Валерий Колпаков.
Записки постороннего.
(История известного ансамбля)
10
1978
Три года назад с композитором
Р.Мануковым "Веселые ребята" выпустили удачную пластинку. И вот сотрудничество продолжилось: еще 2 песни на новом миньоне композитора спел в сопровождении ансамбля Р.Мушкамбарян. Обе очень мелодичные и достаточно традиционны для "Веселых ребят". Жила-была девчонка" (сл. А.Прокофьева) лет 5 назад была бы замечена, но к 78 году подобных песен наплодилось достаточно. Танго "Ты подожди" (В.Харитонов) лучшая вещь на пластинке. Узнать в аккомпанементе "Ребят" довольно трудно. Ансамбль потерял остроту электрогитарного звука (возможно, намеренно) и приобрел вальяжность ресторанного оркестра. Но, вспоминая их другое танго "У той горы", убеждаешься, что этому не хватает чуточку "знойности", звук все-таки немного жестковат. Манера пения Мушкамбаряна типична для эстрадных солистов того времени и в "Веселых ребятах" выпадает из общего фона, хотя концерты их, конечно, разнообразит.
Ни одна песня не стала популярной, слишком привычны они для слуха. Да и разве могли они конкурировать с фейерверком диско - композиций, который извергали на слушателей западные фирмы грамзаписи. Уже в который раз пришлось убедиться, что даже интересная мелодия выглядит бледно и уныло из - за неинтересной и несовременной аранжировки. Увы, аранжировщиков для ансамблей нигде не готовят, и это тоже сказалось на том сером потоке, затопившем эстраду.
Как же все - таки делают аранжировку? На этот вопрос детально ответил композитор и аранжировщик П. Овсянников:
"Что делает композитор после написания песни? Для эстрадно - симфонического оркестра он иногда делает аранжировки, но для ВИА почти никогда, т. к. не знает возможностей инструментов этого жанра. Композитор отдает песню в руки музыкального руководителя ВИА, а тот в свою очередь ищет зарубежную песню, подходящую по мелодии и "снимает" с нее фактуру, накладывая сверху мелодию композитора, так рождается "аранжировка". Руководитель ансамбля заинтересован, чтобы песня звучала современно. Если же композитор отдает песню в руки аранжировщика, то для того главное сделать в партитуре как можно больше тактов, т. к. платят именно за их количество. Так часто получаются песни на одно лицо, потому что хороших аранжировщиков мало, а композиторов много".
Чем больше появляется новых инструментов, тем больше вырастает роль аранжировщика. Работая над пластинкой "По волне моей памяти" Тухманов написал одну ж туже мелодию на стихи древнегреческой поэтессы Сафо и А. Ахматовой, но настолько по - разному их аранжировал, что даже музыканты не всегда улавливали сходство. При наличии таких проблем с аранжировкой, какой же выход? Снова обратимся к Овсянникову:
"Один из путей создания репертуара для ВИА у профессиональных композиторов - это учет специфики ансамблевого исполнения не в момент оркестровки, а в момент создания мелодии".
С этим утверждением перекликаются и слова руководителя "Поющих гитар" А. Васильева:
"Нужно, чтобы композиторы больше писали музыки с ритмическим многообразием, ладовым строем рок - музыки, которая необходима ВИА, и, чтобы композиторы сами аранжировали песни. А сегодня большей частью у песни как бы два автора: композитор и аранжировщик. А это уже разностильность, да и разный профессиональный уровень".
Альбом "Белые крылья", где были записаны песни на стихи В. Харитонова, представил в исполнении "Веселых ребят" песню "Скажет девчонка", два года назад вышедшую на диске, записанном в Болгарии.
1978-Сидят:Алешин и Пузырев.
Стоят: Мушкамбарян, Валитов, Барыкин, Барыкина,
Слободкин,Макиенко,Чиненков, Буйнов, Гатауллин, Дурандин.
|
Для любого коллектива выход новой пластинки - всегда событие. Она либо представляет сегодняшний день ансамбля, либо подводит черту под каким-нибудь его творческим этапом. Казалось бы, 3-й альбом "Веселых ребят" "Дружить нам надо", почти полностью записанный в 1976 году, никак не может отражать сегодняшний их день. Но так только казалось, потому что за 2 прошедших года ансамбль практически не изменился. Помещенные на пластинке фотографии - попытка завуалировать 2-летнюю разницу между записью и выходом.
