"Игорь Кларк"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Сергей Соловьев

Игорь Кларк:
Я не хотел писать попсу.

(апрель 2013 г.)
3

«АЭРОБУС» до прихода И.Кларка:
слева-направо И.Шабловский, С.Рудницкий, А.Микоян, Ю.Антонов, Е.Моргулис, В.Варвалюк.

Когда я пришел в «Аэробус» на место С.Рудницкого, на соло-гитаре был Игорь Шабловский (в 85-м году его заменил В.Голутвин), ритм-гитара – Алик Микоян, бас – Евгений Моргулис (позже его заменил бас-гитарист Вадим Лащук), на барабанах – Виктор Варвалюк, бэк-вокал –Катя Семенова. В одно время к нам присоединился гитарист по кличке «Шмель». Работали от Грозненской филармонии.
«АЭРОБУС» в Грозном:
слева-направо К.Семёнова, Ю.Ротманский, И.Шабловский, Ю.Антонов, В.Варвалюк, А.Микоян, И.Кларк, В. Лащук.

Антонов очень много сделал для меня и уделял мне достаточно внимания. Во –первых, взял меня без московской прописки, во-вторых доплачивал из своего кармана. Со своей стороны я ему изредка писал аранжировки. Антонов приходил ко мне, показывал свои песни и в разговоре возмущался тому, что его не принимают в Союз композиторов.
За месяц до поездки в Германию Антонов подошел ко мне и предупредил меня, что из-за непогашенной судимости за границу меня не пустят. Правда, после этой поездки Антонов собирался закончить с гастролями, что потом и произошло. Вообще, Антонов гастролировал редко и недолго.
Характер у Антонова – не простой, он очень легко возбуждается, если что-то не так.
Однажды мы работали в Самаре. Кто-то из зрителей достал камеру и начал снимать. Антонов не поленился, спрыгнул со сцены выхватил эту камеру и разбил её. Об этом, в своё время, даже писали в газетах.
Случалось, что на сцене Антонов забывал слова и после одного концерта, когда он всю песню спел на «фа-фа-фа», ему писали слова некоторых песен мелом на полу сцены.
«АЭРОБУС» в Нальчике.

И тем не менее, с профессиональной точки зрения, от работы с Антоновым у меня остались самые благоприятные впечатления. Юрий Михайлович – человек слова, в каком бы он эмоциональном состоянии не был, на сцене всегда находился в лучшем расположении духа. Скорее всего, негативная энергия подпитывает его.
Вне сцены Антонов был вежливым и деликатным человеком. Я приходил к нему в гости домой, в двухкомнатную квартиру в одном из спальных районов Москвы. Его мама жила в квартире напротив и вкусно нас угощала.

-А как же его жена-югославка?

Это был не однозначный брак. Антонов известен тем, что постоянно совершенствовал звучание группы и оно было лучшим на то время. У него был очень серьезный инженер из Питера, который в последствии изобрел и запатентовал динамики с двумя диффузорами. Этот инженер со своими приборами ходил по залу и проверял звучание группы, которое отстраивалось, как на пластинке. И жена помогала ему с инструментами и оборудованием.

-Что Вы думаете об Антонове, как композиторе?

Я считаю, Антонов один из лучших мелодистов. Например, не так просто сочинить музыкальную фразу, как это сделал он (напевает):
-…Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения….

-Не заимствовал ли Антонов, при сочинении своих песен, что-то у зарубежных исполнителей?

Думаю, что нет. Он был в гневе, когда аранжировщики вставляли фразы, которые с чем-то совпадают. Был случай, что в аранжировку песни «У берез, у сосен» вставили кусок из "A day in the life". И Антонова ткнули носом. И с тех пор он это ненавидел. А я, не зная об этом, в одну из песен вставил вступление от Бонни Тайлер. На репетиции Антонову это всё понравилось. И тут его администратор Олег Терёшин вложил меня:
-А что там нравится? Вступление –то, Кларк сп…л!
Антонов встал, повернулся и ушёл. Пришлось 4 такта переделывать и извиняться перед ним.


