Лауреаты?

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

"Лауреаты".

( апрель 2020, март 2024)

5

В заключении ещё раз затрону тему Международных конкурсов применительно к ВИА "Веселые ребята". О подобных успехах этого коллектива (помимо достижений Пугачевой и Мушкамбаряна) приходилось кое-что слышать и раньше, но с началом "перестройки" мы узнали много нового и удивительного.
Например, историю песни "Варшавский дождь" (Д.Тухманов-В.Сергеев), существовавший когда-то официальный сайт ВИА "Веселые ребята", изложил так:

-Давид Тухманов сочинил эту песню для конкурса советской песни, который проводился в Варшаве Радиокомитетом Польши в 1973 году. Ансамбль на этот конкурс не выпустили. На конкурс была направлена фонограмма этой песни, которую записал ансамбль «Веселые ребята». Песня "Варшавский дождь" была удостоена на этом конкурсе первой премии. Когда объявили результаты, то ансамбль снова не выпустили в Польшу для участия в гала концерте лауреатов. Очень было забавно, когда другие лауреаты пели, а от СССР была только фонограмма.

Допустим, что такой конкурс реально проводился на польском Радио. Так же допустим, что это был необычный радиоконкурс СОВЕТСКОЙ ПЕСНИ, в котором должны были участвовать живые СОВЕТСКИЕ исполнители. Одним из которых должен был быть ВИА "Веселые ребята", и которого злые чиновники не пустили в Польшу.
А других советских исполнителей советской песни, участвовавших в этом конкурсе, пустили?
Никого не пустили!
А почему?
А потому что в конкурсе песен на радио всегда участвую только фонограммы песен! И гала-концерты живых победителей там не предусмотрены.
Но сделаем допущение ещё раз. И представим себе такую ситуацию.
Идет конкурсная программа живых исполнителей на сцене концертного зала. Выступают разные иностранные исполнители. Жюри сидит в зале.
Выходит ведущий и объявляет:
-Советский Союз представляет песня "Варшавский дождь". Поскольку исполнитель не приехал, то послушайте магнитофонную запись.
Все слушают.
Дальше опять живые исполнители других стран.
Через какое-то время жюри определило лауреатов. Идет гала-концерт -победителей конкурса. Доходит черед объявлять песню-победительницу. Выходит ведущий и говорит:
-Победителем стала песня "Варшавский дождь". Поскольку исполнитель не приехал, то послушайте магнитофонную запись.
Могло ли такое произойти в действительности?
А мог ли, Советский Союз на "Золотом Орфее-75" быть представлен не Пугачевой, а фонограммой песни "Арлекино"?
Вот и весь ответ.
У каждого конкурса есть четкий регламент. И если кто-то из участников его нарушает, то к участию в конкурсе он допущен не будет.
Если бы в конкурсе было оговорено живое исполнение, то никакие фонограммы там бы не участвовали.

Для сравнения и понимания, как в действительности организовывались подобные мероприятия, приведу такой пример.
В том же 1973 году с 13 по 16 июня в той же Польше в г. Зелена Гура проходил IX Фестиваль советской песни. Это был настоящий конкурс с живыми исполнителями, организованный (среди прочих) Обществом польско-советской дружбы. В нем участвовали только польские певцы-любители, которые исполняли только советские песни.
Так там в жюри были два советских композитора Е.Птичкин и В.Шаинский. Концерты вели трое ведущих, в том числе и Светлана Жильцова. А в качестве почетных гостей выступали: Светлана Резанова, Виталий Самойленко, дуэт Алла Йошпе и Стахан Рахимов, а также ансамбль "Песняры".
Почему-то всех их для живого исполнения в то же самое время и в ту же самую Польшу, злые чиновники выпустили.
ВИА "Песняры" на фестивале советской песни в г. Зелена Гура (июнь 1973 года).


Продолжим о Международных успехах ВИА "Веселые ребята" в туманной совесткой действительности.

Первое упоминание об этом находим далеко от Москвы в Сочи, где в местной газете "Черноморская здравница" от 12 июля 1975 года читаем следующий текст от В.Быстрова:

"Они поехали в Ливерпуль, где родился ансамбль "Битлз" и где радиокомпания Би-би-си собрала на конкурс лучшие вокально-инструментальные коллективы мира, - "Веселые ребята" стали лауреатами, вошли в первую десятку составов, среди которых был ни больше ни меньше, как популярнейший "Роллинг Стоунз". А недавно в Праге, на Международном конкурсе грамзаписи, они взяли не только главный приз жюри, опередив самого Карела Готта, но и очень редко совпадающий с оценкой жюри приз зрителей".

Откуда местный автор взял подобную информацию легко догадаться.
Алла Пугачева и Павел Слободкин в Сочи (июль 1975 года).