Общим для всего диска является дефицит клавишных и увлечение припевом: "На-на-на", вместо ранее популярного "ля-ля-ля".
Подбор песен на пластинке осуществлен, если так можно выразиться, по "двоичной" системе: два потенциальных шлягера: "Напиши мне письмо (В.Добрынин - М.Рябинин) и "Летние каникулы" (П.Слободкин - М.Рябинин); две песни с "миньона" 1976 года: "Проходят годы" и "Наш дом"; две песни
"Песенка для всех" (В.Добрынин, А.Пузырев - М.Пляцковскй) и "Дружить нам надо" (С.Дьячков - Л. Дербенев); две песни "Мамина пластинка" (С.Дьячков - Л.Дербенев, И.Шаферан) и "Дальняя песня" (О.Фельцман - А.Вознесенский); и еще две песни, на которых хоть клеймо ставь "Сделано в "Веселых ребятах"": "В синем омуте" (О.Фельцман -М.Лисянский) и
"Встреча" (Ю.Антонов - В.Дюнин).
На протяжении всего периода существования группа, в отличие от многих, обходили тему строительства БАМа, поскольку ее было довольно трудно увязать с их развлекательной, направленностью. Но с появлением песни "Напиши мне письмо" трудность эта была преодолена. В ней мощный ансамблевый вокал, повествовавший о таежной экзотике в виде дыма костра, таежных зорь и вертолета, неплохо уживался с бодрой ритмичной мелодией. Я уже говорил, что выделиться тогда можно было только чем-то оригинальным. И "Веселые ребята" вспомнили о зарубежных песенках. И вот бразильская мелодия "Чарли Браун" благодаря стараниям И.Резника стала "Летними каникулами". Однако автором музыки стал почему-то Слободкин, хотя по радио частенько звучала эта песенка в оригинале.
"Наш дом" колом торчит из этой пластинки, настолько она там не на месте. Не знаю уж, чудовищные ли амбиции авторов или какие - то иные причины заставили составителей пластинки втиснуть эту песню между "Напиши мне письмо" и "Летними каникулами", создав абсолютно неперевариваемый винегрет. "Мамина пластинка" стилизована под "ретро" и по тематике не их песня, но трогает, и уже потому ее следует признать удачной. "Дальняя песня" ранее выходила на пластинке в 1977 году. От всего альбома остается ощущение, что "Веселые ребята" мечутся в рамках своего стиля и, потому хватаются за все, что попало.
Летом выходит гибкая пластинка, на 3/4 состоящая из песен с последнего диска. Единственной "новой" на ней была уже известная "Кукла". Кажется, это была первая, записанная на пластинке отечественная диско-композиция.
Газета "Московский комсомолец", печатавшая на своих страницах музыкальные парады десяти самых популярных песен месяца, опубликовала результаты опроса читателей в августе песня "Напиши мне письмо" заняла 7 место, а "Кукла" - 10. Но это был всего - навсего всплеск, от которого уже в сентябре не осталось и следа. Более того, на протяжении следующих 8 лет (до 1987 года) ни одна песня "Веселых ребят" в этот список не попадала, хотя в последствии он был расширен до 15.
В.Добрынин
|
В этот период одним из основных авторов, пишущих для ансамбля становится композитор В.Добрынин. Кроме уже названных его песен на различных пластинках вышли: "Ни минуты покоя" (диск песен на стихи Л.Дербенева "Сколько в мире дорог"), а годом раньше она вышла на пластинке "Для Вас женщины"; "3олотой ключик" и "Мелочи жизни" (А.Хайт) с "миньона", где была музыка из спектакля "Мелочи жизни".
В целом год был не из лучших, но несколько скрасил пресную жизнь группы успех солиста Р.Мушкамбаряна на 13 Международном фестивале "Братиславская лира-78" (ЧССР), где он с песней "Фотографии любимых" (Тухманов - Харитонов) получил Серебряную лиру.
