Павел Слободкин.

Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

InterMedia, Алексей Мажаев.
05:16, 26 мая

Павел Слободкин: «Мне стало обидно за марку «Веселые ребята».

(Опубликовано на сайте StarsNews.ru 02.06.2008)

На визитке Павла Яковлевича Слободкина с трудом умещаются все его звания и должности — академик, народный артист России, профессор, вице-президент международного Союза музыкальных деятелей и Российского авторского общества, художественный руководитель-директор Московского театрально-концертного центра... Еще двух строчек явно не хватает — создатель ансамбля «Веселые ребята» и человек-легенда.

- Сегодня чуть ли не все ансамбли 70-х уже возродились, некоторые даже в нескольких составах. А что же «Веселые ребята»?

- Они тоже возродились, уже четыре года выступаем. Я пошел по трудному пути — пригласил в ансамбль молодых музыкантов. В новом составе работают артисты, средний возраст которых — лет 30. Они понимают, что несут огромное бремя славы легендарного коллектива.
В 1968 году, ровно 40 лет назад, ансамбль «Веселые ребята» был первым в СССР удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение молодежной песни. Наш жанр для чиновников от культуры был пострашнее, чем джаз. Их раздражал внешний вид артистов, обилие аппаратуры, электрогитары, но главное - наш репертуар. Он состоял в основном из песен молодых и начинающих композиторов, которые в то время не были членами Союза композиторов. В июле 1970 году вышла наша маленькая пластинка-миньон, на которой были записаны две песни С. Дьячкова и О. Иванова и две песни из репертуара The Beatles. Эти песни были записаны в ноябре 1969 года. Восемь месяцев их не пропускал художественный совет фирмы «Мелодия», но когда эта пластинка появились в продаже, за ней стали выстраиваться огромные очереди, а ее тираж - около 16 млн. проданных пластинок - не превзойден до настоящего времени. В 1983 году мы записали необычный для нашего ансамбля магнитоальбом, который назывался «Банановые острова». Свое участие в этом проекте мы решили не афишировать по стратегическим соображениям. Каково же было удивление некоторых консервативных журналистов, когда они узнали, что пластинку записал ансамбль «Веселые ребята». В 2003 году руководство фирмы «Мелодия» наградило нас «Золотым диском», а в декабре 2006 года в связи с 40-летием творческой деятельности мы были награждены «Платиновым диском №1» за самый большой тираж проданных пластинок – 179 млн. 850 тыс. экземпляров, который является абсолютным рекордом для нашей страны. Вообще мы — продукт фирмы «Мелодия». На радио и телевидении цензура была очень жесткая: или ты поешь традиционные и патриотические песни, либо тебя не показывают по телевидению. В течение восемнадцати лет нас не показывали в телеэфире. Первая песня, которую показало ЦТ в 1984 году, - «Бродячие артисты».

- Большинство возродившихся ансамблей работает в старых составах. Почему Вы пошли другим путем?

- Со сменой каждого поколения зрителей определенная часть эстрадных песен и музыки становится невостребованной — это естественный процесс. Слово «ребята» подразумевает определенный возрастной ценз, под этим именем на сцену не должны выходить 60-летние «дедушки» - это выглядит, мягко говоря, и трагично, и комично. Приглашать музыкантов из прошлых составов мне показалось неправильным. Творчески интереснее создать новый ансамбль из молодых артистов.
В ближайших наших планах - выпуск DVD с песнями, снятыми на телевидении, вторая часть антологии ансамбля «Веселые ребята», куда войдут редко издаваемые песни и несколько русских народных, компакт-диск с кавер-версиями старых песен в исполнении сегодняшнего ансамбля «Веселые ребята» и несколько новых.

- Вы достаточно жестко пресекаете попытки бывших «Веселых ребят» выступать с использованием старого названия без Вашего участия.

- Этим вопросом я не занимаюсь, им занимаются патентный поверенный и юристы, которые охраняют наш товарный знак в соответствии с законодательством Российской Федерации, но по данному вопросу могу сказать следующее. Во-первых, ансамбль не нуждается в возрождении, т.к. он существует в настоящее время. Во-вторых, название «Веселые ребята» официально зарегистрировано в декабре 2001 году в Роспатенте «Центром Павла Слободкина». Следует отметить, что еще в 1988 году решением руководства Москвы, согласованным с Министерствами культуры СССР и РСФСР, ансамбль «Веселые ребята» был утвержден как юридическое лицо в статусе музыкального театра, поэтому регистрация в 2001 году лишь подтвердила наше право на данное название. В-третьих, в соответствии с законодательством Российской Федерации, словосочетание «Веселые ребята», используемое в концертной деятельности и в выпуске аудио- и видеопродукции, может быть только одно. Создание второго ансамбля с аналогичным названием законом запрещено. Все судебные разбирательства по вопросу незаконного использования товарного знака были нами выиграны. Проблема незаконного использования бывшими артистами названий популярных ансамблей существует, и касается она не только нас, но и других коллективов. Концертная деятельность лже-ансамблей не смогла бы осуществляться, если бы организаторы концертов в разных городах ответственно относились к соблюдению законодательства Российской Федерации и прав правообладателя на товарный знак. Вызывает большое удивление, что эти концертные организации работают в крупных городах - Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Вятке, Самаре, Туле, Липецке, Пскове, Магнитогорске, Оренбурге - и фактически занимаются обманом зрителя.
Хотел бы отметить, что в действиях бывших артистов, которые не работают в нашем коллективе 25 лет, усматриваются признаки преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 180 УК РФ. Мне кажется, что к решению этой важной проблемы должен активнее подключаться Департамент экономической безопасности МВД РФ.

