Валерий Колпаков.
Две судьбы.
(Современная пьеса о прошлой жизни).
Октябрь 2005 г.
3
Действующие лица и исполнители:
Автор-Валерий Колпаков.
Саксофонист-Ефим Дымов (Пустильник)- руководитель ВИА "Верные друзья" до 1988 года.
Пианист-Геннадий Макеев (Пузырев)- музыкальный руководитель ВИА "Москвичи".
Гитарист-Владимир Овчинников- сегодняшний руководитель группы "Верные друзья".
И другие известные лица того времени.
Действие 2. "Верные друзья" и загадка Д. Тухманова.
Новое название ансамблю придумал И.Осколков. Отныне они стали называться "Верные друзья" и все свои концерты начинали с "Песенки верных друзей" (Т.Хренников-М.Матусовский) из одноименного кинофильма.
Во главе группы Ободзинский поставил пианиста и аранжировщика Юрия Щеглова, с которым он работал в оркестре О.Лундстрема. Вторым человеком, приглашенным Ободзинским из этого оркестра в новый ансамбль, стал гитарист Борис Пивоваров. О появлении Пивоварова в оркестре Лундстрема Ю.Щеглов впоследствии рассказывал, что, будучи на гастролях по Западной Украине у оркестра О.Лундстрема был выходной. Музыканты оркестра пошли на местные танцы и были поражены замечательной игрой молоденького гитариста. После чего О.Лундстрем пригласил Б.Пивоварова в свой оркестр.
Саксофонист:
-Щеглов был хороший музыкант и неплохой человек, но как обычно бывает в России был слаб по отношению к алкогольным напиткам. Он был только музыкальным руководителем, проводил репетиции и писал аранжировки...
Пивоваров родом из Львова. Очень талантливый гитарист, думаю один из лучших в те годы. Как человек он был простой и приятный, но, к сожалению, был слаб на выпивку и травку...
Гитарист :
-На мой взгляд, Пивоваров был самым талантливым и ярким музыкантом в "Верных друзьях". Точнее таких людей было двое: Б.Пивоваров и Ю.Щеглов.
Состав ансамбля окончательно сформировался после того, как Дымов пригласил из Риги барабанщика Владимира Плоткина и бас-гитариста Юрия Гринева (из латвийского ВИА "Эолика").
С этого момента Валерий Дурандин стал просто вокалистом ансамбля.
Внизу:Дурандин,Пивоваров,Осколков,Капитанников,Мамиконов,Щеглов.
Вверху: Соколовский,Дымов,Плоткин,Гринев.
(http://www.vernie-druzia.com)
|
Около месяца ушло на репетиции. Была приобретена новая итальянская аппаратура, деньги на которую одолжил И.Кобзон. Первые гастроли состоялись в Ленинградской области, где за 20 дней было дано 40 концертов.
Несмотря на плотный график первых гастролей, существенных доходов музыкантам это не принесло. Они получали всего 5 рублей в день, остальные деньги ушли на оплату аппаратуры и костюмов.
Этот год отмечен еще одним заметным событием в жизни ансамбля, Б.Пивоваров купил гитару "Гибсон" за 3500 рублей.
Саксофонист:
-Это был ПОСТУПОК!
Весь 1974 год "Верные друзья" и В.Ободзинский интенсивно гастролируют. В их составе появилась первая солистка-Нина Буренкова ( из ленинградского ВИА "Калинка"). Ее пригласил Ю.Щеглов, который был ленинградцем и знал ее еще до работы в оркестре п/у О.Лундстрема.
Саксофонист:
-Буренкова была способной и можно сказать довольно профессиональной певицей...
Где-то в начале года я впервые побывал на их концерте. Он состоялся в ДК г.Протвино Московской области. Еще будучи школьником в то время мы практиковали весьма своеобразный, но достаточно эффективный способ проникновения на концерты. До его начала через служебный вход мы проникали за кулисы на сцену и отсиживались там за киноэкраном все первое отделение. В антракте уже спокойно спускались в зал, и второе отделение наблюдали уже оттуда. Так было и на этот раз.
Концерт начали "Верные друзья", мы с другом в это время сидели сзади них за киноэкраном. Ожидая своего выступления, за кулисами прохаживался Ободзинский. Неожиданно он подошел к нам и о чем-то спросил. Произошел короткий разговор, после чего он снова ушел за кулисы. Из всего концерта почему-то больше всего запомнилась песня "Честно говоря"(С.Дьячков-М.Ножкин), которая была исполнена с некоторой долей театрализации, кто-то кого-то носил там на руках.
Весной состоялись первые концерты Ободзинского (после длительного перерыва) в Москве.
