Валерий Беспалов

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков
Георгий Симонян
Сергей Соловьев

Я по-прежнему обожаю джаз.


(май 2011)
4

3."Москвичи".


-И Вы уходите к Маликову?

Да.

-Какую аппаратуру он привез?

Кажется, Ямаху. Огромные усилители, колонки. Производило впечатление. Тогда у него я впервые в жизни в наушниках Аkai слушал Тома Джонса. Великолепно!

-Как набирали состав?

Юрий Федорович приглашал.

1970.
Г.Пузырев,Н. Раппопорт, Ю.Маликов и В.Беспалов

-Кто был в составе?

Маликов – бас-гитара, Коля Рапопорт – ударные, Гена Пузырев - клавишные.И стали мы работать с пародистом Виктором Чистяковым. Месяц проходит и я опять:
- Когда будем джаз играть?
Маликов говорит, что надо немного подождать Дальше работаем с Олегом Анофриевым. Замечательный человек! Талантливый и работать с ним легко было.

-Заработки по сравнению с "Веселыми ребятами" какими стали?

Поменьше, конечно. Но все равно приличные на то время.
Параллельно мы работали в программе «Товарищ кино». Там я познакомился с Мордюковой, Светличной, Крючковым, с Хитяевой. Крючкова называли просто – дядя Коля. Светличная постоянно ходила с Олегом Видовым. Мы думали, что они любовники. Оказалось, нет. Просто друзья.
Много работали в этой программе с Мариной Ладыниной. Позже она мне звонила, предлагала сделать ей аккомпанирующий состав. Но как-то не сложилось.

-Она пела?

Она шикарно пела. Во всех фильмах она сама пела.
Кстати, хочу сказать про Юру Маликова. Был случай на гастролях, когда ему на руку упал огромный кусок стекла. Разрезало все до кости. Так Юра с перевязанной рукой отыграл весь концерт. Вот такой он мужественный человек!

-А был у Вас свой репертуар?

Тогда еще нет.
Потом Юра решил пригласить цыгана петь. По фамилии Йошка. Но быстро понял, что это не то. Я к нему опять:
- Когда джаз будем играть?
Короче говоря, я решил уходить.
Пошел я к Тихомирову – руководителю Росконцерта. С предложением сделать свой ВИА. А он знал меня, как хорошего гитариста. То есть, сам он не понимал хороший я или плохой. Но все говорили, что я – хороший гитарист, и он этому верил. И дал добро на создание ВИА.
Мне дают деньги, базу, аппаратуру…

-Где база была?

В ДК трамвайного депо на Таганке.

-Название уже было?

Мы фактически только репетировали, за исключением некоторых выступлений в сборниках. Но когда приходили за деньгами в кассу, то говорили название – «Москвичи».

-Так этот коллектив уже существовал до Вас?

Нет, я его создавал.

-Откуда людей набирали?

Жору Мамиконова мне посоветовали в руководстве Росконцерта. А как не прислушаться к мнению руководства? Мне потом за это пару хороших микрофонов можно было получить.Женю Гудкова не помню кто посоветовал. Они были солистами. Мамиконов привел однокурсника по Гнесинке Валеру Дурандина. Очень грамотный парень, но на басу играл поначалу не очень хорошо. На трубе играл Соколовский, на саксофоне – Миша Акопян, на рояле – мой старый армейский приятель Витя Шашунов.
Вы знаете, у нас была прекрасная программа. Во-первых, с нами работал замечательный режиссер – Олег Непомнящий. Начали мы с песни «Московское метро». Он ее сценически поставил великолепно. Он заказал потрясающую декорацию, мы спускались по эскалатору и пели. Такого ни у кого в то время не было.
Да, мы немного посмеивались над Непомнящим. Понимаете почему? Он всех называл «Деточками». Но, несмотря на это, режиссер он от Бога. Он нас учил танцевать…
У нас работали Ухналев и Пугачева.

-Кто привел Пугачеву?

Олег Непомнящий. А мы с Пугачевой были знакомы по музыкальному училищу имени Иполитова-Иванова. Позже мы пересекались на съемках фильма «Журналист» Герасимова. В его фильмах музыку писал Павел Чекалов, прекрасный классический композитор. Я был с ним знаком. Он тогда меня и Пугачеву пригласил. Аллу не взяли, а я пел на иностранном языке в одной сцене в Париже. Что-то орал там. В кадре играл артист, а пел за него я.
Кадр из фильма "Журналист"
За этого артиста пел В.Беспалов.


