Валерий Колпаков
Сергей Соловьев
"Исповедь" Глеба Мая
(октябрь 2010-апрель 2011)
7
Глава 4.
Атлантида, которую мы потеряли.
-Учитывая Ваш профессиональный опыт не могу не задать такой вопрос. С начала своего зарождения в середине 60-х и до середины 70-х ВИА жанр шел все время вверх, накапливая мощный потенциал. Тогда думалось, что еще немного и произойдет какой-то национальныйй прорыв. Но ничего не произоошло. А со второй половины 70-х и до начала 80-х эта музыка только деградировала и вскоре умерла, затоптанная лозунговой самодеятельностью.
Почему так произошло?
Я тоже часто задавал себе вопрос:
-А почему у нас это не состоялось? Почему у нас не состоялось своего какого-то национального прорыва?
На мой взгляд, этому есть две причины.
Первое.
В то время власть в СССР излишне перестраховалась, а этого не нужно было делать. Нужно было поддержать это движение. И оно мгновенно стало бы национальным.
В России были такие случаи. Например, в начале 19 века у нас не было симфонической музыки и школы не было. Мы все питались французами да итальянцами. А стоило у нас появиться таким школам, и мы тут же получили плеяду композиторов, каждый из которых мог стать национальным достоянием в любой европейской стране. Так мы получили и свой балет...
Русские умеют принимать чужой опыт, перерабатывать его и выдавать другое качество, которое завоевывает весь мир.
Могло это произойти и с рок-музыкой.
Для этого нужно было разрешать гастролировать у нас иностранным группам. Не надо было запрещать выпуск и продажу пластинок.
Можно было дозировать эфир, если уж совсем от этого нельзя было отказаться.
Нужно было к этому относиться более толерантно, а власть побоялась придать этому явлению остроту. Дать более широкую дорогу.
И конечно, в концертных организациях надо было снять чересчур жесткие рамки на репертуар.
Вторая причина более серьезная.
За этот период общеобразовательный и культурный уровень самих музыкантов, которые по своему дарованию могли бы это явление потянуть за собой, оказался очень низким. Они мало читали, мало думали...
Тут надо было быть шире того инструмента, которым они овладели. Намного шире.
Нужны были концептуальные люди, а не просто сложившиеся музыканты, способные конкурировать с западными музыкантами просто, как инструменталисты.
Когда слушаешь пластинку Битлз "Револвер" то, она начинается с песни "Тэксман" (Сборшик налогов).
Особенно не заморачиваясь, когда слушаешь эти тексты, ты понимаешь, что Джон поет как бы от лица сборщика налогов, но при этом он ерничает и дает ссылку "Тэксман - мистер Вилсон. А Гарольд Вилсон -бывший премьер-министр Англии. То есть, и он тоже сборщик налогов.
"Тэксман -мистер Хит". Это тоже премьер министр Англии. И он тоже сборщик налогов.
Это такая поэтически -философская часть. Но при этом это такая новая уникальная музыкальная конструкция. Здесь я уже оценивая ее как профессиональный музыкант.
Там еще не маячил хард-рок, но все его признаки уже были. Вот в этих вещах, которые мы называем остинатными фигурами (ОФ). Вот эти ОФ складывались из баса, барабанов, гитары и отстающего голоса.
И это было прежде всего явлением музыкальным.
Вот создать такое музыкальное явление и при этом понимать, что ты на острие каких-то социальных процессов. У тебя просто обязанность такая. Вот, что я имею ввиду, когда говорю, что нужно быть намного шире, чем просто стучать на барабанах или играть на гитаре.
Я за годы, которые провел в разных ансамблях, с удручением могу констатировать, что музыканты читали очень мало. Дальше какого-то детектива, который читался месяцами, как правило, никто не шел. А так всех заботили какие-то иные вещи.
-Кроме Лермана, наверное?
Ну, я с Лерманом мало контактировал. Я с ним поиграл немного в группе "Ветры перемен". Потом наши пути разошлись, когда он поступил в Вильнюский университет. Но это, конечно, был выдающийся музыкант для этой культуры.
И вот благодаря, таким музыкантам музыкальный прорыв в СССР мог бы состояться при определенных условиях, о которых я уже упомнил.
Но он не состоялся!
В силу названных мной причин.
Мне кажется, что была еще одна причина по которой это явление не состоялось. Это - юношеский космополитизм пионеров этого движения. И, думается, именно он стал одной из главных причин (или даже главной) того невежества, которое Вы поставили на второе место.
Именно желание играть только то, что "у них" и невозможность это сделать на официальной сцене привело к тому, что музыканты зацикливались на любительском уровне, который позволял им играть, то что они хотели, но при этом их музыкальный интеллект тоже оставался любительским.
