Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Сомнительное многообразие.

( Когда и в каком виде вышел первой диск-гигант ВИА "Веселые ребята"-"Любовь-огромная страна").

(март-апрель 2004)
2

V

Теперь, стоит рассмотреть этот диск с другими вариантами фирменного оформления конверта.

Диск №2.

Его отличие от диска №1 сотоит в том, что фотографии на обратной стороне расположены без левого наклона и отсутствует желтая полоса под ними.
В правом нижнем углу следующие выходные данные: "Апрелевский завод грампластинок. 1977 год. Арт.36-9".
Индексы сторон на зеркале те же, что и на моем: С60-05459/3-1 на 1 стороне и С60-05460/3-1 на 2 стороне. Значит исходный лаковый диск тот же, что и у меня. Хотя сама ГП вышла 2 года спустя. Вообще-то "1977 год" в данном случае обозначает ГОД ПЕРВОГО ВЫПУСКА КОНВЕРТА ( а не год выпуска ГП). Хотя очень часто и то и другое время совпадает. Но сейчас для нас важен именно первый фактор. Он позволяет нам утверждать, что в 1977 году дизайн конверта пластинки был по каким-то причинам изменен.
Естественно, быть первым тиражем этот вариант не мог.

Диск №3.

Практически идентичен диску №2, но присутствует желтая полоса под фотографиями.

Диск №4 .

Самый интересный вариант.Расположение фотографий как на диске №1. Однако текстовая часть значительно переработана. Начиная от шрифта и кончая компановкой текста. В центральном желтом прямоугольнике сориентированные по фотографиям фамилии артистов. В третьем ряду на правом фото А.Барыкин, но согласно подписи-это Р.Мушкамбарян.
Диск выпущен на ВСГ-это достаточно редкое явление во второй половине 70-х годов. И этот же факт говорит о том, что это был небольшой тираж. Мощности ВСГ по производству дисков были малы.

Диск №5.

Расположение фотографий как на диске №4, но без наклона, а 2 верхние крайние без угловых срезов. В центре в желтом прямоугольнике название ВИА, а под фотографиями фамилии артистов. Под фото с Барыкиным подпись Р.Мушкамбарян.

Я не сомневаюсь, что диски (№4 и №5) не могли выйти в первом тираже. Аргументы следующие:
1.Слободкин старался всячески не афишировать своих артистов. Причину обьяснил Чиненков:
"- Саша, а ты мог бы уточнить, кто из солистов какие песни пел, ведь на конвертах пластинок их имена никогда не ставились?
- А ты понимаешь, почему? Сразу человек получал бы имя и сваливал бы из группы!"
Хотя вопрос поставлен не совсем правильно, на некоторых дисках ("Музыкальный глобус", "Дискоклуб") фамилии приведены, правда, внизу отдельно от фотографий. Но сама причина, по которой это никогда Слободкин не делал, названа верно. Да и сам Слободкин не раз подчеркивал, что "Веселые ребята" (ВР)-это единый коллектив и ему не понятен интерес к отдельным его личностям.
2.Если допустить, что какой-то из этих дисков выходил официально первым тиражом (т.е. до 14 июля 1975 года), то мы должны призать и то, что Слободкин его никогда не видел и в оформлении своего дебютного гиганта не участвовал. Иначе, трудно обьяснить, почему под фото Барыкина стоит фамилия Мушкамбарян .
Но, конечно, поверить в это совершенно невозможно. Как говорил один рекламный персонаж: "Нет, сынок, это фантастика".
Если же предположить, что в результате каких-то перетрубаций произошла путаница фамилий на стадии подготовки конверта, то все равно, диск этот никак не мог стать первым тиражем, ибо Мушкамбарян появился в ВР только осенью 1975 года. Опять сошлюсь на свидетельство С.Челяева, который был на концерте ВР в июле 1975 года в Сочи:
"Слободкин в углу за роялем, Лерман - в черных очках ... Рядом неразлучный Алешин... Голутвин, словно родившийся с гитарой в руках, Буйнов, увлеченно и улыбчиво порхающий над клавиатурой... Борис Багричев, хозяйничающий за барабанами, Штильмарк - очевидно, труба; Андрей Русанов... Вячеслав Малежик - на бонгах, по-моему. И ... - Алла Пугачева..."
Как видно из приведенного отрывка Мушкамбаряна в июле 1975 года в ВР еще не было.
3.Не мог этот диск в таком виде выйти (в середине 70-х) еще и потому, что на нем присутствуют 2 человека в 1975 году уехавшие из СССР на Запад.
Еще несколько слов о диске №4.Он это заслуживает.
Совершенно необычная вещь-на нем указаны звукорежиссер,редактор и другие люди принимавшие участие в подготовке пластинки.А ведь "Мелодия" начала указывать эти сведения на конверте только с 1980 года.
У меня есть всего один диск выпущенный ВСГ в 1976 году. Он называется "Есть глаза у цветов".Так там ничего подобного нет и близко. А сама надпись "ВСЕСОЮЗНАЯ СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ" выполнена заглавными буквами.
Если попытаться предположить год возможного выпуска этого диска, то я бы остановился на 1980. Это был год существенного ослабления цензуры в культуре,благодаря грядущей Олимпиаде в Москве.Вспомним рок-фестиваль "Тбилиси-80".Этим можно обьяснить появление на диске фамилий двух эмигрантов:Русанова и Лермана.Кроме того это был год 5-летия выпуска первого ЛОСа.Опять же наличие на конверте фамилий участников создания диска. И еще один косвенный признак 1980 года: на пластинке стоит цена 2р 15 коп., а с 1981 года подобный диск стал стоить 2р 50 коп.

