Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.
Сергей Соловьев


Валерий Дурандин:Я играл рок на Красной площади.


март 2011
3

ВИА "Москвичи"
Соколовский, Мамиконов, Макеев (Пузырев), Капитанников,Осколков,Дурандин и Ю.Слободкин

Обрати внимание на наши костюмы. Эти костюмы раньше принадлежали "Веселым ребятам". Потом им пошили новые,а старые они сдели на склад Москонцерта. Оттуда они попали к нам.

-Как появился Макеев?

Он появился позже и стал писать оркестровки. Мне одному это уже немного надоело. Мы начинали концерт с песни "Не зря тебя назвали москвичом". Потом шла сюита из четырех песен, которая заканчивалась песней "Как прекрасен этот мир" под струнный квартет. Это была наша главная фишка. Я туда вставил Шостаковича "На страже мира". Потом нас заметила Пахмутова и решила с нами сотрудничать.

Здесь можно послушать песню "Как прекрасен этот мир" в исполнении Валерия Дурандина (2011).

Гена привел Мишу Филиппова-Майкла. Это был поющий барабанщик. Мишка хорошо знал английский. Да и Гена его хорошо знал. Мы сделали She’s leaving home точно, как у Битлз – сам снимал. Эту песню мы добавили к своей сюите.

-А песня Тухманова "Налетели вдруг дожди" была в вашем репертуаре?

Да.Там моя аранжировка.

Мы слушаем эту песню.

Здесь поют: Слободкин, Мамиконов, я, Гудков и Толмачев.


Здесь можно послушать песню "Налетели вдруг дожди" в исполнении Валерия Дурандина (2011).

-Расскажи, как вы отмечали день рождения Джона Леннона?

Был такой случай во Владимире. У нас был рабочий, которого мы звали Маленький Пол. В честь Пола Маккартни. Битломан жуткий, но аппаратуру таскал очень нехотя. День рождения Джона мы начали отмечать за день до события, с вечера. Пили и пели песни Битлз, потом это все продолжалось и в сам День рождения. Было весело. Вечером - концерт в Гусь-Хрустальном. Это надо было ехать где-то с полчаса. С утра Гена Макеев говорит:
-Надо немножко поспать.
Я согласился, но не получилось.
Тогда он говорит:
-Иди, проветрись, хотя бы. И, заодно, посмотри - отправил ли Пол аппаратуру в Гусь-Хрустальный?
Я прихожу в филармонию, а там, как стояла, так и стоит на сцене наша аппаратура. Горит софит, а посреди всего этого, на сцене, спит Маленький Пол. Кое-как мы все это отправили и вечером поехали в Гусь-Хрустальный.
У меня тогда еще была бас-гитара "Музима", из которой выскочил винт, который держал гитарный ремень, я его, до этого, кое-как временно вставил и забыл.
И вот начинается концерт, мы играем свою нетленную композицию "Как прекрасен этот мир". Я пою:
-Ты проснешься на рассвете..."
Начало шло без бас-гитары, затем я начинаю играть , винт не выдерживает, грохот неимоверный, но я все равно стою и пою. Подходит ко мне Слава Толмачев и говорит:
-Валера, пойдем отсюда. Что тебе тут делать? Там поиграем.
Первые ряды хохочут, последние не поймут в чем дело.
Я ему говорю:
-Куда идти? Мы же на сцене, надо играть.
Он меня сажает на стульчик, дает бас-гитару и я, первый раз в жизни, не смог попасть по струнам. Гена Макеев тогда все нормально отыграл, но в конце концерта уснул на клавишах, и это было тоже весело. Конечно, я был виноват и больше подобного не позволял.

ВИА "Москвичи".
На переднем плане: Валерий Дурандин и Александр Соколовский

-А ты помнишь пластинку "У зеленого Тамбова"?
(Д-00032107-8) ВИА «МОСКВИЧИ», рук. Юлий Слободкин. «У зеленого Тамбова»
Люблю тебя, Тамбов (В. Дмитриев - М. Ромм) - Юлий Слободкин
Тамбовский вальс (Н. Емельянова - В. Прохоропский) - Валерий Дурандин и Владимир Кожевников
Вокально-инструментальный ансамбль "Москвичи"


Конечно. Это мы с Володей Кожевниковым делали. Мы с ним вместе учились в хоровом училище. Потом он пришел к нам в "Москвичи" и месяца два поиграл у нас на ф-но, когда у нас не было пианиста. Он и написал оркестровку "Тамбовского вальса". Я там тоже что-то делал.
А все это пошло от Игоря Гранова. Он ездил по стране и каждой филармонии предлагал написать песню об их городе. У него уже была готовая музыка и текст, куда он вставлял нужные слова о конкретном городе. Потом он девочкам, которые заполняли рапортички для ВААП говорил:
-Вы только все это вносите в рапортички, не забывайте.
И давал им за это, то батончик колбаски, или ещё какой дефицит.
Они всё это регулярно делали и за это шли хорошие авторские. Песню вроде никто не знает, а рапортички приходят регулярно.

-А как к вам попал Игорь Капитанников?

Я его нашел в ресторане "Дружба" на Ленинском проспекте, он там играл на гитаре и пел и, кроме того, закончил муз.школу, как виолончелист. Идея была такая. Саша Соколовский, он сейчас в Италии, делает там скрипки. Был трубач и скрипач по неволе, а тут стал делать…

-Страдивари и Амати?

