Анатолий Алешин- марьяж с "Веселыми ребятами".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


Анатолий Алешин- марьяж с "Веселыми ребятами".


(июль 2009)

2

-Говорят, что Бергер не очень хорошо проходил на концертах со своим западным репертуаром. Гораздо лучше проходили Петерсон или Фазылов.

Здесь дело не в репертуаре. На сцене очень большое значение имеет, какой ты артист. Фазылов из той категории артистов, как например, Вячеслав Бутусов. Вот он стоит на сцене и ничего не делает. Совсем ничего! Но имидж настолько гармоничный, настолько несущий, информативный… Как хорошо написанная картина. У него был очень законченный эстетичный образ. Парня из соседнего двора.
Валентин Витебский,Юрий Петерсон и Владимир Фазылов.

А Юра Петерсон - это вообще гениальный шансонье. У него такой набор приемов, такое проникновение в текстуру произведения, такая точная психологическая подача песни, что с ним вообще мало кто мог поспорить на той эстраде. Просто так сложилось, что он работал в ВИА. Если бы в тот момент он был не Петерсоном, а каким-нибудь… Барашковым… И если бы он был более амбициозным, то он бы убрал вообще всех на советской эстраде.

-Он больше брал не вокалом, а подачей?

У него вокал был идеальный. Он интонировал идеально, поскольку сам инструменталист. Он играет на саксофоне, а там своя специфика. Это плохо темперированный инструмент. Там отдельные ноты надо подтягивать губами. Если ты их не слышишь, то будешь играть фальшиво. Он пел идеально чисто. У него был очень теплый голос в лучших манерах французских шансонье. Это был гениальный шансонье. Просто вот так не сложилась судьба.

-Почему не сложилась?

Потому что о нем знают, только как о солисте ВИА. А он достоин гораздо большей популярности как исполнитель. И я жалею, что поколение потеряло его как исполнителя в тот период, когда пели Барашков, Лещенко, Кобзон.
Петерсон - это Пьеро с ярким имиджем.
Возвращаясь к твоим словам, что Леня Бергер на концертах проходил хуже Петерсона и Фазылова. Не надо забывать, с кем мы сравниваем. Леня в этом равнении очень сильно проигрывал и одному и другому.

-Визуально проигрывал?

Понимаешь, у артиста не существует отдельных элементов. Работает комплекс. Ты спросил:
-Визуально?
Да, визуально! И вокально и артистически! Почему? Потому что тот образ, который Бергер нес со сцены, был расплывчатый, не конкретный. Его лучше слушать в записи. Его записи были максимально информативны. А чтобы эту информацию, которую нес его голос, теплый с широким диапазоном… Уникальный голос! На концерте через плохую аппаратуру надо было или очень прислушиваться или закрыть глаза, чтобы сосредоточиться. На тот момент очень плохая аппаратура сопутствовала всем нашим выступлениям. В период работы Лени у «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» были венгерские биговские колонки 4 штуки. Вот 4 таких колоночки на зал, Дворец спорта… Как тут можно было услышать Леню Бергера?

-Давай вернемся к тебе и твоему приходу в «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА».

Я пришел в апреле. Запись о приеме на работу у меня от 6 мая. К тому моменту с группой солистов все было определено. Кажется, первый мой концерт был 7 мая на стадионе «Динамо».

(Анатолий ошибся на один день, концерт был 8 мая.
Газета "Вечерняя Москва" 1 мая 1973 года.


Вопрос с солистами был открыт. Саша Лерман и Слава Малежик были освобожденными солистами. А третьего не было, и меня хотели взять третьим солистом. Но я на тот момент был к этому не готов. Явно совершенно.

-Почему?

Не было у меня такого опыта сольного пения. Вообще не было. То, что я пел сольно в «Ветрах перемен» это было не в эстрадном стиле и это были английские песни. По возвращении из армии у меня был какой-то коллектив свой, но и там пелись в основном англоязычные песни. И у меня элементарно не было опыта пения. Тут же через три месяца взяли на работу Барыкина. Нужен был обязательно третий солист. Двух было мало.