VI

Но, поскольку, пластинки эти существуют в природе, надо попытаться как-то обьяснить их происхождение. У меня три версии.
Версия первая..
Впоследствии были какие-то небольшие серии спецзаказов. Типа подарочных, о которых на форуме упоминал Юрий:
"Ого! Сколько же было тиражей? Я ещё помню какой-то подарочный вариант, как книжка. Тот выходил видимо на экспериментальном заводе…, потому как в продаже я его не помню."
Этим можно обьяснить измененный дизайн, но вот наличие ошибок в такой серии маловероятно. Хотя, если предположить, что заказ был срочным, диск делали к какой-то дате и очень торопились, то… Все может быть.
Версия вторая..
Надписи на готовых конвертах диска появились позднее, и они никак не связаны с "Мелодией".
Версия третья..
К началу 90-х, когда перестройка стала необратимой, а СССР уже кончился, стали возникать кооперативы и всякие малые предприятия (при существующих больших, государственных и при их непосредственном покровительстве). Основная их задача была в том, чтобы обналичивать деньги и делиться ими со своими создателями, поскольку на них по совместительству (или по договору) работали те же люди, что и на госпредприятии, при котором они были созданы и выпускали они одну и ту же продукцию (иногда, правда, только на бумаге). Итак, при каком-нибудь подразделении фирмы "Мелодия", в конце 80-х было создано такое хозрасчетное предприятие, которое используя возможности фирмы и учитывая всеобщий дифицит, начало выпускать небольшими партиями наиболее популярные пластинки. А поскольку главным критерием для них была оперативность и нежелание делиться доходами с авторами и консультантами, то появление разного рода ошибок, было неизбежно.

VII

Теперь несколько слов о том разнообразии в оформлении фирменного конверта вообще. Что-то я не припомню такого больше не с одним другим диском. Хотя, может быть, если внимательно покопаться , то найдутся и другие такие случаи. Но в данном случае нас интересует только ЛОС. К нему и вернемся.
А могло такое разнообразии возникнуть из-за наличия здесь и конвертов от левых тиражей (что такое в моей понятии левый тираж, станет понятно позднее)? Наверное, могло. Если представить, что эти левые тиражи печатали разные заводы, то это многообразие в оформлении конвертов понятно. Хотя, на мой взгляд, левый тираж проще выпускать в общем, а не фирменном конверте. Но ЛОС в общих конвертах, как мы знаем, тоже выходил в больших количествах.
Не зная этой кухни, я не буду в ней копаться. Я попробую, в принципе, оценить можно ли было в то время выпустить левый тираж.
Мне вспомнился фильм "Преферанс по пятницам" (кажется). Суть, которого в том, что на швейной фабрике, выпускавшей рубашки, технолог придумал делать подгиб ткани не 4 см, как требовал ГОСТ, а 2см (я могу ошибаться в деталях, но тут важна суть). Это дало образование излишков неучтенной ткани. Из этих излишков стали делать дополнительное кол-во рубашек и реализовывать их через доверенные магазины. И все прекрасно существовали. Было это, как вы прекрасно помните в эпоху расцвета застоя, явлением не единичным и не только в легкой промышленности. Могло ли это происходить и в производстве и сбыте ГП? Вполне. Не претендуя на истину в конечной инстанции и не будучи специалистом в этой области, я хочу отановиться на некоторых моментах в технологии ГП, которые, на мой взгляд, позволяли это делать.
Предположим, первый тираж новой ГП определен в 50 тыс. шт (все цифры условные).Лаковый диск передается на завод, где с него должны были бы сделать 140 матриц (для реализации максимального тиража 140 000 шт), что в итоге позволит реализовать искомый тираж (потребуется 50 шт.) и оставить остальные (90 шт) для дополнительного тиража. В этом случае ГП будет 4 копией лакового диска. Но на заводе могли сделать еще один цикл негатив-позитив и получить не 140 матриц, а 6 860 (или любое другое кол-во в пределах этой цифры), что позволяло бы сразу реализовать макс. тираж 6 860 000 шт. при одинаковых исходных затратах. Из которого 6 860 000-140 000=6 720 000 шт. могли стать неучтенными и в любой момент (и в любом кол-ве в пределах этой цифры) напечатаны.
Другой путь. Головной завод передает на региональный позитив диска для изготовления матриц, в кол-ве необходимом для печати тиража, который определен для этого завода. Но завод вместо цикла: позитив-матрица делает цикл: позитив-негатив-позитив-марица. И это позволит в дальнейшем напечатать значительно больший тираж, чем было определено. При этом, правда, уже в первом тираже ГП будет 6 копией, но в эпоху всеобщего дифицита и плохой радиоаппаратуры, кого это могло волновать.
Мне могут возразить, что для большего тиража потребуется и больше расходных материалов, что не может пройти незамеченным для разного рода проверок. Все это так. Но тут я могу с полной уверенностью сказать, для людей знающих, в то время это не являлось непреодалимой преградой.
Еще один возможный путь создание неучтенных запасов-это списание части тиража по формальным причинам в брак.Как при производстве ГП, так и при печати конвертов. Например, изменив наклон фотографий или убрав желтую полоску под фото на конверте ЛОС, можно признать это полиграфическим браком и списать.
А если производители ГП и печатники договорятся, то кол-во брака там и там может счастливо совпасть.
Хочу подчеркнуть, в этой версии я ничего не утверждаю. Я просто рассматриваю возможность происхождения того или иного события.