Два аудиофрагмента из фильма "Журналист", с участием Валерия Беспалова можно послушать ЗДЕСЬ.
А когда мы начали работать в «Москвичах», то участвовали в съемках фильма «Печки-лавочки», тоже Чекалов пригласил. Песню исполняли за кадром, всем ансамблем. Это было перед сдачей программы.
Незадолго до этого случилась интересная история в Саратове. Мы с «Москвичами» поехали работать в сборной программе. Директором программы был Павел Леонидов. Очень серьезный товарищ. Не дай бог что-то сделать «не по его», загрызет. И он мне строго-настрого приказывает следить за Ухналевым, чтобы тот не напился. Все знали его пристрастие. Я не отходил от Ухналева ни на шаг. Отвлекал его всякими разговорами. Он должен был петь в концерте «Желтый дождь стучит по крышам…». И за пять минут до выхода он отошел в гримерку почистить ботинки. Минуты три отсутствовал.
Нас объявляют: вокально-инструментальный ансамбль «Москвичи», солист Олег…. Фамилия утонула в шквале оваций. Ухналева обожала публика. Мы выходим на сцену, начинаем играть вступление и из-за кулис появляется привидение – абсолютно пьяный Ухналев с микрофоном. Страшно шатаясь, идет по сцене. Подходит к вокальному порталу, сует микрофон в колонки и в зал пошел дикий шум и свист. Зрители начали свистеть и возмущаться. В общем, его увели со сцены.
Леонидов был в ярости, орал на меня. Я ему объяснял, что он отошел буквально три минуты…
Ухналева уволили из ансамбля и из Росконцерта. И Непомнящий тогда привел Аллу Пугачеву. Сложился неплохой репертуар, даже лучше, чем с Ухналевым.
Наступил день сдачи программы. Отлично выступили, хотя нервничали перед сдачей.
Комиссия пошла совещаться. И когда меня пригласили, то поставили перед фактом, что программа не сдана. Оказалось, что у Пугачевой была договоренность с Олегом Лундстремом, что она переходит к нему. То есть, мы сдавали программу только ради того, чтобы Пугачеву приняли в оркестр Лундстрема. Да… Такая уж она была.
А потом оказалось, что и мои музыканты были во все это посвящены. В общем, я психанул и написал заявление об уходе. Мне просто стало обидно. У меня было столько приглашений, а я почти год проработал впустую. Меня даже приглашала работать канадская певица Рене Клод.

-Как получилось?

Меня в одну поездку пригласил поработать Владимир Рубашевский, муж Марии Лукач. Работаем мы с Марией Лукач, а за кулисами нас слушала Рене Клод, у которой концерт был следом за нами.И Рене Клод обратилась ко мне через переводчика с предложением поработать.
Так вот, возвращаясь к «Москвичам». Я ушел, но они не разбежались. Потом там каким-то образом появился Юлик Слободкин. Ну а дальнейшую их историю Вы наверное знаете.
Галина Ненашева

Приблизительно в это же время Галина Ненашева и ее муж Володя уходят из ВИА «Коробейники». Галина мне позвонила (мы были знакомы по гастролям) и предложила стать руководителем ее ансамбля. Я считаю, что Галка Ненашева - певица номер один! А уж в то время - это совершенно точно! Кому Тухманов предлагал сначала петь свои песни? Ненашевой. Я, конечно же, согласился. И состав музыкантов фактически стал набирать я.
Ее муж - Володя Ненашев был барабанщиком и директором ансамбля. Но барабанщиком он был «еще тем»! Как мы говорили - заяц на барабанах. Очень часто концерты заканчивались так: Галине дарят множество букетов, закрывается занавес. Она из кучи цветов выбирает букет поплотнее - и по морде Володе…. За то, что играл плохо. А однажды занавес снова открыли. Мы ей орем:
- Галка! Галка! Занавес!
Она поворачивается, кланяется. Занавес закрывается, и она опять - Володе по морде…

-Скажите, в концерте только она пела или ансамбль тоже что-то исполнял, пока она отдыхала?

Пару инструментальных композиций, не больше.
Я опять пригласил замечательных музыкантов. Тенор-саксофон – Володя…. Он сейчас живет в Германии, с Борей Фрумкиным работает. А Боря Фрумкин – гениальный пианист. На басу играл Володя Смоляницкий. Он раньше играл в джазовом трио с ударником Журавским (он погиб в авиационной аварии) и Игорем Брилем.
На клавишных – Саша… и Лева Оганезов.

-Ненашева – это по мужу. А как ее девичья фамилия?

