинке) пришлось изменить. Появились песни, которые П.Слободкин первоначально не планировал включать в данную пластинку. И не потому, что они были плохие, а потому что были исполнены не только ансамблем "Весёлые ребята", но и оркестром.
На пластинку попали, изначально не планируемые песни члена Союза композиторов СССР с 1970 года Давида Тухманова "Это Москва" и "Вечная весна". А песни, о которых упоминалось на обложке миньона, на гигант не попали.
Геннадий Макеев:
-(На гигант попал) материал, который сначала не планировался для диска, но его добавили просто для метража. Песни "Это Москва" и "Вечная весна" - фонограммы Додика Тухманова, а не "Весёлых ребят". Додик дал готовые фонограммы, а «Весёлые ребята» писали чисто вокал. Тухмановские фонограммы использовались просто потому, что там были скрипки, и всё это звучало очень красиво. Это была инициатива Слободкина.
Starper:
-В середине октября 1974 г… худ. совет Мелодии настоял на изменении списка песен. Слободкин, как мог, сопротивлялся, но даже Рыжиков не смог ему помочь.
Анатолий Алёшин:
-Как только я пришёл на работу в ансамбль «Весёлые ребята», я вклинился в процесс записей песен. Чуть ли не одна из первых песен, в записи которой я принял участие, это была или «Чернобровая дивчина» или «Когда молчим вдвоём».
Когда к 1974 году набралось такое количество записей, что можно было выпускать альбом-гигант, мы думали, что туда войдут и эти песни тоже. Но, к сожалению, на место этих песен вдруг встали песни «Вечная весна» и «Это Москва». Только потом я догадался, в чём было дело. Обе эти песни и «Вечная весна», и «Это Москва» принадлежали перу уже тогда маститого композитора, члена Союза композиторов Давида Тухманова. А для того, чтобы выпустить пластинку в то советское время, нужно было пройти очень строгий цензурный орган, который назывался Худсовет фирмы «Мелодия». И если бы Слободкин не сделал этот, далеко идущий стратегический ход, то могли бы не пропустить пластинку. Но это я понял потом. А разочарование было жестоким. Как, вместо наших любимых и таких красивых песен на пластинку попала какая-то «Вечная весна»! Но Павел Яковлевич, хитро глядя на нас, сказал: «Вы ничего не понимаете. Так надо было сделать». Но, в конце концов, эти песни не сильно испортили пластинку.
Павел Слободкин:
-То, что на диске появились эти левые фонограммы ("Вечная весна" и "Это Москва"), которые мы … записали в составе большого оркестра, это же меня обманул Рыжиков…
Продолжение