Александр Лерман.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Александр Кудряшов.


Вольная птица.

(Музыкальные поиски Александра Лермана в период «от Весёлых до Весёлых»).

(март 2021)

1

О периоде творческой жизни Александра Лермана с лета 1974 до мая 1975 года в разных источниках содержатся обрывочные сведения. Восстановим хронологию событий этого периода.

ВИА «Весёлые ребята» был гастрольным коллективом, который приносил высокую прибыль своей концертной организации. У ансамбля был очень плотный гастрольный график и поэтому записи на фирме «Мелодия», на Радио, на ТВ приходилось делать в короткие периоды между гастролями.
С конца 1972 года, записывая песни «Весёлых ребят», Александр Лерман использовал найденный собственный стиль, в основу которого была заложена вокальная подача лидера американской группы «Криденс» Джона Фогерти. Многие коллективы были бы рады иметь в своём составе профессионального музыканта, с такой ярко выраженной вокальной индивидуальностью, как у Александра Лермана. В дальнейшем его одновременно пригласят к себе в коллективы руководители ВИА «Добры молодцы» и группы «Аракс».

Работая в «Весёлых ребятах», Александр Лерман надеялся, что Павел Слободкин возьмёт в репертуар ансамбля, а также запишет в студии его авторские песни для издания на пластинках. Но этого не происходило. Наконец, в 1973 году «Весёлые ребята» записали в студии фирмы «Мелодия» одну из песен Лермана - «Новгородский пир».

Время шло, но в 1974 году, после записей песен для пластинки «Любовь – огромная страна», которые были сделаны в 1973 году, Александр в составе «Весёлых ребят» не записал ни одной песни – ни своей, ни других авторов.
Александр начал искать возможность записать свои песни с каким-нибудь другим коллективом. Это стало одной их причин его ухода из «Весёлые ребят».
Александр Лерман в составе ВИА «Весёлые ребята», 1974 г.

Гастрольный тур «Весёлых ребят» по Украине закончился в середине июля 1974 года, и музыканты ушли в отпуск. В это время Всеволод Левенштейн (Сева Новгородцев) приглашает Александра Лермана войти в состав ВИА «Добры молодцы». Одновременно Лермана пригласил Юрий Шахназаров влиться в состав группы «Аракс» и поехать на гастроли с Московским театром им. Ленинского комсомола.

Ещё весной 1974 года Марк Захаров в Московском театре им. Ленинского Комсомола осуществил постановку музыкального спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина, музыку к спектаклю написал композитор Геннадий Гладков. Тексты песен написали Юлий Ким, Юрий Энтин и Евгений Евтушенко. Весь спектакль держался на музыке, которую исполняла рок-группа «Аракс». А в главных ролях были заняты актёры Николай Караченцов и Инна Чурикова. Именно с постановки спектакля «Тиль» и началась настоящая популярность Ленкома.
Юлий Ким и Геннадий Гладков.

Премьера спектакля «Тиль» состоялась 3 апреля 1974 года. Но летом 1974 года в «Араксе» создалась ситуация, когда нужно было срочно вводить в группу новых креативных музыкантов, т.к. собрались уходить барабанщик Борис Богрычёв и бас-гитарист Эдуард Касабов. Руководитель «Аракса» Юрий Шахназаров занялся поисками музыкантов на замену уходящим.
Он пригласил в «Аракс» Александра Лермана, работавшего в ВИА «Весёлые ребята», вместе с которым в 1971 году играл в группе «Скоморохи».

Александр Лерман работал в Москонцерте в составе ВИА «Весёлые ребята» до июля 1974 года и, затем уволившись из «Весёлых ребят», поехал с Театром Ленком на летние гастроли.
В «Араксе» Лерман занял место, готовящегося к увольнению, но пока числящегося в Ленкоме, бас-гитариста Эдуарда Касабова.
Александр Лерман в составе группы «Аракс» стал участвовать в спектаклях Ленкома «Легенда о Тиле» и «Автоград XXI».
В спектакле «Тиль» группа «Аракс», одетая в монашеские рясы, начинала действие исполнением негромкого псалма, после чего спускалась в партер, занимала отведённые для них места в первом ряду, и оттуда аккомпанировала и пела.
В этот период, кроме работы в театре, Александр Лерман с «Араксом» иногда выступал с концертами.
В сентябре 1974 года из группы «Аракс» в ВИА «Весёлые ребята» ушёл барабанщик Борис Богрычёв, а на место барабанщика в «Аракс» был принят Армен Чалдранян.
Группа «Аракс», сентябрь 1974 г (слева – направо): Александр Лерман (гитара, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Армен Чалдранян (барабаны), Вячеслав Кузяшев.


Продолжение