Георгий Симонян
Парадоксы жизни Леонида Грабера.
(январь 2011 г. )
7
ВОКС-1987 год:
Второй ряд: Сергей Николаев, Леонид Грабер, Галина Шевелева, Аркадий Хаславский, Владимир Карманный.
Первый ряд: Виталий Прохоров, Владимир Радионов, Леонид Криницкий
|
Пока мы репетировали, мы еще и обзванивали всевозможных знакомых. И через третьи или пятые руки мы узнали, что в Томской филармонии есть бюджет для ансамбля, примерно месяца на четыре. Мы рванули туда. Аркадий не переставал искать новые формы. И мы, таким образом, из «Здравствуй, песня» плавно преобразовались в ансамбль «ВОКС». Вокально - Оркестровая Концертная Студия.
Сдав программу филармонии, мы поехали на гастроли. И очень прилично покатались по Сибири. Даже выпустили пластинку. А потом та же история – бюджет был выработан. И мы все уволились.
Какое-то время мы работали от комсомольского центра (были тогда такие), потом работали немного впятером – я, Аркадий, Галина, клавишник Володя Родионов и саксофонист Сергей Николаев. Каждый пел несколько своих песен. Я пел
«Магазин игрушек» с обезьяной и шуточную песню «Про корову» … Где –то есть концертная запись. Классная песня.
Дальше я и Галина как солисты «Здравствуй, песня» работали некоторое время в Подольске у Марика Рудинштейна.
И всё.
Новосибирск-1987г.
Песня "Магазин игрушек". Малая сцена оперного театра.Леонид Грабер(вокал),Виталий Прохоров - гитара.
|
Как сложилась судьба музыкантов из ВОКСА?
Знаю, что Сергей Николаев уехал в Америку. Там оказался в церковном хоре. Виталий Прохоров стал настоящим кришнаитом. Про остальных не знаю.
Но в то время некоторые музыканты и певцы гребли деньги лопатой…
Я их денег не считал, но популярность таких, как Юра Лоза, Слава Малежик, некоторых других, в основном исполнителей собственных песен, была огромна. Их вынесло на гребне волны, они в тот момент оказались офигительно востребованы. Хотя их ажиотажный взлёт, оказался слишком краткосрочным. Но большинство музыкантов тогда испытывало те же проблемы и чувства, что и мы. А потом началась эпоха «Ласкового мая».
В феврале 1989 года закончилась моя карьера музыканта и вокалиста. Все-таки, февраль для меня судьбоносный месяц.
Это выписка из моей трудовой книжки за тот период:
07.1987 - 12.1987 - Артист ВОКС «Здравствуй ,песня» Томская обл.филармония. г. Томск
01.1988 - 07.1988 - Артист группы ВОКС «Здравствуй, песня». МКЦ ГК ВЛКСМ г.Химки
08.1988 - 02.1989 - Солист-вокалист группы ВОКС «Здравствуй, песня». Подольский ПкиО им. В. Талалихина. г. Подольск.
Как Вы определите стиль группы ВОКС?
Как стиль Аркадия Хаславского. Много было дуэтных песен, приличная часть была сольных песен Галины.
Как был распределен репертуар?
Я, Галина и Аркадий пели сольно. Были и дуэты. Песни прошлых лет пели ансамблем. Несколько песен пели музыканты. Я пел в концерте ещё и свою песню «Берег детства». Но Аркадий на гастроли с нами ездил редко, он больше оставался в Москве, так как приходилось решать очень много административных вопросов.
А Попков в ВОКСе работал?
Он работал только в Москве, занимался административными делами и писал тексты к песням.
Когда Вы поняли, «что так жить больше нельзя»?
Мы поняли это, к сожалению, раньше, чем в этом друг другу признались! Сели однажды в квартире на Коровинском, втроем на кухне – Аркадий, Галина и я, и признались друг другу, что пришли времена еще хуже, чем мы могли предположить.
Аркадий сказал, что больше не может жить в стране, без всяких перспектив иметь квартиру и т.д. и ему надо уезжать, чтобы вылечиться. Ведь у него, помимо четырех микроинфарктов, к тому времени случилось и два обширных инфаркта.
В общем, мы обнялись и фактически попрощались.