- Теоретически они могли с Вами договориться?

- Теоретически да, но они этого не сделали. А когда начали незаконно выступать с использованием названия «Веселые ребята», то прекрасно знали, что данный товарный знак зарегистрирован нашим Центром. В целях личного обогащения они стали его использовать, нанося своим низким профессиональным уровнем ущерб творческой репутации ансамбля и моей лично. Бывшие музыканты 25 лет не работают в ансамбле, давно никем не востребованы, но дают различные интервью, в которых приводят ложные факты. Например, что ансамбль «Веселые ребята» прекратил свою творческую деятельность в 1988 году – это является откровенной и умышленной фальсификацией фактов. В период с 1988 по 1992 гг. ансамбль «Веселые ребята» становился лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года», выступал с концертами и выпускал новые пластинки. Они ушли из «Веселых ребят» 25 лет назад — где они были все это время?! За рубежом они бы уже давно сидели в долговой тюрьме за нарушение прав правообладателя на товарный знак. В принципе, мне их жаль.

- Нет ли у Вас идеи собрать в одном концерте всех бывших солистов и участников «Веселых ребят»?

- Такая идея есть, но этот проект возможно реализовать при условии участия в нем крупных финансовых структур, а также радио и телевидения.

- В Вашем ансамбле начинали свою творческую деятельность многие артисты…

- Ансамбль «Веселые ребята» для многих стал своеобразной стартовой площадкой. Молодые артисты, получив в коллективе профессиональную подготовку и известность, шли дальше своим путем. Звезда нашей эстрады Алла Пугачева проработала в «Веселых ребятах» два года. Итогом нашего творческого содружества стала ее победа на международном конкурсе «Золотой Орфей» (1975) с песней «Арлекино» в моей аранжировке.
Роберт Мушкамбарян, Людмила Барыкина, Светлана Рязанова, Юлий Слободкин, работая в нашем ансамбле, становились лауреатами международных и Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В августе 1970 году у нас появился вихрастый мальчик в очках — Саша Градский. Он проработал восемь месяцев, посмотрел изнутри, как работает профессиональный коллектив, а потом со своим ансамблем стал лауреатом фестиваля в Горьком.

- Многие из бывших участников «Веселых ребят» жаловались на тяжелые условия труда в ансамбле.

- Не спорю, работа физически была тяжелая, а о фонограммах тогда и речи быть не могло. Мы давали по 3-4 концерта в день, но гастроли, как правило, длились не дольше 14 дней. В каждом городе все концерты проходили только на одной площадке, а количество выступлений определял «Москонцерт». Должен сказать, что для артистов «Веселых ребят» мне удалось создать феноменальные условия — музыканты жили на гастролях в одноместных номерах или полулюксах со всеми удобствами, обеды всегда привозили на концертную площадку, их ждали отглаженные концертные костюмы, а технический персонал готов был выполнять любую их просьбу. Выступая на гастролях, они за один концертный день зарабатывали месячный оклад ведущего артиста театра или симфонического оркестра.

- А Вас бывшие подопечные сейчас выставляют в образе такого Карабаса-Барабаса…

- Для меня всегда примером был великий дирижер Евгений Федорович Светланов и его требовательность к музыкантам оркестра. Многие артисты нашего ансамбля приходили из самодеятельности и не имели специального музыкального образования. Элементарные требования на репетициях, работу с нотным материалом и вокальными партиями принимали за некий деспотизм. Я не сомневаюсь, что высокие требования и творческая дисциплина способствовали повышению их профессионального мастерства. Кстати, до настоящего времени ходят слухи, что я являлся инструктором ЦК КПСС — и это притом, что я не был членом партии.

- По каким причинам Вам приходилось расставаться с музыкантами? Многие ли уходили сами, и приходилось ли увольнять кого-то за «нарушение режима»?

