Виталий Валитов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков, Сергей Соловьев.


Виталий Валитов – мне хочется играть хорошую музыку (2009).

1

От автора.

Встреча с Виталием состоялась 31 июля 2009 года по инициативе Сергея Соловьева. Он предварительно созвонился с Виталием и договорился о встрече. Он же делал все снимки этой встречи. Вопросы гостю задавали мы оба.
Виталий Валитов.

-Из всех бывших участников ВИА «Веселые ребята», которые и сегодня связаны с музыкой ты самый неизвестный, поэтому начнем с самого начала. Откуда ты родом и как пришел в музыку?

Родился я на Урале в Свердловской области в городе Карпинске в 1948 году. Отец нашел работу на Украине на заводе в Запорожье, и мы переехали туда. В семье детей было трое: я - старший, сестра и младший брат. Это было в 1955 году. Там я начал учиться в русской школе, где преподавался и украинский язык. И когда я попал в "Веселые ребята", то у меня проявлялся этот хохляцкий акцент, и они надо мной подсмеивались. Я говорил, например, не «высоко» с ударением на последнем слоге, а на первом. Или не «цепочка» с ударением на втором слоге, а на первом.
Перейдя в 10 класс, я не стал учиться дальше, а поступил в Запорожское музыкальное училище по классу ударных инструментов.

-А почему именно ударных?

За год до поступления в училище мне пришлось поработать на заводе. Мне удалось в то время побывать на нескольких концертах с участием эстрадно-симфонических оркестров. Они выступали там со своими солистами типа Рязановой или Лещенко. И вот на этих концертах я так запал на барабаны, что решил научиться на них играть. Работая на заводе, я брал в перерывах в руки электроды и ими упражнялся, изображая из себя барабанщика. Именно это подвигло меня на поступление в музыкальное училище.

-А как к этому отнеслись родители?

У меня в школе очень хорошо было со спортом. Я заканчивал девятилетку и попутно играл в футбол и хоккей за институтскую команду. Потом я занялся плаванием, сдал нормативы первого разряда, мне как-то все легко давалось. У нас были тренерами семейная пара. Она тренировала меня как пловца, а он как футболиста. И вот они каждый сам по себе уговаривали моих родителей каждый в свою сторону. Но в итоге победил не спорт, а музыка. Я поступил в Запорожское музыкальное училище.
Первый "премьер" у меня появился еще в армии.

Отучился год, и у меня встала дилемма: либо пойти в армию и потом доучиться, либо доучиться, а потом пойти в армию. Я принял решение идти в армию. И попадаю в тот год, когда по приказу министра обороны был переход с 3 лет службы на 2 года. Попадаю я на Западную Украину в ракетные войска. Пока нас везли по вагону ходили офицеры и спрашивали, кто какой специальностью владеет.
Да, до этого я уже играл на танцах. У нас был состав: я, Петя Макиенко, Валентин Гелун- клавишник . Последние двое из Кемерово приехали. Короче, я попал в музвзвод, а этот музвзвод был базовым оркестром всего Прикарпатского военного округа. Там были все сверхсрочники, пара офицеров и нас трое солдат: я, трубач и саксофонист.
Так я отслужил два года. Так же я еще играл в футбол за одну из казарм, и это помогло мне избежать столкновения с дедовщиной, которая уже тогда была довольно суровой.
В армии мы организовали свой небольшой оркестрик, с которым выступали на танцах. Нам даже иногда разрешали выступать в гражданской одежде.
В 71 году месяца за три-четыре до дембеля я приехал на побывку в Запорожье и там встретился с музыкантами, которые уже имели определенный музыкальный авторитет в городе. Я сказал их руководителю, что скоро демобилизуюсь, и хотел бы снова работать. Он ответил, что вообще-то им нужен барабанщик, но у них сейчас очень сложные композиции и надо проверить подойду ли я им. А моим учителем был известный барабанщик и аранжировщик в Запорожье.
После демобилизации я пришел к ним, показал, что могу, и меня взяли. Так с 1971 года началась моя музыкальная деятельность. Музыкальное училище я так и не закончил. Год учился до армии и год после армии, а потом началась жизнь музыкантская.

Из трудовой книжки Виталия Валитова:
С 26 февраля 1971г. по15 ноября 1971 г. - Запорожская филармония.


Потом я попал на работу в Запорожскую филармонию.
Там я работал в ансамбле, который аккомпанировал певице Любе Малицкой и еще одному певцу. Это был мой первый заход в Запорожскую филармонию.

Певица Любовь Малицкая.

Из трудовой книжки Виталия Валитова:
С 27 декабря 1971г. по 20 июня 1972 г. – Грузинская филармония.