В газете "Советская культура" (22 марта 1974 г.) композитор Никита Богословский опубликовал вполне доброжелательную статью (под названием "Давайте замечать хорошее"):
"Валерия Ободзинского мы давно не слышали на столичных площадках. Несколько лет назад он был справедливо подвергнут серьезной критике, в основном за дешевую манеру исполнения, за легковесность репертуара...
Последний концерт сказал о многом. Артист явно пересмотрел свои творческие позиции. За исключением двух-трех произведений репертуар его отмечен хорошим вкусом, постепенно складывается индивидуальный творческий почерк певца, своя манера. Во всем ощущаются самокритичность, требовательность к себе...
Н.Богословский
|
В программу было включено небольшое попурри из недавних шлягеров Ободзинского. И нужно сказать, что оно прозвучало на фоне новых работ Валерия Ободзинского довольно бесцветно. Ясно, что "Эти глаза напротив" отошли в прошлое...
Второй год творческим спутником певца является вокально-инструментальный ансамбль "Верные друзья" (руководитель -Юрий Щеглов). Одиннадцать музыкантов, составляющих этот коллектив, отлично владеют несколькими музыкальными инструментами (почти все они с высшим музыкальным образованием) и тактично помогают вокальным аккомпанементом солисту. Они прекрасно исполнили русскую народную песню "Пойду ли, выйду ль я" и песню Д. Тухманова (слова В. Харитонова) "Как прекрасен этот мир"...
Ободзинский много и плодотворно работает с композитором Д.Тухмановым. Следует упомянуть необычную по форме, мелодически изобретательную песню "Играет орган"... Тепло и выразительно прозвучали отличные песни "Мелодия" А.Пахмутовой ..,"Гляжу в озера синие" Л.Афанасьева.., "Колдовство" А.Флярковского ... и особенно - прелестная песня Э.Колмановского "Алеша" ..."
В перерыве между гастролями "Верные друзья" записывают свой дебютный миньон (C62-04861-2), который в итоге стал самым успешным из всех когда-либо записанных ими. В пластинку вошли 4 песни:
"Песня верных друзей" (Т. Хренников - М. Матусовский), "Снегурочка" (Л. Гарин - Н. Олев), "Девятый класс" (Б. Монастырский - Ю. Рыбчинский), "Лишний билет" (С.Березин-Л.Дербенев).
Песню "Лишний билет" написал пианист "Самоцветов" Сергей Березин. Сергей сам предложил эту песню "Верным друзьям", поскольку "Самоцветы" по каким-то причинам ее не исполняли.
Песни "Снегурочка" и "Девятый класс" записал В. Дурандин. Последняя стала главным хитом ансамбля и его визитной карточкой. Иногда ее еще называют "Весна по имени Светлана".
Песни с этой пластинки можно послушать
ЗДЕСЬ.
Ободзинский меняет музыкального руководителя в ансамбле. Вместо Ю.Щеглова им становиться Е.Дымов.
Саксофонист:
-...что-то у него не сложилось с Ободзинским. Думаю, что не последнюю роль сыграла его слабость к алкоголю...
На киностудии им. Горького был снят фантастический фильм "Большое космическое путешествие" с музыкой А.Рыбникова. Первоначально "Верных друзей" пригласили записывать фрагменты инструментальной музыки вместе с ансамблем "Мелодия" п/у Г.Гараняна. Дело в том, что "Мелодия" и часть "Верных друзей"- бывшие лундстремовцы, очень хорошо знали друг друга и часто общались. Из этого вылилось дальнейшее сотрудничество в фильме. Потом Рыбников предложил "Верным друзьям еще и петь. Заглавную песню для фильма "Ты мне веришь" (сл.И.Кохановского) записал вместе с главной героиней Милой Берлинской Игорь Капитанников. Вокальная группа ансамбля "Верные друзья" исполнила в этом фильме и "Песню гонщиков", а также принимала участие в других песнях картины. Впоследствии вышел миньон с музыкой из этого к/фильма.
Следующий 1975 год был, вероятно, пиком популярности В.Ободзинского. Такого количества аншлаговых концертов не было ни у кого. При этом он очень мало записывался на "Мелодии"-несколько миньонов и иногда в сборниках разных авторов. Когда-то существовавший запрет продолжал оставаться в силе. А единственный гигант был записан им в далеком уже 1970 году.
И хотя пластинки материальных благ их авторам не приносили, поскольку платили за них сущие копейки (основной доход все получали с концертов), но зато это был самый быстрый способ "раскрутиться". А это напрямую было связано с увеличением концертных доходов. Да и самолюбие артистов очень сильно тешило. Аншлаги и бесконечные гастроли рано или поздно заканчиваются и забываются, а записанные пластинки остаются.
Конечно, и Ободзинский хотел записываться чаще. И, наконец, ему такой шанс представился: в лице композитора Никиты Богословского, того самого, который в прошлом году написал положительную рецензию на его первые гастроли в Москве.