Да, наверное. Как тогда говорили:
-Не имей Амати, а умей лабати.
И вот Саша играл на скрипке. А мы записали песню Тухманова "Как прекрасен этот мир". Записывали мы только вокал, а оркестровка была Тухманова и вот с этого всё и началось.
Я еще учился в институте и со мной на одном курсе учился парень. К сожалению, забыл его фамилию. Вот он писал песни. Композитор очень своеобразный. Он написал песни, а я сделал из них блок, который заканчивался песней Тухманова "Как прекрасен этот мир". А начиналось все с песни "Московские ворота" (Л.Гарин-Н.Олев).Ее сделал Гена Макеев в стиле ""Криденс". И все это шло под струнный квартет.
Короче нам срочно был нужен струнный квартет. А как это произошло? У нас в институте учился Циммерман. Пианист из Америки. Клавесинист. Он учился в аспирантуре Гнесинского института. А у нас в стране тогда не было клавесинов. Это достаточно дорогой инструмент. И вот этот Циммерман выписал его из Америки и подарил его институту. Этот клавесин каким-то образом оказался в 5 студии ГДРЗ. Он там стоял и все стали его опробывать, а это было очень интересное звучание.
И вот Тухманов воспользовался им и струнным квартетом, когда писал песню "Как прекрасен этот мир". Когда мы ее записали, то стали искать людей, которые могли бы образовать такой квартет. Так мы нашли Осколкова. Его отец играл у Лундстрема. Игорь был тромбонистом и играл на скрипке. Соколовский играл на трубе и второй скрипке. Капитанников играл на гитаре и виолончели, но гитарист он был слабенький, потом взяли Фиму Пустильника - он играл на саксофоне и альте. Так у нас получился струнный квартет.
Потом мы поехали с оркестром Мерабова. Это были первые совместные гастроли с иностранными артистами. Самые "иностранные" были из Югославии.
На этих гастролях мы работали с молодой Ротару. Она так пела "Враги сожгли родную хату", что ей просто запретили петь эту песню, потому что в зале начиналась истерика.
Потом пришел Ефим Дымов (Фишель Пустильник). У него был родственник в Москонцерте, и благодаря ему нам дали ставки. Он поначалу был такой закомплексованный человек. Ефим не знал рока, он был джазовый человек.
Работы у нас тогда было мало.

-А почему?

Не знаю. Наверно нужен был администратор типа Плоткина. Мне приходилось играть на танцах в клубе трикотажной фабрики. Я собрал состав из ребят из хорового училища и мы играли.

-За это платили?

Да и не плохо. Там была директором очень хорошая женщина. Мы играли в субботу и воскресенье часа по три, и она нам хорошо платила - даже были оформлены по трудовой книжке.
А так были какие-то репетиции, но работы не было. Пугачева прослушивалась у Орбеляна и Лундстрема и потом ушла к Лундстрему.

-Что вы возили в Минск на конкурс ВИА?

Вот эту сюиту. Потом я сделал русскую народную песню "Пойду ль я, выйду ль я да". А до этого мы были в Улан-Уде и там один мастер делал народные инструменты. Мы у него увидели что-то типа волынки. Такой пузырь надувается, и когда на него нажимаешь, он звучит как волынка. Мы это все набрали. Я сделал аранжировку с использованием этих волынок, чтобы всех убить на конкурсе окончательно. Струнный квартет, да еще волынки. Это был, конечно, фуррор.
ВИА "Москвичи".
Георгий Мамиконов, Юлий Слободкин и Валерий Дурандин.

Но нам не дали второе место, потому что первое заняли "Песняры". Они приехали вообще без инструментов. Встали и как двинули... эту грузинскую... дум-дам-дам-дым... Мачивариани... типа лезгинки. И все обалдели. Встали восемь человек без инструментов, и как запели. Мулявин сам хоровик, инструменталист великолепный и голос потрясающий. Когда они это спели, то в зале сначала наступила тишина. А потом просто грохот аплодисментов. Мы все были в восторге. Это была группа №1. Речь, конечно же, идет о первом составе. Позже это всё уже было не то.
В Минске вопрос о первом месте даже не стоял. А кому второе место? Вроде бы "Москвичам". Но их вокал и вокал «Песняров» были просто несравнимы. И решили второе место никому не давать. Петь у нас в ансамбле по большому счету было некому. Юлик был сам по себе, из меня тогда солист был тоже очень относительный.

-Что там исполнял Юлик?

Юлик пел "Ой мороз мороз". Это я ему делал. "Гляжу в озера синие" делал Гена Макеев. Такая битловская песенка получилась. Оркестровка была в стиле « Because». Песня была сделана хорошо и производила впечатление.
Когда мы потом перешли к Ободзинскому, эту песню стал петь Валера в той же арнажировке.

-А когда ты начал писать свои песни?

Это было ещё в «Москвичах». Первая моя песня называлась «Ох, эти танцы», мы ей заканчивали свои концерты.

-А это не та, ставшая позже довольно известной, песня "Ох, эти танцы" на стихи Харитонова и музыку Добрынина?

Да, это она. Только там была моя музыка.


Продолжение