В поисках музыкальной романтики я, Петя Макиенко и Вадик Гелун попали в Грузинскую филармонию в ансамбль "ДОЛУРИ". С этим ансамблем ездила лауреат первого конкурса чтецов,так, по крайней мере, её объявляли, Ольга Долидзэ. С ними очень плотная была работа.
Вспоминаю один прикол. Долидзэ всё время ездила со своей собачкой, карликовым пинчером. Приезжая на площадку она выпускала собачку на сцену, та всё обнюхивала, и прибегала к хозяйке. Это значило, что на этой площадке можно работать. Однажды она выпустила её, а та написала посреди сцены. Тогда Ольга отменила концерт. Вот такая у неё примета была.
По окончании договора мы вернулись в Запорожье и сели в кабак. В кабак мы сели при гостинице «Интурист». Потом на острове Хортица открылся новый туркомплекс, и мы пересели туда. Однажды к нам приехал на гастроли ансамбль «Норок». И мы каким-то образом познакомились с братьями Казаку, которые там играли. Через какое-то время мы с ними созвонились и предложили им поработать у нас. Они приехали, и мы стали работать вместе. Состав был такой: Илья Бенсман - клавишные, Петя Макиенко - бас, я - барабаны и два брата - гитаристы Саша и Толик Казаку. И хотя официального названия у нас не было в кабаке, для себя мы решили, что будем называться «Крылья».

Из трудовой книжки Виталия Валитова:
1 апреля 1973г. по 19 октября 1973г. - Запорожская филармония.


Через какое-то время нам захотелось славы и популярности. Этим составом мы пришли в Запорожскую филармонию, образовав ансамбль «Крылья». Тогда, как раз, появились «Песняры» и наше руководство хотело иметь подобный состав у себя.

-Что вы тогда играли?

Поскольку мы хотели победить «Песняров», то у нас были народные песни в эстрадном стиле с многоголосьем. Мы сначала ездили по области, а потом по всей Украине. К нам стали приезжать столичные команды, и мы их приглашать поиграть с нами. Помню, приехали «Цветы» и пришел к нам их барабанщик Фокин. За ним шла девушка, которая поставила ему стул, чтобы он сел и налила кофе. Я подумал, вот это да. Вот это сервис. Мы все эти столичные команды приглашали на сейшны. И надо сказать, что мы на их фоне выглядели очень прилично. На таких совместных концертах происходили всякие знакомства, которые впоследствии способствовали моему переезду в Москву.

Анатолий и Александр Казаку.

-Как вы доставали музыкальные инструменты?

К нам приезжало довольно много разных польских групп. И мы с ними договаривались о покупке инструментов. Расскажу, как покупали гитару для Саши Казаку. Мы пытались договориться с кем-то из польских музыкантов о покупке у гитары. А в то время была модной обувь на толстой подошве. И получилось так, что в Запорожье завезли откуда-то такую обувь, и поляк этот на нее запал. Мы давай его уговаривать:
- Продай гитару, и, кроме того, будет тебе такой шузняк.
Он и согласился. А чтобы ему было с чем выезжать, мы ему вручили какую-то дряхлую гитарешку. Так у Саши появилась хорошая гитара. В то время у него уже были разные примочки модные. К примеру, квакушка, но не такая как у всех, а плоская. Саша, конечно, был великолепным гитаристом. На мой взгляд, в то время он был лучшим гитаристом в Союзе.

-А у тебя были личные барабаны?

Да, у меня был белый Премьер. Я их купил в Москве, они тогда только появились. Был такой известный трубач Аваков. Он работал в ресторане на Арбате под глобусом. И вот он занимался торговлей инструментами. Кто-то мне дал его телефон. Я с ним созвонился. Он меня встретил, я у него переночевал, и мы поехали в музыкальный магазин на Неглинке, где для меня уже были зарезервированы эти барабаны.

-В музыкальном магазине тогда продавали буржуйские инструменты?

Да. А как мы тогда покупали колбасу после гастролей? У меня была, например, знакомая женщина в Елисеевском магазине на ул. Горького (теперь Тверская). В определенное время я приезжал туда, заходил со стороны подвальчика и получал всякие деликатесы. Переплачивая по рублю сверх цены за каждый товар.
Так же было и с инструментами.

Из трудовой книжки Виталия Валитова:
20 октября 1973г. по25 марта 1974г. - Росконцерт.


Через какое-то время нас пригласила работать к себе Гюли Чохели. Мы ушли из филармонии и поехали к ней в Москву. Пришли устраиваться в Росконцерт. Наше название «Крылья» Росконцерту не понравилось, и нам предложили другое «Голоса дружбы». Под этим названием мы и работали с Чохели.
У нее был администратор Герман её гражданский муж, вот он нас и пригласил в Москву. Мы жили в гостинице при театре Советской Армии. Работали там же, где проходили спектакли. Мы отработали несколько концертов с Чохели, и плюс Герман устроил нам несколько концертов, как группа " Голоса дружбы ". Мы играли композиции группы "Норок"... Сашкину песню "Маникены".
ВИА "Голоса дружбы":
И.Бенсман, В.Валитов, В.Дмитриенко, А.Казаку.

Отработали мы там здорово. Денег нам за выступления не платили. Это было в счет нашего проживания в гостинице. Москва мне очень понравилась, и я решил, что надо срочно перебираться в Москву. С Чохели мы потом что-то разругались. В Росконцерте мы работали по договору. И однажды нас в Росконцерте подцепила Аида Ведищева. Она оказалась довольно вредной теткой. Мы с ней поездили по России, а когда закончился контракт, вернулись в Запорожье и опять сели в кабак.

Продолжение