Богословский предложил Ободзинскому начать совместную работу по записи его (Богословского) песен на "Мелодии". Взамен, он обещал помощь в записи очередного гиганта. Лучшего варианта трудно было придумать. Дело в том, что Н.Богословский был председателем художественного совета на "Мелодии" и без его одобрения ни одна пластинка (кроме гибких) не получала "добро" на выпуск. Ободзинский согласился.
Первой их совместной работой стал миньон "Валерий Ободзинский поет песни Никиты Богословского". Все 4 песни были записаны в сопровождении ВИА "Верные друзья". И хотя ни одна из этих песен не стала шлягером, сравнимым по популярности с песнями Д.Тухманова, тем не менее, пластинка получилась вполне удачной. И песни с нее стали известными. Правда, большой заслуги в том композитора не было. В тот период любая песня, попавшая в репертуар Ободзинского, таковой становилась.
Вскоре Валерий получает добро на запись своей второй большой пластинки. Однако, негласный договор между ними включал в себя еще одно условие- теперь Ободзинский мог работать только с вполне определенными авторами.
Вот как об этом написала Вера Дербенева (вдова поэта-песенника Леонида Дербенева) в книге "Леонид Дербенев: между прошлым и будущим...":
"Валерий Ободзинский- сладкоголосый соловей, мальчик с золотым голосом...Какими только эпитетами и сравнениями не награждал Леня этого замечательно эстрадного певца, и не он один. Такими голосами поют ангелы в раю, говорили о нем... Пел он великолепно, это правда, и Леня с огромным удовольствием стал писать для него песни. А поскольку тоже был далеко не ангелом, очень скоро они с Валерой стали почти неразлучными друзьями... И вот как нелепо бывает в жизни. Вроде и песни хорошие, и характерами сошлись, и уважают, даже обожают друг друга, но приходит день и час, и Валера говорит Лене, что ему предложили записать пластинку-гигант маститые композиторы, то есть члены Союза композиторов, которые, к сожалению, не хотят, чтобы стихи к песням писал Дербенев-у них свои авторы.
Исполнители- народ в большинстве своем амбициозный, мятежный. Чуть приобретут первую известность, как уже считают, что шлягер-это они, и начинают игнорировать "родителей"-композитора с поэтом...
Вот и Валера Ободзинский на предложение Лени работать и дальше вместе вежливо улыбнулся уже звездной улыбкой и сказал, что песни будет записывать со своими новыми друзьями- Жарковским, Эдуардом Колмановским, Никитой Богословским."
По мнению многих Н.Богословский в то время был одним из самых влиятельных людей в музыкальном мире. Вот несколько примеров.
В 1985 году я разговаривал с Альбертом Асадулиным и спросил его:
-Почему "Орфей" (зонг-опера "Орфей и Эвридика" в постановке ВИА "Поющие гитары"-прим. автора) был показан в Москве лишь спустя 6 лет после своей премьеры?
-Москва не пропускала. Сразу после премьеры в Ленинграде мы собрались в Москву, но не получилось. На одном из заседаний Н.Богословский прямо заявил: "Пока в Москве не появится нечто подобное "Поющим гитарам" здесь не место".
Надо сказать, что "нечто подобное" появилось в Москве благодаря сыну Н.Богословского- Андрею. Он написал в середине 70-х оперу-феерию "Алые паруса" (по книге А.Грина), которую исполнил ВИА "Музыка", а потом и "Метроном". Но даже влиятельные связи отца, хотя возможно, они к тому времени сильно ослабли, не помогли ему записать ее на диске.
В 1980 году была издана опера "Орфей и Эвридика". В августе 1981 года она была впервые показана в Москве. А "Алые паруса" увидели свет на диске только в 1983 году.
На Пятом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в октябре 1974 года Пугачева заняла 3 место. Одна из исполняемых ею песен была - "Ермолова с Чистых прудов" Никиты Богословского.
Много позднее вспоминая историю ВИА "Ариэль" его руководитель Валерий Ярушин расскажет:
"В 1972 году, когда мы заняли первое место в Латвии, в Челябинске был жуткий геноцид, будем так говорить, нас практически разогнали, это была страшная история ...
Так в 1973 году мы чуть не уехали в Латвию жить. И только благодаря Никите Богословскому мы остались в России. Это тоже был чудесный момент. Он сначала даже слушать не хотел наши песни: откуда они - из Челябинска? Да ну, что я, эту провинцию не слышал! Его насильно усадили в кресло, дали прослушать две наши песни, и он после этого тиснул всего пару строчек. Но этого было достаточно, чтобы бомба взорвалась, и нас вернули в Челябинск. Они сказали: боже мой, кого же мы похоронили, если сам Никита Богословский говорит о них!"