Валерий Колпаков.
Записки постороннего.
(История известного ансамбля)
2
1970 (часть 1).
Наконец Иванов был вознагражден за свое долгое ожидание. К нему приходит успех. Вслед за песней "Товарищ", исполненной Аидой Ведищевой, огромной популярностью стали пользоваться в исполнении "Веселых ребят" песни
"На чем стоит любовь" и
"Тебе все равно" (сл. О.Гаджикасимова). К этому же периоду относится начало сотрудничества "Веселых ребят" с такими молодыми авторами, как
С.Дьячков,
Д.Тухманов, Р.Майоров и др.
Создать ансамбль, даже очень хороший, это далеко не все. Для того, чтобы иметь популярность одними гастролями не обойтись. Необходимо иметь выход на радио, ТВ, в грамзапись. А поскольку новый жанр был встречен, мягко говоря, без энтузиазма, то и выход к средствам информации у ВИА был ограничен. И здесь огромную роль приобретают администраторы ансамблей, их деловые качества и личные связи. Хотя не последнюю роль играли и связи самого Слободкина.
В 1970 году он пригласил в "Веселые ребята" администратора гастрольного коллектива певца Э.Горовца -
Михаила Плоткина, имевшего к тому времени большой опыт в этой области. Спустя 10 лет известный советский эстрадный режиссер А.Конннков в своей книге "Мир эстрады" назовет его "фантастическим организатором".
Почему - то, так повелось, что деятельность этих людей обходят у нас стыдливым молчанием, словно их нет. А ведь в популярности того или иного исполнителя, роль их бывает огромна. Что бы как - то восстановить справедливость в этом вопросе, я хочу привести отрывок из упомянутой уже книги "Мир эстрады":
"ВИА: их деления очень напоминают развод в мещанской семье. Конфликтуют, меняют клички, ссорятся из - за аппаратуры. И очень часто выигрывает не та половина, где остается художественный лидер (певец, певица), а та, где фактический руководитель, называйте, как хотите: босс, менеджер, организатор. И пусть смеются фельетонисты над тем, что голоса у него нет, в музыке он малограмотен, а на каком - нибудь инструменте играет для виду, что бы побольше платили. Зато он умеет подобрать певцов, дружить с композиторами и поэтами, знает, как быстро сшить костюмы, достать аппаратуру, умеет вовремя появиться в "Добром утре", в "Огоньке" в "Юности", в Госконцерте и т. д".
Плоткин проработал в "Веселых ребятах" около 3-х лет, но за это время ансамбль из начинающего стал одним из лидеров жанра ВИА в нашей стране. Это был и период наивысшей популярности группы. Было записано 6 сольных "миньонов" и несколько сборных. Было участие в записи первого альбома Д. Туманова "Как прекрасен мир", запись собственного гиганта "Любовь - огромная страна". Всем этим успехам молодого коллектива во многом способствовала бурная деятельность, оставшегося за кадром, М.Плоткина.
В конце 60-х годов в "Веселых ребятах" работал Александр Градский. Правда, совсем не долго. И сам он об этом никогда не упоминает. Дело в том, что свое творчество Александр связывал в то время с любительским ансамблем "Скоморохи",но финансовые дела "Скоморохов" оставляли желать лучшего, и для их поправки Градскому, как раз, приходилось работать с "Веселыми ребятами", имевшими статус профессионалов.
Петерсон, Градский,Фазылов,Полонский,С.Рязанова,Бергер и Хабазин
|
В то время считалось обязательным иметь в составе ансамбля женский вокал. "Веселые ребята" предприняли несколько попыток ввести в свой состав солистку: сначала Нину Бродскую, которая к тому же была лауреатом Международного конкурса эстрадной песни в Румынии (1968г.), потом
Светлану Рязанову. Но все эти попытки оказались неудачными, хотя обе эти певицы неплохо проявили себя в дальнейшем, работая самостоятельно. Забегая вперед, хочу отметить, что в этом плане "Веселым ребятам" не везло на всем протяжении своего существования.
Забегая вперед(Отступление 2).
23 июля 1983 мне довелось поговорить с
Вадимом Голутвиным, в то время гитаристом группы "Воскресенье". Среди прочего была затронута и тема "Веселых ребят". Тогда он произнес одну фразу, которая в дальнейшем оказала большое влияние на мое отношение к ним. И, возможно, стала первоосновой появления этого опуса.
Он сказал, буквально следующее: "Веселые ребята" - это трагедия одного человека - Алексея Пузырева. Он долгое время был главным идеологом и лидером ВР. Остальные тянулись за ним. Он держал их на высоком уровне, отдал им всю душу. И при этом сейчас о нем никто ничего не знает".