Конкурс в Ливерпуле еще один миф 1973 года. Никто из участников ансамбля того периода про эту поездку даже не знал. В дальнейшем история этого конкурса не раз трансформировалась. В итоге сегодня утвердилась версия, что на тот конкурс были отправлены грамзаписи и за их большой тираж коллектив получил II премию. В общем, продолжение истории по образу и подобию конкурса Польше в том же 1973 году.

В 2015 году в аннотации к диску "Перекресток судьбы" эту историю изложили на сайте фирмы «Мелодия»:
"В 1973 г. фирма «Мелодия» получила приглашение принять участие в Международном конкурсе грамзаписи в Ливерпуле (Англия). Сочетание высокого профессионального уровня, качества записи и огромные тиражи принесли ансамблю «Веселые ребята» звание лауреата и II премию. Это был первый крупный успех отечественной поп - и рок-музыки на международной арене".

Странное и сомнительное утверждение. Поскольку на конкурс грамзаписи была приглашена "Мелодия", а приз дали почему-то Исполнителю.
В истории самой фирмы грамзаписи подобное событие никак не упоминается. Что очень странно, если это был "первый крупный успех отечественной поп - и рок-музыки на международной арене".

Конкурс грамзаписи в Праге тоже не имеет достоверных подтверждений.
Много позже, уже в нынешнее время была выложена фотография награды ансамбля, якобы полученная в 1976 году на конкурсе в Праге. Сегодня из сохранившихся газетных материалов мы знаем,что об этой награде Павел Яковлевич рассказывал еще в июле 1975 года и, соответственно, дата на этом призе (1976 год) сразу вызывает подозрение.
А кроме того, название города Прага написано с ошибкой "Praga" вместо "Praha", что совершенно подрывает веру в реальность этой награды.

Кроме того, в мае 1976 года "Веселые ребята" выступали в ЧССР и концертная организация Словкконцерт выпустила их афишу. Так вот название ансамбля на афише и на этом призе различаются в правописании, что согласитесь, выглядит странно.
Да и наклейка на этой награде тоже вызывает недоумение. Обычно все надписи в подобных случаях делаются прямой гравировкой на корпусе.
Награда.

Встречаются утверждения и про награды шлягер-фестиваля в Дрездене, но там Алла Пугачева и ВИА "Веселые ребята" выступали только в качестве гостей и, соответственно, стать лауреатами не могли.

Последнее достижение ансамбля в советский период звучит так:
В 1985 году на Международном конкурсе эстрадной песни «Братиславская Лира» ансамбль был удостоен Гран-при и звания лауреата за песню «Бродячие артисты» (Л. Варданян – И. Шаферан) в аранжировке П. Слободкина.

Удивительная фраза, сформулированная, без сомнения, с участием Павла Яковлевича, учитывая, что за всё время существования этого конкурса там ни разу никому Гран-при не вручали. Такой награды там не было.


Известно, что ВИА "Веселые ребята" выступали на фестивале "Братиславская лира-85" только в качестве почетных гостей.
Какой тогда приз в рамках этого конкурса они получили?
Представленное фото награды вызывает удивление. Оказывается, это Гран-при от фирмы грамзаписи "Супрафон" на конкурсе "Братиславская лира".
Но как может почетный гость получить наивысший КОНКУРСНЫЙ приз?
В те времена Гран-при существовал на некоторых европейский конкурсах, фестивалях и соревнованиях. И везде он был ВЫСШЕЙ наградой (выше 1 места) и вручался только победителям этих мероприятий.
А тут почетному гостю?!
Что-то здесь было не то.


В газете "Советская культура" от 13 июня 1985 года я нашел заметку об этом конкурсе, из которой узнал, что на этом конкурсе ВИА "Веселые ребята" получил ПОЧЕТНЫЙ приз чехословацкой фирмы грампластинок "Супрафон" за высокое профессиональное мастерство.
Об этом же сказано и в газете "Московский комсомолец" в январе 1986 года.

Из этого явным образом вытекал факт, что представленная на фото награда не имеет отношения к реальному призу фирмы "Супрафон".
А что же это?
Если внимательно присмотреться к увеличенному изображению верхней части приза, то становится ясно, что написание слова "GRAND" отличается от остального текста. И написано оно, скорее всего, позже. Это становится совершенно очевидным при рассмотрении его в сочетании со следующим словом "Prize". Вместе они читаются, как "Grand Prize". В то время, как правильное написание этого "Grand Prix".
И вот тут всё встает на свои места.
Настоящий ПОЧЕТНЫЙ приз чехословацкой фирмы грампластинок "Супрафон" выглядел так.
И в таком виде он не вызывает вопросов.


Послесловие...

Представленный здесь материал никаким образом не повлиял на моё отношение к ВИА "Веселые ребята". С юношеских времен я считал его и "Песняров" лучшими коллективами СССР и таковой точки зрения придерживаюсь до сих пор.
Героизировать и преувеличивать свои прошлые заслуги было характерной чертой советской творческой интеллигенции.
А уж её эстрадная братия страдала этой болезнью в невероятных размерах.