Реализация национальной рок-музыки невозможна без развития. Музыкантам необходимо было уметь держаться на сцене, уметь работать в студии, уметь записываться, уметь работать на большую и очень разную в своей массе аудиторию. И еще много чего, что можно было получить только на профессиональной сцене.
А выход на эту сцену обязательно требовал разного рода ограничений. Например, ежедневных репетиций или избирательности в репертуаре. А они к этому не были готовы. В той среде считалось, что уход в профессиональный коллетив- это измена идеалам. Многие из них эти идеалы сохранили, но при этом и сами остались на том же уровне. Вот это нежелание идти на компромисс и ложные идеалы были, на мой взгляд, одной из причин провала советской рок-революции.
По этому поводу очень хорошо высказался Валентин Витебский:
-Теперь скажу, что я приобрел за время работы в ансамбле. Первое - это профессиональный подход к любой музыкальной работе. Среди самодеятельных групп довольно много ребят с музыкальным образованием. Но атмосфера "междусобойчика" не предполагает серьезной дисциплины в работе. Поэтому все творчество самодеятельных ансамблей носит характер, так сказать "торчка" от самих себя. Там нет слова "надо", есть слово "хочу". Лично я в "Веселых ребятах" по-настоящему почувствовал, что такое профессиональная работа и ответственность. Да, не всегда нравится музыка, которую приходится исполнять на сцене. Но публика не должна этого заметить. Ведь люди, заплатившие свои деньги, чтобы тебя послушать, имеют очень разные вкусы. Зал хочет услышать, порой, диаметрально противоположную музыку. И, если ты профессионал, то своим исполнением порадуешь и рокера, и народника.
Я с Вами полностью согласен в оценке тех причин, что помешали развитию рок - музыки в России. И с Валей Витебским тоже.
Потом в 80-е годы эту пустоту заполнила самодеятельность, которая наводнила страну своими записями. И в результате произошел такой самообман.
Появились группы, которые на языке весьма посредственной поэзии, пели, как горит свеча, про куклы и прочее... Вся эта, как бы, иносказательнось, была похожа на кваканье из-за угла... И это при полном отсутствии музыки.
Если всю иносказательность отнять и посмотреть, а что они собственно играют? То окажется, что это такие туристические песни у костра. А ведь это все преподноситься, как рок-музыка.
11-10-2010.
Встреча Президента с рок-музыкантами
|
Вот была встреча Президента с рок-музыкантами. Я понимаю, что Президент должен с кем-то встречаться. Я только не понимаю, какое отношение эти люди имеют к рок-музыке? Вот они все там сидящие за 20 лет насадили тот факт, что рок-музыки, как абсолютно точного музыкального явления, не существует. Вот вы, все сидящие, возьмите гитарки и сыграйте инструментальную пьесу из "Лед Зеппелин" "Моби дик". И если вам это удастся сыграть "в копейку", то я скажу, что вы, действительно, рок-музыканты. Но я точно знаю, что там никто играть не умеет. А если вы этого не можете, то оставьте этот термин "рок-музыканты". Есть в России другие люди, которые имеют на это больше право. Хотя они уже устали, они пожили, они уже ничего не хотят.
Рок-музыка это явление, прежде всего, музыкальное. Мы же, когда влюблялись в эту музыку, мы же языка не знали. И именно в таком виде это явление завоевало весь мир. А потом взяли это и подменили. Музыки не надо, я сейчас что-то спою про что-то и все. Как это у Гребенщикова.
Когда эта рок-музыка в середине 80-х вышла на поверхность, она стала гламуром. То есть, представлением быдла о красивой жизни.
Вот в чем меня может убедить какой-то "Чайф"? Вот ему самому не стыдно называть себя рок-музыкантом?
В свое время, в 90-х годах, я написал статью для газеты "Московский комсомолец". Тогда были "Музыкальные ринги", и я смотрел один из них с участием "Машины времени". Я очень хорошо знаю Макаревича, Кутикова. И они меня знают.
Меня так потрясло это зрелище! Это был полный непрофессионализм, прикрытый какими-то текстами.
-Непрофессионализм в музыке?
Там не было музыки.
Рок-музыка состоит из абсолютно точных стандартов. И если они не слышны на слух, то это не рок-музыка. Этими стандартами надо владеть. Рок-музыка это явление музыкальное. А они сказали, что это не музыкальное явление, а социальное.
Так можно взять баян и спеть под него что-то типа " я ненавижу наше время". И на основании этого утвердить себя рок-музыкантом.
И вот на эту тему я написал статью в "Московский комсомолец" о невзыскательности. Если у тебя есть какие-то музыкальные вещи, то они должны и остальных убеждать что это вкусно и профессионально. А когда на три аккорда с подтанцовкой накладывается еще фальшивое пение, то это уже не в какие ворота...
Вот кто-то пришел в Белый дом, когда там был путч. Кто-то кому-то там позвонил, и они куда-то пошли... А потом за это им дали медальку за отстаивание моей свободы. Хотя я их об этом не просил.