VIII

Все вышеизложенное в большей или меньшей мере может обьяснить происхождение того или иного вида ЛОСа. Однако есть один факт, который не вписывается ни в одно из обьяснений. Это воспоминание Лермана:
"...на диске "По волнам моей памяти", поскольку пластинка вышла уже после моего отъезда, имя моё на тухмановском альбоме не появилось, а с "Веселоребятовского" исчезло; впрочем все имена музыкантов на последующих тиражах ЛОС исчезли, остались только пустые желтые "тени" под фотографиями..."
То, что в его воспоминаниях есть неточности- бесспорно.Он утверждает, что после его отьезда с ЛОСа были убраны подписи под фотографиями артистов. Но я лично купил этот диск без подписей 14 июля 1975 года, когда Лерман был в ВР и, вероятно, никаких документов на выезд еще даже и не подавал. Никто из участников 2-х форумов в сети не припомнил, что он такой диск (с подписями) видел в продаже во второй половине 70-х.
Возможно, эта ситуация развивась следующим образом. В период подготовки диска к выпуску существовал макет конверта с подписями под фотографиями артистов. Первоначально именно в таком виде диск планировался к изданию. Лерман, да все другие принимавшие участие в его записи, этот макет видели и о планах издания его в таком виде знали. Потом, по какой-то причине (может по настоянию Слободкина), еще до выхода диска макет переработали и подписи убрали. О чем Лерман, естественно, знать не мог. Впоследствии, узнав, что диск вышел без подписей, он решил, что это произошло из-за его отьезда на последующих тиражах.
Возможно и другое обьяснение этому. Уже в 90-х годах (воспоминания Лермана написаны в 1994) он увидел несколько вариантов ЛОС, в том числе и с фамилиями, и так же как и многие на форуме у Михаила и Юрия решил, что диск с подписями был первым, а потом, из-за его отьезда на Запад, фамилии убрали.
Может существовать и еще одна версия. Сначала в 1975 году ЛОС начал выходить с подписями под фотографиями артистов, но конечно, там не было под фото Барыкина подписи Мушкамбарян. Там должно было все правильно написано. Потом выпуск диска в таком виде был остановлен и возобновлен уже без подписей.
Но отсутствие даже упоминания о таком диске где-либо, не позволяет рассматривать пока эту версию.

IX

И последнее.
Все диски, которые были просмотрены при подготовки этой статьи у разных людей, несмотря на разнообразие полиграфического оформления (даже нефирменные конверты отличались разнообразием) и разное время выхода, имели одну существенную общность. На зеркале всех дисков стоял индекс С60-05459/3-1 на первой стороне и С60-05460/3-1 на второй.
Напомню, что он означает. На зеркале каждой стороны грампластинки указывается тот же индекс, что и на этикетке, с добавлением после номера записи через дробную черту- номер станка, на котором выполнена механическая запись на лаковый диск и после тире- номер варианта перезаписи фонограммы ( второй и третий варианты перезаписи выполняются при повторных тиражах грампластинки).
Другими словами первоосновой всех выпусков ЛОС, которыми мы располагаем был один и тот же лаковый диск, переданный ВСГ на АЗГ в 1975 году. Отсюда следуют 3 вывода.
1.ЛОС не имел повторных тиражей.
Здесь мы можем не согласиться уверенно.
2.Все тиражи, включая повторные, в сумме не превышали 6 860 000 шт.
Здесь мы можем не согласиться, но неуверенно.
3.Заводы выпускали этот диск большим тиражем за счет дополнительных циклов копирования исходных матриц, делая диск уже 8-10 копией исходного лакового диска, чего ГОСТ, по всей видимости, официально не допускал.
Здесь мы можем согласиться, но тоже неуверенно.
P.S. По этому поводу открывается возможность для размышления на тему: "Почему диски с разных заводов, а также с разной этикеткой, звучат, иногда, по-разному?"
А теперь о том, о чем на этот момент мы можем говорить уверенно:
1.Впервые ЛОС появился в продаже в июле 1975 года.
2.Первый тираж печатался на разных заводах и имел разное оформление конверта. Это зависело от полиграфических мощностей каждого завода.
3.Фирменные конверты первого тиража не имели подписей под фотографиями.

Окончание.