- По-разному бывало. Леня Бергер уехал в Австралию. Выпустил там несколько пластинок на EMI, но вряд ли добился того, чего хотел. Здесь он был уникальным, а там - одним из многих. Валя Витебский влюбился в солистку Киевского балета на льду и уехал работать в Киев. Володя Фазылов, исполнитель песен «Портрет работы Пабло Пикассо» и «Люди встречаются», в декабре 1971 году окончил Полиграфический институт и должен был отработать три года по распределению в Узбекистане. Юлий Слободкин ушел из «Веселых ребят» в 1972 году, чтобы попробовать себя в качестве руководителя ансамбля «Москвичи». Потом пел в дуэте с Аллой Пугачевой и Жанной Бичевской. Слава Малежик, Саша Барыкин и Саша Буйнов ушли, бунтуя против прихода Аллы Пугачевой. Спустя 30 дней вернулся Буйнов, а через полтора года - Барыкин. Саша Лерман уехал в Америку, стал профессором и переводчиком. Многие уходили, потому что себя переоценивали. Например, Толя Алешин. Он всегда был номером 2, как бы в тени Саши Лермана. Ушел в «Аракс» в качестве солиста – не получилось. Уехал в Америку — выяснилось, что и там его мастерство не очень востребовано. Вернулся обратно. Недавно выступал в отборе на конкурс «Евровидение» - 17-е место из 22. Вот что значит завышенная самооценка. Саша Барыкин, который не имел никакого музыкального образования, но талантлив от природы, доказал, что имеет свое творческое «я» и право на сольную карьеру. Но бывали случаи, когда артистов ансамбля увольняли за нарушение трудовой дисциплины.

- Кто-нибудь из них называет Вас своим учителем?

- Вообще на эстраде нет такой практики - помнить своего творческого наставника, вот в филармонической музыке каждый исполнитель гордо скажет, чей он ученик. В эстраде каждый сам себе наставник. Пока артист только начинает свою музыкальную карьеру, он не дистанцируешься от названия известного коллектива, а как только чего-то добился — все сразу забывает!

- В каком жанре будут записаны новые песни возрожденных «Веселых ребят»?

- Я думаю, что наш коллектив за сорок с лишним лет сформировал свою творческую манеру и должен ее придерживаться.

- Под нынешние форматы шоу-бизнеса подстраиваться не будете?

- А мы в формате. И Первый канал, и РТР, и НТВ нас уже показывали. Хорошая песня с хорошим текстом всегда будет в формате. «Алешкину любовь» кто только не перепел. В любых «Старых песнях о главном» - несколько наших песен. Мы стояли у истоков развития отечественной поп- и рок-музыки и помогли ее официальному признанию в нашей стране, поэтому «Веселые ребята» не откажутся от своего стиля и репертуара, который был нами создан и до настоящего времени пользуется большим успехом у зрителя.

- Пластинка «Музыкальный глобус» с кавер-версиями западных хитов тоже была для вас экспериментом?

- Нет. Это, скорее, проверка наших профессиональных возможностей. Мы часто выступали в концертах за рубежом со многими европейскими звездами эстрады. Возникла идея создать такую пластинку. Мы отобрали песни, я пригласил поэтов, которые сделали русские тексты. Думаю, что они получились удачными, если спустя почти 30 лет многие песни звучат на радио и телевидении. Для нас, в первую очередь, в то время было важно, сумеем ли мы в 1979 году ТАК сыграть. Сумели. Это звучало — я боюсь употреблять слово «фирменно», но на уровне. Кроме этого, мы сделали популярными эти песни, потому что русский текст сразу сделал их более понятными для слушателя.

- Вы довольны сегодняшними «Веселыми ребятами»?

- В принципе, да. Они стараются, много репетируют, это серьезные музыканты с высшим образованием. Ансамбль «Веселые ребята» в новом составе выступил во многих концертных программах. Достаточно вспомнить успешные выступления в концертах, посвященных 75-летию «Москонцерта», на «Дискотеке 80-х» со звездами зарубежной эстрады, которая была показана по Первому каналу… В апреле 2007 года совместно с компанией «Бомба Мьюзик» мы выпустили диск «Любовь – дитя планеты», а в декабре с фирмой «Мелодия» - CD «Когда молчим вдвоем». «Веселые ребята» приняли участие в заключительном концерте «Песня года-2007», который транслировался по каналу РТР в январе 2008 года.

- Нужен ли эстрадному артисту голос? Сейчас ведь и без голоса можно сделать приличную фонограмму.

- Сегодня артистам эстрады повезло больше, чем нам - технические возможности совершенно другие. Если ты умеешь прилично петь и играть, то при нынешней аппаратуре музыкальный материал можно записать на очень высоком уровне, но без соответствующей музыкальной подготовки и знаний это сделать очень трудно. Все равно профессионалам сразу слышно, когда артисты умеют петь и играть, а когда нет.