Я и при Советской власти был свободен. Мне никогда никто не запрещал ничего делать. Я делал то, что я хочу. Проблемы были, но это были такие щекотливые моменты. Как, знаете, от контролеров бегать в электричке. Некий адреналин.
И я никогда не возводил царапины во фронтовые раны.
-Кто, на Ваш взгляд, мог бы претендовать на роль тех концептуальных людей, которые могли бы повести за собой всю советскую рок-музыку на этапе ее становления?
Мне никогда не приходилось задумываться о лидерах способных потянуть за собой отечественную рок-музыку в разных её проявлениях. Но если гипотетически, то начну с себя и при этом, не испытаю никаких ложных позывов к изменению цвета лица. И несколько имён к себе в компанию: А.Градский, В.Ярушин, А Лерман, В.Мулявин, К.Брейтбург, Ю.Шахназаров, В.Голутвин, А.Пузырёв, К.Никольский.
Много было роскошных музыкантов, блестящих исполнителей, но мало среди них было творцов способных защищать свой путь, даже и ошибочный. Мне вспоминается некто Попов из Дубны с очень оригинальным мышлением (группа "ЖАР ПТИЦА"). Я бы его тоже включил бы в список.
Да и Валера Дурандин тоже музыкант шикарный, образованный и концептуальный. В этом же ряду несомненно и Сергей Рудницкий.
А ведь я многих просто не знал из провинций. Там, наверняка, были таланты.
Сейчас мне симпатичны Шевчук и Лагутенко, как ярко выраженные индивидуальности со своими концепциями. Мне не всё близко в их творчестве, но они несомненно творят не бабла ради.
Словом, как и тогда так и сейчас мир рок - музыкантов делится на ведущих и ведомых. Проблема в том, что, как правило, хорошие музыканты не хотят быть ведомыми. Они убеждены, что групповой способ создания музыки самый верный. Это с каждого понемногу, но с КАЖДОГО. В результате получается винегрет по интересам, когда каждый не доволен каждым. А концептуального лидерства они не потерпят никогда.
Это грустно т.к. в корне противоречит этике мировых западных групп и получается, что наши просто поверхностно осведомлены о своих кумирах и любят свои амбиции больше музыки.
Глеб Май
Секретарь Союза композиторов России.
Председатель Московского
Областного регионального отделения
«Композиторы Подмосковья».
|
Возвращаясь к Вашему пониманию рок-музыки не могу не спросить об отношению к ансамблю "Песняры".
Разумеется они имели отношение к рок-музыке поскольку опирались на народную основу, используя многое из приёмов рок-музыки, при этом сохраняли особое очарование. Пусть даже и виашное на слух. Но я считаю, что они вместе с "АРИЭЛЕМ" и "СКОМОРОХАМИ" ближе всех стояли к оборвавшейся ветви рок-музыки т.к. имели национальные корни. Именно в этом их ошеломляющий успех в народе.
Если бы у нас не прервалась эта традиция, то мы бы сейчас не выглядили такими смешными и жалкими. Но хочу заметить, что эти группы творили в одном из множества направлений рок-музыки, кстати, в русле западного понимания этого музыкального течения. И не случаен в этом смысле был успех "Песняров" в Штатах. Они ближе всех стояли к FLEETWOOD MAG и WESTERN (американской народной музыке), но не в музыкально-техническом способе выражения (всё-таки они не американцы,а белоруссы), а в концептуальном отражении народного творчества при помощи всего инструментария и популярной стилистики рок-музыки.
"Ариэль" опирался на русскую эпическую традицию, что было востребовано и тогда и сейчас.
А вот "Скоморохи" имели все шансы стать русским "Роллинг Стоунз" поскольку корни этого являния, ох, какие древние. Они в развитии могли бы быть лидерами молодёжи и интеллектуалов,да и последователей их направления сейчас было бы много.
Словом, это та Алантида,которую мы потеряли по собственной жадности, тотальной лени и невежеству.
А Советская власть здесь совершенно не причём.
P.S.
Валера, посылаю тебе мою композицию на известное стихотворение "Любимая спи..."Е.Евтушенко. Написал её два года назад, хотя всю жизнь хотел, но не решался поскольку боялся разрушить очарование стихов и так вполне музыкальных. Не хотел уподобиться многим сочинителям, безуспешно пытавшихся "омузыкалить" знаменитое Симоновское "Жди меня, я вернусь...". И только познакомившись с Павлом Смеяном сделал это. Кстати, - это последняя запись Паши и её никто никогда не слышал. Вспоминаю, что нам обоим сделанное нравилось. Я хочу, чтобы с ней познакомились кто-то из небольшого слоя любителей такой музыки в сети.
Словом вручаю это в твои хорошие руки.
С уважением Глеб Май.
"Любимая спи" (Г.Май- Е.Евтушенко) - Павел Смеян.