Ой, кажется, Семененко. Мы были с гастролями на ее родине, где-то на Урале, и видели ее подружек детства. Это что-то!
Были у нас интересные случаи. Последний концерт на гастролях был «зеленым». Знаете, что это такое? Так вот, мы играем, а Галина поет песню, в которой припев начинается со слова «Давно…». Сначала я ей перед припевом шепчу:
- Г...но.
Она на меня смотрит, улыбается и поет:
- Давно…
Перед вторым припевом Лева шепчет то же самое. Она улыбается, но поет:
- Давно…
Профессионалов не сломить!
Потом идет проигрыш и перед третьим куплетом Галя поет:
- Г...но!
Все выпали в осадок!
Афиша Галины Ненашевой

Еще был случай. Играли мы какую-то серьезную композицию с элементами реквиема. А Галя могла и сама зарыдать в любой момент, и могла заставить рыдать весь зал. Под бас-гитару и ионику «Вермону», на которой играл Лева Оганезов, она произносит речитатив с элементами трагизма. Лева играет двумя руками, а у меня руки свободны, поскольку только бас звучит. Ну, я и крутанул колечко на ионике на всю катушку. Звук вместо трагического эха превратился в какой-то кукольный – типа шмяк-шмяк-шмяк. Мы с Левой в истерике: ржем, остановиться не можем. В зале пошло возмущение:
- Москвичи приехали! Обнаглели! Здесь Шаляпин выступал, а вы цирк устраиваете!
Мы прекратили петь и ушли, вышел конферансье. Мы с Левой не можем успокоиться, смеемся. Галя ничего не понимает. И тут в ответ на возмущение от других зрителей пошла волна:
- Не нравится? Ну и валите из зала! А нам очень даже нравится! Пойте Галина Алексеевна! Мы Вас очень любим!

-Оганезов – хохмач!

Еще какой приколист!
Был еще один случай. С одной стороны, Галина нам жизнь спасла, с другой… Мы должны были улетать из Адлера утренним рейсом. Часов в шесть встали, собрались в холле гостиницы, ждем Галину с Володей. Их нет. Я пошел узнать, что случилось. Захожу к ним в номер, а Вова с Галей – «никакие». Особенно Галина! Вова пытается что-то сделать, одеться, Галину одеть. В общем, провозились мы долго и в аэропорт приехали через минут десять после вылета. Бежим к начальнику аэропорта, объясняем, что мы артисты, что надо улететь. А начальник говорит, что самолет, в котором мы должны были лететь, упал в море сразу после взлета.
- Скажите спасибо тому обстоятельству, из-за которого Вы опоздали!
У нас – шок! Как потом оказалось, никто не выжил.Вот так бывает!
Галина Ненашева очень была популярной. Достаточно было сказать, что мы от Галины Ненашевой и все двери перед нами открывались.

-Вы долго работали с Ненашевой?

Года полтора- два.
А в 74-ом я пошел снова в МОМА. Я работал в лучших ресторанах Москвы: «Берлин», «Будапешт», «Прага», «Ленинград», ресторан «Советский» и другие. Также загородные : «Архангельское», «Иверия»...
Еще работая в «Веселых ребятах» мы работали в одной программе с Жаном Татляном. А на бас-гитаре у него играл Вили Токарев. Тогда мы с ним и познакомились. Дружили, я ему помогал покупать в Москве гитары и усилители . А когда Вили уезжал на Запад в 74-ом, то последнюю ночь в Москве он провел у меня. Мы с ним очень крепко тогда выпили… А утром я его не провожал в аэропорт, Вили сам так решил. От греха… В конце 80-х он первый раз приехал в СССР на гастроли. Я пришел к концу его выступления, дождался его и попытался поговорить. Было ощущение, что он меня не вспомнил. Или не захотел вспоминать…
И такое бывает!
В 87-ом году я стал одним из первых кооператоров швейного производства. Сначала мы с женой дома шили. Я решил кое-что из моих вещей предложить ответственным лицам в райкоме партии. И все двери на Юго-Западе Москвы были для меня открыты… Организовали пошивочный цех.
Потом я покупал акции заводов, фабрик. Потом продавал….
Когда в 1989 году Леня Бергер приезжал на «Рождественские встречи», то мы встречались здесь, в «Олимпийском». Малежик где-то встретил Леню, они разговорились. Леня спросил Малежика про меня. Малежик тут же мне сообщил, что Бергер хочет меня увидеть. Я приехал в «Олимпийский», чтобы встретиться с Леней. Стоим, разговариваем. Подходит Пугачева, что-то говорит Бергеру, а меня будто не знает. Но я же понимаю, что она меня узнала. Даже не кивнула, Примадонна, блин…
А мы с Леней Бергером, Славой Малежиком, Володей Полонским поехали ко мне домой. Всю ночь выпивали, вспоминали…
Сейчас я по-прежнему активно живу и работаю, и я по-прежнему обожаю джаз.

-Где Вы сейчас живете, и каково ваше семейное положение?

От первого брака у меня есть взрослый сын. Сейчас женат во второй раз. Живем с семьей в Южном Бутово.


Валерий Беспалов (апрель 2011 г.)

P.S.
Остается добавить, если я допустил незначительные неточности, приношу свои извинения, ведь разговор шел о событиях 40-летней давности…
Всегда Ваш Валерий Беспалов!