Я не знал, что мне делать, фактически оказался на улице. Моральное состояние подавленности посетило меня в очередной раз. И в этот момент я знакомлюсь с одним человеком, который занимался частными музыкальными студиями. Он попросил меня помочь организовать концерт ко Дню автомобильной промышленности. Заказчик - гараж «Интуриста», мероприятие - в концертном зале гостиницы «Космос». Я позвонил Вячеславу Добрынину, Ольге Зарубиной, Анатолию Трушкину, Виктору Коклюшкину, Ирине Понаровской…. И получился классный состав концерта. Все прошло на «ура».
Потом меня познакомили, с директором Дворца Спорта в городе Архангельске. В общем, у меня образовался «свой» Дворец Спорта. Именно тогда я туда привез одного Славу на замену другому Славе, Добрынина на замену Малежику. Потом Иратов мне отдал «долг» и Слава Малежик отработал в Архангельске десять концертов.
Позже я позвонил Марку Рудинштейну. Когда он работал в «Здравствуй, песня», мы с ним сильно «холостяковали», поведал о своем новом опыте, и он предложил мне должность директора концертных программ в Подольском центре.
Затем я привез «Машину времени». Вот так поехало и покатило… до тех пор, пока не уволили директора Дворца.
Доктор Шлягер.
Вверху: Грабер, Чувилкин, Кондаков,Добрынин, Ятор, Пузырев.
Внизу: Тамаров, Люба Родимкина (костюмер), ?
|
Дальше я вместе с Игорем Ятором стал работать со Славой Добрыниным и группой «Доктор шлягер»:
Леша Пузырев, Леша Кондаков, Игорь Тамаров….
С Игорем Ятором?
Да. Он ведь тоже из Херсона. Игорь старше меня на пять лет, но занимались мы в одном Дворце пионеров. Он в прошлом тоже трубач, работал в «Верных друзьях». Игорь с женой Леной, которая была конферансье, роскошной женщиной, работали во многих филармониях и когда возвращались в Херсон, то мы с ними часто встречались. Игорь меня и пригласил работать с Добрыниным. В общем, с Игорем наши дороги пересекались почти всю жизнь, но лет пять назад они разошлись.
Состав у Добрынина часто менялся?
Леша Пузырев постоянно работал.Кондаков то приходил, то уходил. Выпьет – Добрынин его выгонит, жена придёт, попросит – Слава берет обратно…
Кстати, в программе у Добрынина, одновременно с Галиной Шевелевой, еще пел Игорь Борисов. Когда-то он работал в
«Голубых гитарах». Позже он стоял у истоков «Радио Шансон», это его голос звучит в заставках – «Хорошее радио…». Судьба трагическая! Оказался в долгах. Все потерял – работу, квартиру. Даже не знаю, что с ним сейчас…
Расскажите про Алексея Пузырева.
Леша Пузырев, человек колоссального музыкального вкуса. Абсолютно чувствующий стиль жанра и сочетающий в себе идеальные качества для вокально-инструментального ансамбля!
Аранжировщик, гитарист, клавишник, вокалист и прикольный видос! Таких очень немного! При всём, при этом - скромный и порядочный человек. Знаю одного очень известного музыканта, который никогда и никому не одалживал денег, а Пузырёву на квартиру одолжил! Не буду его идеализировать, конечно, он не без изъяна, но я и не говорю, что он- Святой!
С учётом того, что на то время я был директором концертных программ Добрынина, внутренней "кухни" я не видел, но то, что я видел на концертах и слышал на некоторых записях, которые делал Пузырёв, вызывало у меня чувство удовольствия. Всё познаётся в сравнении. И эти сравнения в пользу Пузырёва. Мы с ним очень хорошо ладили и находили общий язык. После концертов у него часто сидели, общались. Безумно талантливый человек! Любой о нём как о музыканте скажет то же самое. Я ему это в лицо говорил. Но насколько он талантлив, настолько и весь в себе, отрешенный.
Галина Шевелева
|
Давайте вспомним Галину Шевелеву. Какой она была?