Здесь можно посмотреть клип с песней "На высоком берегу".

-У Антонова вы числились клавишником?

Да, так и было. Кроме Антонова, я делал аранжировки Кате Семеновой. Но самое главное, что Антонову нравилось, что я играю на своём «Хонере», в то время, как он играл на «Родес пиано». Не надо было покупать лишний инструмент.

«АЭРОБУС»:
слева-направо: В.Лащук, И.Кларк, Ю.Антонов, В.Варвалюк, И.Шабловский, А.Микоян.
На переднем плане – тот самый «Родес пиано».

-Это правда, что у Антонова неизданного песенного материала на 10 дисков.

Вполне может быть. Это его жизнь. Он занимается только музыкой и кошками с собаками.
Когда Антонов закончил свою активную гастрольную работу, мне пришлось от него уйти. Таким образом, я проработал у Антонова с середины 83-го до 86 года. После Антонова я недолго был безработным. Где-то недели через две ко мне приезжает Виталий Валитов и предлагает работу клавишника в ресторане «Русь» в Салтыковке.
Кроме Валитова, там работали –Юрий Рыманов на гитаре, Александр Бирман на басе, его сменил Саша Ятчени, вокалисты-Вадим Маликов и сёстры Нина и Лида Пичугины. Хорошие певицы, они принимали активное участие в приеме музыкантов в ансамбль.
Я пришел вместо Миши Степанкова.
С Маликовым вспоминается такая история. Как-то в ресторане сидели серьёзные бандюганы. И один из них обращается к Вадиму:
-Ну, ты, клоун, сыграл бы что-нибудь!
Вадим сделал круг по залу, хватает с соседнего стола графин с морсом и - по черепу этому вору. Все в панике. После этого в «Руси» была сходка, на которой Вадика простили. Правда, после этого он уволился и его сменил Коля Носков.
«РУСЬ»:
слева-направо:Ю.Рыманов, И.Кларк, Н.Носков, Н. и Л.Пичугины, С.Ятчени.


Здесь можно послушать записи с одного вечера в "Руси".
Валитов тогда только привез электронные барабаны «Динаккорд» и на записи они немного не настроены по балансу.
Поют:
Н.и Л.Пичугины,
Н.Носков,
Ю.Рыманов.


В то время к нам стали загуливать люберецкие цыгане. Они не только приходили к нам, но и приводили с собой целый табор родственников. Вели они себя довольно бесцеремонно и постепенно обстановка стала невозможной.
А к нам приходили дипломаты и другая непростая публика. Не знаю, почему этим бардаком никто не занимался или не могли?
Сама репутация ресторана была не очень – случались даже перестрелки.
И поэтому мы все оттуда потихоньку разбежались. Кто в «Дели» на улице 1905 года, кто ещё куда. Потом я немного поработал в «Белграде». Николай Носков перешел в состав «Парка Горького».
Так прошли восьмидесятые. И я устал от ресторанной музыки, публики и окружения. Выдохся.

-Вы писали какие-то песни?