Малежик и Барыкин

-А какая функция досталась тебе?

В ВИА много вокалистов никогда не бывает. Очень тяжелая работа и нужно, чтобы обязательно кто-то был про запас. А во-вторых: при многоголосном пении плотнее звучит вокал, когда каждый голос задублирован. И когда мы пели двух-трехголосье, то каждый голос был задублирован.

-А унисоны часто пели?

Все время. Когда я пришел, то пел с Лерманом, потом с Гатауллиным. В принципе запевы все пелись в унисон.
В общем, когда меня взяли на работу я оказался не готов к той роли, которую мне готовили. Но из-за того что я был фактурным, из-за того что я играл на скрипке и хорошо пел в группе, эти все факторы сработали. Кроме того я был коммуникабельным и не конфликтным.

-По сути тебя взяли в вокальную группу?

По сути, так. Конечно, хотели, чтоб я был солистом, но было очевидным, что я не смогу в этой ситуации… не то, чтобы составить конкуренцию Лерману или Малжику… Просто сделать это на том уровне, который требовался. Это я сейчас, по прошествии времени, говорю такие вещи, потому что тогда я об этом и не задумывался. Попал на работу и попал. Все свои. Перспективы есть. Есть, куда расти. Все это меня устраивало.

-Но ведь ты же, все равно, хотел петь сольно? Что ты для этого делал?

Конечно, хотел. Но ничего в той ситуации я сделать не мог, потому что все определял Слободкин. Я был певцом в вокальной группе и скрипачом. Первый год я отстоял во второй линии. И только в 1974 году после отпуска ушел Лерман, и взяли нового барабанщика, потому что Володя Полонский и Женя Казанцев уволились. Они тогда попались на 15 суток за пьянку. В то время в такой ситуации их невозможно было отмазать так, чтобы не распался коллектив. Слободкина бы просто растоптали в Москонцерте. Поэтому их судьба была решена в тот момент. Сразу же поехал к ним туда наш директор или даже сам Слободкин . Это было в предпоследнем городе. Мы закончили после этого в Жданове. Два дня там отработали уже без них в авральном режиме Саша Чиненков сел за барабаны, а Буйнов взял бас-гитару. Короче, после Жданова Паша поехал к ним в Полтаву. Там прямо в камере они подписали заявление об уходе задним числом. Получилось так, что они, уволившись из «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» и напились. Уже, не будучи членами коллектива «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА». Таким образом, они отпраздновали свой уход. Этим Паша спас коллектив в очередной раз. Конечно, ему приходилось тяжело. Все ребята были молодые, кровь кипит и гормоны играют.

Первая линия "Веселых ребят"-Пузырев и Алешин.

-Когда ты первую песню спел сольно? Когда Лерман ушел?

Когда сменился состав. Меня из второй линии перевели в первую и поставили в центр. В чем вот гениальность Паши, как продюсера? Он учитывал всегда многие факторы. Как все это будет смотреться на сцене визуально. Его всегда растаивал Игорь Гатауллин. Он был маленького роста, большими залысинами и башкирским внешним видом. Это Слободкина раздражало внутри, но он это терпел, потому, что ему нравился голос. Его ведь Паша и привел.

-А ты помнишь фильм «С весельем и отвагой»?

Да, но там снимались не мы.

-Слушаем песню из этого кинофильма «Под песню мою». Пытаемся разобраться, кто поет.

Что-то знакомое. У меня такое ощущение, что это записывалось при мне. Но не могу понять кто солист. Тут такое носовое пение. У меня и Лермана другая манера звукоизвлечения. Более открытая. А вот так мог петь только Леша Пузырев. Эта песня мне знакома. У меня четкое ощущения, что, может быть, даже я там пою. Местами мне кажется, что и Лермана я там слышу. С другой стороны манера напоминает такие ансамбли, как «Музыка» или «Верные друзья», но есть моменты чисто « веселоребятовские». А что Леша сказал по поводу этого?

-Он сказал, что песни этой не помнит и фильм тоже.

Это он мог сказать по причине, что это он поет (смеется). Такое может быть.