Мне она была как сестра. За глаза в коллективе ее иногда называли «Телёпа». Она была настолько неприспособленна к жизни, совершенно незащищена. При этом очень искренняя и честная, могла сказать любому человеку все в лицо, не думая о последствиях. В работе она была абсолютно самоотверженным человеком, настоящей труженицей. Обалденная музыкальность, голос, внешность – все было при ней.
А что же случилось потом с Шевелевой?
Ее убили, в собственной квартире, чтобы скрыть следы кражи телевизора и видеомагнитофона. Безумно нелепая смерть. К тому времени с Хаславским они уже расстались и он жил в Израиле.
Когда он уехал?
В 90-ом году.
Я видел ее убийцу на суде, куда был вызван в качестве свидетеля. Галка тогда работала в программе творческого центра Вячеслава Добрынина отдельным номером, исполняла несколько песен. И вроде бы, он (убийца) тоже имел какое-то отношение к этому центру. На суде он говорил, что якобы Галина была ему должна 13 тысяч рублей за какое-то лекарство. Пчелиный яд, кажется. И он решил забрать аппаратурой. Представляете, цена жизни?!… Конечно, всё это - враньё! В общем, все это ужасно и очень печально. Удивительно, что этот убийца родом из Кривого Рога. Опять Кривой Рог! Опять Добрынин! Как часто в жизни всё переплетается.
Что было дальше?
В 90 и 91 годах я был директором колдуна Юрия Тарасова. Дело в том, что жена Юрия была родной сестрой директора- администратора ВИА «Пламя». Через такое знакомство, жизнь свела меня с Тарасовым.
Сейчас конечно это выглядит странно – концерты экстрасенсов, колдунов…
Тарасов входил в тройку самых-самых. Анатолий Кашпировский, Алан Чумак и он. Чумак вообще был гениальный – молчал и получал бешенные деньги. За молчание! Кашпировский и Тарасов все-таки рассказывали о здоровом образе жизни, а потом показывали свое мастерство. Кроме того, Тарасов был костоправом и многие, приходя в зал с костылями, выходили ну если не из зала, то со сцены точно без них…
За эти два года мы с Тарасовым работали исключительно в столицах союзных республик и больших городах, и исключительно во Дворцах спорта. В Киеве - десятитысячный Дворец, четыре дня переаншлагов. В Воронеже, неоднократно, по три дня, два сеанса в день и все аншлаги.
Кстати, в Воронеже меня должны были убить….
Это как?
В нашем штате были телохранители. Одним из них был знаменитый Динамит (Владимир Турчинский). Очень хороший был человек, о нем самые хорошие воспоминания. А второй – одни мышцы, думать было нечем. Да еще попал под влияние своей любовницы. И вот он вместе с любовницей меня «заказали». Мне позвонили из Воронежа и сообщили об этом… Тем самым спасли жизнь! Если рассказать подробности, то займёт пару часов…
Вот такое было время…
Затем, в течение где-то полугода, я был директором концертных программ на стадионах и во дворцах спорта Филиппа Киркорова. К моему сожалению, я был свидетелем его «звёздной» болезни, которая началась в Риге. Нет такого количества денег, чтобы это все выдержать… Больше ничего рассказывать не хочется…
Лос-Анжелес
Игорь Демарин, Леонид Грабер и Ирина Шведова.
|
Далее очень запомнилась работа с Игорем Демариным и Ириной Шведовой, которая продолжалась три года. И творчески была прекрасная пара и человечески. Очень комфортно с ними работалось. Очень тяжело передать словами тот восторг, который я испытывал, когда среди ночи Игорь и Ира могли позвонить и сказать:
-Послушай, новая песня!
Чувство первого слушателя – непередаваемо! Их развод положил конец одного из самых трогательных дуэтов нашей эстрады.
Дальше по году я проработал директором концертных программ Славы Малежика и Вити Чайки. Замечательные, талантливые люди. Мы с ними до сих пор встречаемся, у нас хорошие человеческие отношения. К этому времени я уже набрал некий профессиональный администраторский «жирок» и поэтому с ними работалось очень легко и непринуждённо. Наверное, именно из-за этой лёгкости их жёнам показалось, что так сможет каждый. И у одного и у другого после меня в разное время жёны были директорами. Как сказали мне сами музыканты, сравнение оказалось не в пользу жён.