Я писал песни для людей малоизвестных. И потом я не хотел писать попсу, да и она у меня не очень получалась.
Вот романс в исполнении Ирины Суриной («Кукуруза»).
После ресторанов я решил заняться чем-то совершенно противоположным. Выучу-ка я церковнославянский язык. Зашел в храм на Соколе. После службы батюшка говорит:
-Нам нужен чтец!
Я говорю :
-Батюшка, можно попробовать?
Он:
– Ну, иди, возьми благословение у настоятеля.
Я подошел не зная ничего, меня благословили и через две недели я уже читал. А ещё через несколько месяцев приходили меня послушать. Как-то настоятель подходит ко мне:
-Игорь, а почему тебя не видно в бухгалтерии? Тебе же зарплата идет.
Зашел-получил, деньги небольшие, зато дали бесплатную путевку на Черное море. В храме я познакомился с интересными людьми. Хотелось знать их психологию, что для них важно и интересно.
Однажды в храм зашли какие-то богато одетые люди:
-Игорь Владимирович, вы нам нужны, как композитор!
– В чем дело?
– Мы снимаем фильм ужасов «Темные воды», производство Великобритания, Италия, Белоруссия и Украина. Режиссер Мариано Байно.
Я как-то вздрогнул, всё-таки в храме находимся. Иду к батюшке – что делать?
- Они и деньги заплатят?
- Наверно заплатят, не пришли бы просто так.
- Ну, иди, пиши свою музыку, благославляю.
В моей жизни очень много мистики. Привезли меня на студию «Третий Рим» в парк Сокольники. И тут я лоханулся с деньгами:
-Сколько писать придётся?
- Мы знаем, как ты быстро пишешь музыку. Думаем дня два. Сколько денег возьмёшь?
- Ну, за два дня – тысячу зеленых возьму.
Надо было контракт штук на 50 составлять! Ну, ладно, я не жалею об этом нисколько, так как я писал эту музыку ровно два дня. Другое дело, что сводили долго. Поставили фильм и сказали – пиши музыку. Мне было интересно смотреть фильм неозвученным. Я его смотрел как длинный клип. Очень понравилась операторская работа – это было, как единое целое. И мне так спокойно музыка писалась! Когда наложили текст, оказалось, что всё настолько в жилу! Всё очень совпало!
А в это время за окном, в Москве происходили события октября 1993 года. И я не знал, что происходит на улице, потому что безвылазно находился в студии, но чувствовал какое-то возбужденное состояние. От этой работы у меня осталось три разных экземпляра фильма. В одном – им показалась музыка слишком яркой, последний – когда продюсер прослушал, сказал, только этот. Но её итальянцы убрали. В России фильм продавался во втором варианте.
До сих пор не понимаю, как можно было найти именно Кларка, да ещё в церкви? Правда, моя музыка была размещена на разных сайтах.
А ещё объявился Валерий Сауткин с рок-оперой «Иуда».
Валерий Сауткин

-И тут мы подходим к главному вопросу, как на этом произведении сошлись два разных человека: убежденный атеист и служитель церкви?

Мне очень понравился текст. Очень живо, ярко, по-простому, без ханженства и лицемерия. В общем, правда-матка. Но так как на это смотрит человек, который просто не верит в Бога? У каждого были такие моменты в жизни и я когда-то был атеистом.
Есть и другие критерии. В принципе, любой текст, с точки зрения религиозного человека и с точки зрения атеиста и даже христоненавистника можно трактовать как угодно.
Если Иуда поёт – говорить не буду, я люблю Христа! То, для кого-то это звучит так – какой же омерзительный Иуда, зачем же он так врёт! А для верующего человека – неужели Иуда настолько лукав и серебролюб, что пытается подогнать любые аргументы, чтобы выгородить себя.
Я отношусь ко всему этому произведению, как позиции друга, который мне немало помогал в жизни, которого я знаю, как хорошего, порядочного человека, прожившего тоже нелёгкую жизнь.
И когда Валера мне предложил совместную работу, я пошел к священнику и сказал, что один мой друг написал произведение, в котором некоторые события вольно трактуются, хотя бы потому, что о них нет упоминания в Новом Завете. Я не разделял эту точку зрения Валерия. Я получил благословение на написание этой музыки.

-Как писалась рок-опера?

Я опирался только на тексты и не представлял, как это будет выглядеть на сцене. Всё очень схематично и я хотел сделать что-то типа арт-хауса , что-то очень современное. Сейчас записано 17 основных треков.
Продюсерский центр «Иван» выпустил промо – ролик с несколькими песнями. Ещё остались треки, в которых достаточно поменять аранжировку, подставить слова, на которые не написаны песни.
В общем, музыка вся написана! Мне хотелось бы, чтобы это был достойный музыкальный спектакль, действительно опера, оставляющая сильное впечатление!
Все фото, аудио и видео материалы предоставлены из личного архива Игоря Кларка.