-Слободкин часто упоминал, что «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» стали лауреатом Международного конкурса в Ливерпуле в 1973 году. Ты что-то об этом слышал?

Понимаешь, существовали и существуют масса конкурсов, на которые просто посылаются фонограммы типа «На лучшее исполнение песни «Облади-облада» не английскими ансамблями». Или что-то подобное.

-В 2007 году эта история прояснилась с помощью фирмы «Мелодия». На официальном сайте фирмы "Мелодия" можно прочитать следующее:
"В 1973 г. фирма «Мелодия» получила приглашение принять участие в Международном конкурсе грамзаписи в Ливерпуле (Англия). Сочетание высокого профессионального уровня, качества записи и огромные тиражи принесли ансамблю «Веселые ребята» звание лауреата и II премию. Это был первый крупный успех отечественной поп - и рок-музыки на международной арене".
Ты что-то слышал об этом, работая в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ»?


Нет, ничего.

Намин, Алешин и Лосев.

-Тебе не кажется странной ситуация, когда ансамбль становиться Лауреатом Международного конкурса, а сами его артисты об этом ничего не знают.

-Ты ведь записывался и с «Цветами»?


Да, я писал бэки для первого миньона «Цветов», потом Стас приглашал меня на работу в 1973 году, но я отказался. Я уже работал в "Веселых ребятах".

- Веселые ребята» тогда были более престижным вариантов, чем «Цветы»?

Я бы сказал, что мне надо было учиться сцене, а в "ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ" для этого были все условия, но не в "ЦВЕТАХ".

-Давай продолжим о тебе. Я показываю концертную афишу 1974 года.

Вот в этом ансамбле я стал солистом. Это, на мой взгляд, самый лучший концертный вариант ансамбля «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», который когда-либо в его рамках существовал. Только здесь не хватает одного человека - Андрюши Русанова. Я не помню, почему его здесь нет.

-Может быть, он пришел позже, чем была сьемка?

Нет, он пришел вместе с Чиненковым в 1973 году. Этот коллектив существовал с момента ухода Лермана до его второго прихода. Я что-то припоминаю, Андрей или болел или его не было в Москве во время сессии.

-В твоем рассказе для «Спецрадио» ты говорил, что это был самый лучший гитарный состав.

Гитарный состав "Веселых ребят" 1972 года:
Внизу-Пузырев и Лерман.
Середина-Арустамов (выходяший солист) и Хабазин. Вверху: Сахаров и Полонский.

Здесь какая-то ошибка. Я говорил «самый лучший концертный состав», потому что там была и духовая секция Чиненков - Русанов. Когда я только пришел, тогда и был как раз гитарный состав, с которым я проработал 4 месяца. Потом осенью пришел Чиненков и буквально через месяц Русанов.

-Валерий Хабазин тогда еще был?

С Хабазиным я работал до осени 1974 года, потом он уволился. У него была жена-испанка, у нее отец был из детей испанских коммунистов, привезенных в 1936 году. Хабазин хотел уехать в Испанию. По-моему, он уехал, но потом вернулся. Точно не знаю. Мы все хотели за границу.

-Ты играл на скрипке. В каких песнях она использовалась?

За весь концерт это было раз, может быть, пять... «Легко на сердце от песни веселой», потому что она была сделана в стиле кантри.
А, нет!
Кантри, это уже делал Валера Дурандин.

-А изначально кто ее делал?

Скорее всего, тот, кто и всегда - Леша Пузырев. Но точно не помню. Я помню, что она делалась при мне. До этого программа начиналась с песни «Разметалось поле». Может быть, она делалась и раньше. Но вот в этот состав она делалась при мне. И мы стали начинать концерты с нее. Там я играл на скрипке. Еще в каких-то песнях... Еще был такой дуэт, мы выходили с Барыкиным :
-За белою рекой дома стоят в снегу…
Там я играл на скрипке.

-Недавно в одном телефильме он говорил, что это была его коронная песня во всех ансамблях.

В «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» мы пели ее в унисон. Мы выходили вдвоем с Сашей, пели в унисон, а в припеве расходились на два голоса.
Продолжение