Дальше – «Доктор Ватсон»?
А получилось так. Ребятам на одну программу - «Старое кафе» - в государственном концертном зале «Россия» понадобился администратор, который бы провел все четко финансово, организационно и т.д. Георгий Мамиконов пригласил меня и … вот я в коллективе уже 13 лет.
Артист и директор. Эти люди находятся рядом чуть ли не круглосуточно. Делят успехи и бытовые тяготы гастрольной жизни.
Группа "Доктор Ватсон"-24.12.2009
Виктор Щедров, Леонид Грабер, Георгий Мамиконов,Владимир Овчаров и Тимур Миронов.
|
А какие тяготы бывают на гастролях? Все знают, что гастрольная жизнь – это овации зрителей, брызги шампанского!
Правильно! Это про успехи. А неприятности? Ну, например, вот, что писали газеты:
« В ночь с 3 на 4 мая, во время переезда из Армавира в аэропорт Ставрополя, группа "Доктор Ватсон" попала в автомобильную аварию. На полосу, по которой ехал "Мерседес" группы, на повороте выехал "Камаз". Машина "Ватсонов", уходя от столкновения, перевернулась, перелетела через встречную полосу и упала в кювет за бордюром встречной полосы. Еще раз перевернувшись, остановилась. Члены группы долго не могли выбраться из машины, т.к. оказались заблокированы. Один из участников группы, Тимур Миронов, долго не приходил в сознание, потом у него оказалось сотрясение мозга. Остальные участники группы отделались ушибами и ссадинами, и считают, что родились в рубашке. А вот машина восстановлению не подлежит.»
Мы передвигаемся двумя машинами по три человека. Я был в машине, которая перевернулась.
Так вот, повторюсь. Артисту и директору необходимо обладать умением уживаться, дополнять друг друга, а не дублировать, достигать согласия в воплощении идей. Насколько успешным станет это партнерство, просчитать на сто процентов невозможно.
«Доктор Ватсон» появился в 85-ом году в довольно непростое время. По большому счету, это было безумие начать такую репертуарную политику. Тем более, что первые годы они мыкались, да и репертуара толкового не было. А через какое-то время они нашли свою «фишку»… В этом году группа отметила 25 лет. Состав меняется, но неизменным остаётся главное – это потрясающие песни. С группой «Доктор Ватсон» я,пожалуй, раскрыл все свои потенциальные профессиональные возможности. Объездил полмира. Работаем до сих пор и довольно много. Но нас стали выталкивать из информационного пространства.
Вы имеете в виду ТВ?
Да. Конечно, по сравнению со многими музыкантами в плане количества концертов, мы в шоколаде, но по сравнению с медийными лицами… Все-таки, мы надеемся на лучшее и не теряем оптимизма
Как Вы относитесь к сегодняшнему составу «Здравствуй, песня»?
С одной стороны с ревностью, а с другой стороны с завистью! С ревностью, потому - что боюсь, чтобы они не опустили планку ниже, чем подняли когда - то её мы. А с завистью, потому - что недавно был на их концерте и видел с каким кайфом они работают на сцене и что у них ещё всё впереди. Конечно же и то и другое с большой любовью. Я счастлив, что ребята сегодня вдохновляют Хаславского на создание новых, очень классных песен.
ВИА "Здраствуй, песня"-2010 г.
|
Кстати, недавно был снят клип на новую песню «Мама, улыбнись», где мой сын сыграл роль героя песни. Я очень благодарен Толе Красавину, который работал в «Здравствуй, песня» и который сегодня с честью несёт наш общий флаг и которому приходится бороться со всякими самозванцами и преодолевать те проблемы, которые возникают на их пути.
Так держать. Желаю, чтобы ПТИЦА СЧАСТЬЯ, всегда была рядом!
Расскажите о своей семье?
Я женат в третий раз, живем с 89-го года, У нас дочери от первых браков, моего и моей супруги. Супруга моя работает в Департаменте культуры города Москвы, курирует московские музеи. У нас общий сын. Он отслужил в армии и сейчас работает администратором в небольшом детском театре в Москве. Собирается поступать в ГИТИС. Надеюсь, что пойдет по моему пути, в смысле профессии.