Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Эксурсию подготовил и провёл Александр Кудряшов

Экскурсия по "Островам".

(Музыканты «Весёлых ребят» о создании проекта «Банановые острова»).

(февраль 2018)

1

Рассмотрим подробнее по пунктам, как происходила работа по реализации проекта «Банановые острова», иллюстрируя выводы информацией из интервью.

1. Идея проекта «Банановые острова».

Юрий Чернавский вынашивал идею записать собственный альбом ещё с тех пор, когда работал в «Динамике». Но тематически это не были концептуально полноценные «Банановые острова», т.к. в то время ещё не были придуманы никакие образы – ни Банановый остров, ни Зебрус-африканус, ни Мальчик Бананан, ни "Очередь", ни Сумасшедший Робот. Все эти темы и герои альбома «Банановые острова» были придуманы участниками «Весёлых ребят» во время совместного отдыха от репетиций и гастролей, в период, когда Юрий Чернавский работал у Павла Слободкина.
Мальчика Бананана придумал Сергей Рыжов, Зебруса-африкануса и Робота – придумал Владимир Матецкий, Маму-Телефон придумал Юрий Чернавский.
Вклад Юрия Чернавского в общую философию альбома равноценен вкладу каждого участника Проекта.

А.Кушнир ("100 Магнитоальбомов советского рока. 1977—1991", 2003 г.):
Этот альбом был, в определенной степени, навеян записями группы "Динамик",.. однако, идея «Банановых островов» не нашла активной поддержки в лице Кузьмина…
Владимир Матецкий "подобрал" Чернавского, в трудную минуту свёл с "Весёлыми ребятами", куда тот перешел.
"Творческая и эстетическая подоплека альбома - это попытка идти от образа", - сказал Матецкий, - "От образа этакого потерянного, чуть придурковатого паренька, но не глупого, всё подмечающего, всё видящего".

В.Матецкий и Ю.Чернавский.

Ю.Китаев (телепрограмма "Простые числа", посвящённая 25-летию создания альбома "Банановые острова".
Российский национальный филиал МТРК «Мир», 2008): У Чернавского витали мысли про телефон, про банан. Сергей Рыжов предложил сочинять не про банан, а про Бананана.

Ю.Чернавский (статья «Я здесь никому не показывал ни одной песни», 17.07.2007):
Мы с Матецким встречались каждый день, он приходил ко мне. Сидели, болтали, между словами что-то проскальзывало, появлялись какие-то идеи. Его помощь была бесценной. Он предложил записать два альбома: мой и его. Когда пришло время писать его альбом, то у него, к сожалению, не оказалось материала. Он мне и говорит: "Юрок, мы с тобой столько провозились, а у меня вот сегодня ничего не готово к записи…". Продюсировали - то мы вместе, вот и решили назвать "Бананы" совместным проектом. Это было честно и обоюдоприятно.

Ю.Чернавский (Книга «Архив Банановых островов». Том 1, 2007 г.):
(Матецкий) … подкидывал мне интересные идейки по текстам. Так что, проект совершенно правильно называется Чернавский–Матецкий, несмотря на то, что некоторые в этом сомневались, приписывая одному мне продюсирование альбома.


2. Кто сочинил музыку для альбома «Банановые острова».

На обложках пластинок конвертов «Банановых островов» указано, что практически всю музыку сочинил Юрий Чернавский.
Информация с обложки виниловой пластинки «Банановые острова» (MIR 100370), 2013.

(Из интервью Юрия Чернавского «Я здесь никому не показывал ни одной песни» от 17 июля 2007г.)
О своём методе сочинения произведений Юрий Чернавский говорил следующее:
«Сочиняю музыку на клавишных, напеваю и записываю на магнитофон, километрами. Для создания музыки мне ничего не должно мешать. Когда в голове созреет концепция, её аранжируешь, но, чтобы получить концепцию, нужно иметь чистую идею».


А.Кушнир ("100 Магнитоальбомов советского рока. 1977—1991", 2003 г.):
Постепенно работа над альбомом превратилась в автономный проект, осуществляемый при активной поддержке музыкантов ансамбля.
К примеру, гитарный рифф к песне «Здравствуй, мальчик Бананан» был сочинен Игорем Гатауллиным - под беспрецедентным давлением Чернавского, который не отставал от гитариста до тех пор, пока тот не придумал нечто действительно стоящее.
Аранжировку к песне «Я сам» сделал Александр Буйнов, который вместе со штатным барабанщиком «Весёлых ребят» Александром Тамаровым отыграл сдвоенное барабанное соло в середине этой композиции. «Тамаров и Буйнов стояли напротив друг друга, обложившись со всех сторон томами и бонгами и «мочили» по ним изо всех сил», - вспоминает звукорежиссер «Весёлых ребят» и «Аракса» Валерий Андреев, который выступил на данной сессии в роли ассистента Чернавского.


А.Кушнир ("100 Магнитоальбомов советского рока. 1977—1991", 2003 г.):
Авторы строго хранят тайну, кто же из них сочинял какие песни. Они говорят: "Это все совместная работа".


Алексей Глызин (телепрограмма "Простые числа", посвящённая 25-летию создания альбома "Банановые острова". Российский национальный филиал МТРК «Мир», 2008):
Всё это рождалось на балконах гостиниц, собирались на такой «марксистский» кружок, разучивали партии.


А.Буйнов (программа «Рождённые в СССР, 2008 г.):
Идея [проекта «Банановые острова»] была Чернавского. А музыка, рифы, клавишные инструменты, барабаны (- Весёлых ребят»)... это коллективное творчество…
(Например), песня «Я сам» рождалась просто от барабанов. Просто играли, музыканты знают, что это такое – это импровизация – сели на рифф какой-то, и пошли, пошли, вяжем, вяжем. Потом мы записали кусочек, и появляется произведение.


А.Буйнов (из программы «Звездный пасьянс» на Шансон ТВ, 2015 г.):
Была хорошая работа «Банановые острова»… Мы писали с Чернавским эту работу, но почему-то о нас тогда не упоминалось. Там наши идеи, наши мозги.

Продолжение