В этом году в ансамбль в очередной раз вернулся А.Барыкин.
На страницах газеты "Советская культура" вновь вспыхнула дискуссия о ВИА, подогретая общим кризисов жанра, известные деятели культуры пытались оценить роль их в нашей музыкальной жизни. Кульминацией этих дебатов, на мой взгляд, стала статья "Единомышленники, а не совместно музицирующие", написанная В. Даниловым - главным методистом и П. Пантелеевым - старшим методистом учебно - методического управления по среднему специальному образованию Министерства высшего и среднего специального образования СССР. В ней черным по белому доказывалось, что существование ВИА невозможно (имеются ввиду высококлассные ансамбли). Приведу из нее выдержку:
"В последние годы на нашей ВИА эстраде массовым тиражом распространился тип специалиста, соединяющего в себе две различные исполнительские функции. Чаще всего в подобном симбиозе профессиональные оркестранты выступают и в качестве певцов. На деле это не что иное, как совмещение профессионального и антипрофессионального. Вольно или невольно из - за отсутствия вокального мастерства (а чтобы приобрести его, надо серьезно учиться) такой музыкант теряет приобретенные им профессиональные навыки игры на инструменте. Хорошо известно, что при исполнении своей партии музыканту петь противопоказано: не услышишь, что играешь, собственное пение лишает полного слухового контроля. Тем не менее, искусственно созданный гибрид "вокализированный инструменталист" расцвел и процветает. Такой специалист не владеет ни четкой интонацией, ни законами дыхания, формирования и снятия звука, ни начальными приемами фразировки, ни другими важными навыками певческого ремесла. Короче, он не знаком с элементарной вокальной грамотой. А одного его желания петь слишком мало, чтобы выступать и в этом качестве на профессиональной эстраде. В идеале в ВИА должны быть представлены профессионалы - инструменталисты и профессионалы певцы."
И это, не смотря на то, что ВИА перешагнули 10 - летний юбилей у нас (а за рубежом и 20 - летний), отмеченный бесспорными успехами тех самых ансамблей, существование которых авторы считают невозможным. Конечно, нельзя отрицать мнение авторов о "разделении труда", тем более, что по этому принципу сделаны такие ансамбли, как "Лед Зеппелин", "Дип Перпл", "Роллинг стоунз", наши "Песняры" и т. д. Но ведь есть еще и "Битлз", "Пинк Флойд", "Йес", "Машина времени", "Ариэль", "Аракс" и многие другие. Как оценить их вклад в развитие музыки, если сам факт их существования подвергнут сомнению? Думаю, что оба этих принципа имеют право на существования. Превозношение одного и отрицание другого только обедняет эстраду.
В апреле газета Комсомольская правда" в рубрике "Наша дискотека" предложила своим читателям список наиболее известных в стране ВИА и просила обосновать свое отношение к ним, чтобы определить наиболее популярные. На это откликнулись более 13 тысяч человек "Веселые ребята" в этом списке заняли 6 место после "Песняров", "Ариэля", "Синей птицы", "Лейся, песня" и "Пламя". Причем, если "Песняры", "Ариэль", и, в какой - то степени, "Пламя", работали в ином направлении, то более высокие места "Синей птицы" и "Лейся, песня" означали, что молодые конкуренты были более энергичны в своих амбициях. Комментируя итоги, газета отметила, что популярность ансамблей в различных районах страны существенно отличается от итоговой. Так "Веселые ребята" в районах Краснодара и Ставрополья следуют сразу за "Песнярами". Видимо, сочинские пляжи их привлекают больше, чем остальная часть территории СССР.
На страницах журнала "Клуб и художественная самодеятельность" (КХС) музыкальный клуб "Метроном подвел итоги 1978 года. По разделу "ансамбли" "Веселые ребята" заняли 5 место (из 20). При этом обошли их почти те же, что и по анкете "Комсомольской правды". По разделу "певицы" Л. Барыкина на 17 месте (из 20). Столь низкое место означает почти случайное попадание в этот список благодаря песне "Кукла".