Фраза поразила. Для меня, считавшего себя довольно прилично знающим творчество этой группы, фамилия Пузырев - ничего ТАКОГО не говорила. Тут у меня впервые закралась мысль, что все, что мы видим, слышим и читаем о "Веселых ребятах" , на самом деле, от реальной жизни этого коллектива, довольно далеко.
После этого я решил попытаться написать историю своего любимого ансамбля и начал собирать для этого материалы. В открытой печати материалов было катастрофически мало, да и обо всех тех, что были, я, естественно, не мог знать.
Столкнувшись с этим пыл мой значительно поугас.
Но вот 12.07.1985 года мне удалось встретиться с
Алексеем Пузыревым. В то время муз. руководителем группы п/у В.Андрианова, где он работал вместе с другим бывшим "веселоребятником" Михаилом Файбушевичем. Встречу, до сих пор, вспоминаю с удовольствием. Во-первых: Алексей оказался очень приятным и интересным собеседником; во-вторых: из его рассказа очень много прояснилось.
В разговоре я привел ему цитату В.Голутвина, касающуюся его. На что он ответил:
-Ну, это он немножко переборщил. Для пафоса. Но, действительно, я там достаточно много сделал".
После этого разговора желание написать историю "Веселых ребят" вспыхнуло с новой силой. Тем более к тому времени у меня были уже довольно много встреч с теми, кто делал историю ВИА-жанра.
Однако вплотную заняться этим делом я смог только в декабре 1986. Закончил в июне 1987 года.
22.10.1987 года мне довелось поговорить с
Анатолием Алешиным, тогда выступавшим с группой "Стайер". После этого статья приобрела окончательный вид.
Поскольку я буду довольно часто здесь цитировать Пузырева, то скажу несколько слов о нем.
Он окончил московское хоровое училище, затем в 1972 году консерваторию. Входил в самый первый состав ансамбля "Самоцветы". Оттуда попал в "Веселые ребята". Далее работал в группе "Экипаж", был муз. руководителем ВИА "Голубые гитары" и группы п/у В.Андрианова. Гитарист, клавишник, аранжировщик, вокалист и композитор.
1970 (часть 2).
Весной выходит дебютная пластинка "Веселых ребят" - миньон, в котором, как в маленьком зеркале, отразилась структура репертуара группы. Из 4-х песен пластинки 2 представляли зарубежную эстраду и 2-молодых советских авторов. Пластинку открывает песня О.Иванова и О.Гаджикасимова
"На чем стоит любовь" второе название "Песня геологов". Эта песня пришла на смену популярным в 60-е годы "Геологам" А.Пахмутовой. Новая песня имела совершенно другую музыкальную окраску ансамблевый вокал, наложенный на густой машинный звук электрогитар, сквозь пелену которого прорывается дробная россыпь барабанов. "Гвоздем" пластинки стала "
Алешкина любовь" (С.Дьячков - О.Гаджикасимов). Прочувственно спел ее (и тем обеспечил ей огромную популярность) солист "Веселых ребят"
Леонид Бергер. В то время он учился на теоретическом отделении Гнесинского института. В "Веселые ребята" попал из известной самодеятельной группы
"0рфей", где выступал вместе с Добрыниным и Витебским. Большинство песен "Веселых ребят" того периода своей популярностью были обязаны именно ему, певцу в высшей степени профессиональному и колоритному.
Пузырев:
-Бергер? Это выдающийся певец. Таких, в общем-то, после него не было.
Я: - В "Веселых ребятах"?
Пузырев:
-Да и вообще нигде. В своей манере, конечно.
Я: - В чем его своеобразие?
Пузырев:
- Просто это профессиональный на западном уровне певец. Техника, ум, голос, подача. Это на мой вкус, опять же.
1970 г.
П.Слободкин,Беспалов,Петерсон,Витебский,
Ю.Слободкин, Фазылов,Турабелидзе,Бергер,Избойников
|
На второй стороне пластинки записаны 2 "битловские" композиции. Русский текст к
"Старенькому автомобилю" тоже написал Бергер. Что же касается
"Облади-облада", исполненной на английском языке, то хотя "Веселые ребята" прилежно скопировали все музыкальные нюансы оригинала, но темп все-таки заметно ускорили. И еще, в исходном материале песня исполнена на 2 голоса, а в интерпретации "Веселых ребят" оказалось достаточно одного.
Первая пластинка имела оглушительный успех. В аннотации, помещенной на гибком варианте, было написано:
"Тем, кто бывал на концертах ансамбля, наверное, запомнилось жизнерадостное искусство молодых ребят с гитарами. Выступление на радио и ТВ, а также на ответственных площадках принесли молодому коллективу признания и симпатии многочисленных любителей эстрадного искусства".
