Валерий Колпаков
Сергей Соловьев
"Исповедь" Глеба Мая.
(октябрь 2010-апрель 2011)
6
-А как собралась команда для записи?
Когда был решён вопрос с записью на пластинку, первым к кому я обратился был
Саша Барыкин. Мне обязательно нужно было определиться с Героем.
Я договорился с Барыкиным о встече, чтобы показать ему материал "Исповеди". Встреча эта состоялась за к/т "Октябрь". Там была общеобразовательная школа, где были курсы английского языка. И вот Барыкин,
Кузьмин и
Казанцев ходили на эти курсы. В тот момент они были одержимы идеей уехать на Запад. Они считали, что переросли музыкальный мир Союза, и искренне верили, что и на Западе смогут достичь такого же успеха, как например Эрик Клэптон. Со всеми вытекающими из этого материальными выгодами для себя. Они очень хотели славы. Причем быстрой.
Саша тогда послушал рабочую запись и отказался, сказав:
-Да ну, старик. Это какой - то Маяковский.
Потом, уже после выхода диска, мы как-то встретились с Сашей в Туле. Я приехал туда на сьемки фильма "Детский сад", а он работал в тульской филармонии с группой
"Карнавал". Он пришел ко мне в гостинницу, и мы очень долго с ним общались. И тогда он признался мне, что отказ от участия в "Исповеди" был его ошибкой.
А тогда до начала записи оставалось два месяца. Очень сложно мне было переключиться на какой - то другой голос. И я решил пока собирать ансамбль. Со струнной группой Большого Театра проблем не было. Благо они почти все были моими однокашниками по консерватории. Но найти готовую, а главное качественную ритм-секцию не получалось.
Я даже встречался с Андреем Макаревичем, но подумав,"машинисты" мне отказали. Я с пониманием отнёсся к их отказу: не их стилистика. Да и зачем им участвовать в возможном, но чужом успехе.
Точно по таким же мотивам мне отказал "Аракс". Хотя при этом все отмечали неординарность и музыкальность моего материала.
К слову сказать, ничего не изменилось через 25 лет. Когда я набирал команду в "Олимпийский" в 2007 году, мне отказали Носков, Лепс, Буйнов, Глызин и другие. Почти по тем же самым причинам, с той только разницей, что в 1980 году об этом говорилось открыто и по - музыкантски честно, а в нулевых модно вообще никак не реагировать на предложения, попросту не звонить или подставить перед собой какого - нибудь администратора.
Тогда и теперь музыканты по своему подходу к делу были одинаковы. Они готовы дать согласие на подобное дело за выпивкой, но протрезвев, делали задний ход. Типа если я буду работать с тобой, то, как бы, и буду под тобой. А у каждого были свои великие амбиции. Это, кстати, характерно, не только для нас, но и для Запада. Вспомните, сколько раз собирались-разбегались "Дип Перпл" и их производные. Это все было связано с амбициями участников. Все хотят поймать свою птицу - счастья, а вот прислониться к кому-то, даже если им это очень нравиться, они не готовы.
Это надо было быть человеком, таким как Паша Смеян. Он, когда это услышал, то сразу сказал - это мое. При том, что он сам писал музыку. Творческим людям необходимо всегда быть выше своих амбиций.
Заводя знакомства, беседуя с людьми, разговаривая и вообще налаживая свою жизнь, мне кажется, что вменяемый человек старается находиться среди тех, кто ему может что-то дать. Еще что-то дать. А эффект матрешки, когда начальник старается сделать своим заместителем человека глупее себя, тот еще глупее и так дальше. Это пустая трата сил и времени.
Короче говоря, мне все отказали в записи. Все!
Анатолий Алешин
|
И вот тогда я предложил
Анатолию Алёшину отдельно от "Аракса" записать пластинку, как солисту. На что Толя активно пошёл.
Партию барабанов записал выдающийся музыкант и человек Геннадий Хащенко. У Гены Хащенко,ныне покойного, было просто искрометное самопожертвование. Он буквально приютил меня в своей крошечной квартирке на Красносельской. А потом как-то незаметно, по-дружески, мне стали помогать Вадим Галутвин, Сергей Рудницкий, Андрей Сапунов, Игорь Саульский. Вот так получилась пластинка
"Исповедь".
Просто мы тогда не бредили миллионами, а любили музыку и дружили. Спасибо им всем и звукорежиссёру Сергею Теплову особенно, хоть и его с нами сегодня нет.
А когда записывалась эта пластинка? И были ли какие-то ограничения для Вас в этой работе? Приходилось ли идти на какие-то компромисы?
Дело было так. На дворе 1980 год конец мая. Я в статусе безработного приступаю к записи пластинки. Надо сразу же напомнить, что в то время стать автором диска - "гиганта" (так тогда называли большие пластинки), всё равно, как в нашей действительности получить Государственную премию. С одной стороны это охраняло от всякого рода дилетантов от искусства, с другой плодило колоссальное месиво интриг и действий откровенного, но тайного противоборства со стороны некоторых членов "клуба избранных".
Если бы не напор Евгения Евтушенко, то никогда бы моя судьба не сложилась такой, как сейчас.
Это взбесило некоторых композиторов и поэтов - песенников того времени. Потому что создался прецедент, когда известный поэт мог привести за руку человека не из корпорации. Эти люди впоследствии и сделали так, что пластинка вышла лишь спустя три года. Да и то с большим трудом. Мне был нанесён непоправимый ущерб, как автору.
Три года - это почти забвение и невозможность влиять на движение в творчестве и на публику. Хороша ложка к обеду - это про меня.
Я не знаю подлинных имён этих людей, я лишь догадываюсь. А если даже знал бы, то не стал бы их называть. Ведь у них есть дети внуки...
Скажу только,что судьба этой вещи решалась на уровне Политбюро.В 82 году я был на даче у Евтушенко. В этом момент ему позвонил Василий Филимонович Шауро (заведующий Отделом культуры ЦК КПСС) и поросил написать стихи в 60-летию СССР. Евтушенко сказал:
-Я не будет ничего писать, потому что вы не выпускаете мои пластинки.
Шауро распросил его об этом случае. Евгений Александрович ему все рассказал и только после этого пластинка вышла.
Вышедшая в 1983 году пластинка "Исповедь" тиражом в два с половиной миллиона была сметена с прилавков. И это при том, что в названии было убрано "Поэтория в стиле рок",а заменено на "Литературно - музыкальную композицию".Такова была цена компромиса.
А главное, что инициатором всего этого были не партийные власти, а влиятельные "коллеги" по цеху.
Поразительно, но никто из начальства с фирмы "Мелодия" не оказывал на меня никакого давления. Я всё делал и определял самостоятельно: от музыки до оформления обложки.
Безмерно благодарен за это и за помощь, ныне покойной, Анне Николаевне Качалиной-главному редактору фирмы "Мелодия".
Запись проходила с конца мая по сентябрь 1980 года.
На переднем плане Анна Николаевна Качалина.
|
По степени увлеченности и градусу творчества и по восторженности всех, кто был включен в процесс, - это было подлинное и, никогда позже, неповторимое счастье.
В том же году я получил приглашение от Павла Слободкина в "Веселые ребята" в качестве аранжировщика и заказ на первый двухсерийный фильм "Детский сад" от Е.Евтушенко.