"Веселые ребята" сразу дали понять всем, что их кредо чисто развлекательная музыка, предназначенная для отдыха и не претендующая на какие-нибудь глубокомысленные откровения и изыски. Потом спустя лет 6-7 их будут упорно обвинять в пристрастии к любовной тематике, забывая что: во-первых: это перешло к ним по наследству от эстрады 60-х годов, а во-вторых: направление, которому они оставались верны все это время, просто предполагает эту тему профилирующей.
Забегая вперед (Отступление 3).
Дефицит репертуара и отсутствие хорошей аппаратуры не исчерпывали перечень трудностей нового жанра. В 70 - х годах развернулась дискуссия: имеют ли ВИА право на существование, предлагая чуждые нам музыкальные формы, копируя западных исполнителей. Появление белорусского ансамбля
"Песняры", ставшего лидером нового жанра и доказавшего, что биг - бит может быть искусством, решила проблему в пользу ВИА. А что касается "чуждых нам музыкальных форм и подражательства", то в июле 1977 года в газете "Советская культура" бывший "песняр", а ныне известный эстрадный режиссер В. Яшкин, напишет:
"Уже в конце 60 - х годов наши пионеры жанра ВИА "Поющие гитары" и "Веселые ребята" приняли бит, как форму, опираясь на богатые традиции советской композиторской школы, наполнили его совершенно новым содержанием. На остроритмической основе с некоторыми гармоническими новшествами зазвучали наши прекрасные по мелодике песни. Таким образом, в отличие от многих зарубежных групп, где бит является самоцелью в творчестве наших ансамблей безраздельной хозяйкой стала мелодия, песня, а бит - эффектным выразительным средством".
А теперь о подражательстве. Как факт, его отрицать бессмысленно - имел место. Но так ли это плохо и возможно ли было его избежать. Давайте разберемся. Композитор Р. Паулс в апреле 1978 года в интервью для газеты "Московский комсомолец" сказал:
"Музыканты обязаны знать и понимать все, что связано с искусством, которому они служат. Нелепо, например, отвергать завоевания джаза и бита человеку, пытающемуся играть джаз и бит. Предвижу возражения, упреки в подражательстве. Но любой художник в процессе становления проходит определенный этап, при котором влияние мастеров - предшественников неизбежно. Джаз родился не у нас, но, вступив на нашу почву во взаимодействие с национальными традициями, обрел новые краски и подучил новое толкование у наших музыкантов. Так должно быть и с битом и с другими течениями современной музыки".
Биг - бит тоже родился не у нас, но высказывание В. Яшкина доказывает, что, попав к нам, он не просто механически обособленно развивался, а делал это во взаимодействии с нашими национальными традициями" и на них базируясь.
Спустя 8 лет слова Р. Паулса подтвердятся и в отношении советской рок - музыки. В июле 1986 года группа "Автограф" приняла участие в "Фестивале друзей" в Копенгагене. Вот что по этому поводу писали зарубежные газеты:
"Самое важное то, что мы услышали рок - музыку, абсолютно не похожую на западный рок. 0на исполнена с отменным качеством и высоким исполнительским мастерством".
"Лучшая советская рок - группа "Автограф" целиком оправдала наши ожидания. Удивительно то, что "Автограф" являет собой полностью самобытную, отличную от Запада рок - группу".
А в беседе с руководителем Автографа" А. Ситковецким один из журналистов сказал:
"В России есть свой национальный рок и его отличие от рока западного в насыщенности музыкального языка, в МЕЛОДИЧНОСТИ, которой иногда не хватает западный группам".
Итак, сегодня мы можем сказать, что имеем свою рок - музыку, которая на заре своего развития прошла через период подражания зарубежным исполнителям (это касается и участников Автографа), а ныне обрела свое собственное, ни на кого не похожее лицо. А если это так, то те первые, стоявшие у ее истоков, имели право на подражание. Время их оправдало.
1970 (часть 3).
В этом же году "Веселые ребята" еще дважды были представлены в грамзаписи. Сначала на первом "миньоне" бывшего пианиста областной филармонии, а ныне начинающего эстрадного композитора Д.Тухманова, была записана простенькая песенка
"Непросто быть вдвоем" на слова М.Пляцковского (солист Л.Бергер), потом на сборной пластинке вышла очень популярная в то время песня О.Иванова
"Тебе все равно" на слова О.Гаджикасимова (солист Ю.Петерсон) с довольно странным, но хорошо известным припевом:
"Бом-бом-бом-бом
Бом-бом-бом-бом..."
Благодаря своей первой пластинке "Веселые ребята" смогли заявить о себе достаточно громко. И это, на мой взгляд, было главным итогом 1970-го.