Марина Райкова.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Марина Райкова (Румянцева):
жизнь была яркая и интересная.

(июль 2010 г.)
1

Я родилась в Москве, в роддоме №1 на Красносельской. Мои родители работали на авиационном заводе «Знамя» на Бутырской улице. Там же они и познакомились. Мой отец работал на этом заводе с самого основания. Там же работали мой дед, дядя и другие родственники. В общем, нас получилась целая династия.
Я пою чуть ли не с рожденья. Мы с сестрой посещали госпиталь в Сокольниках, меня ставили на табуретку и я пела. Мне тогда было три года. Жили мы на Красноармейской улице, это рядом с метро «Динамо». Видя мои способности, родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Взрослея я стала увлекаться современной музыкой. Мне очень нравился джаз, хотя в дальнейшем я в джазе себя не нашла. Мне нравились Битлз, позже нравились только появившиеся ВИА. И в конце моей учебы в общеобразовательной школе я попадаю в художественную самодеятельность при заводе «Знамя». В клубе на территории завода был музыкальный коллектив. Я играла на клавишных и пела. Как сольно, так и в ансамбле.

Кто-нибудь стал известным из того коллектива?

Нет, это были работники завода и занимались они этим только в свободное время.
Так вот моя первая работа после школы была в клубе при заводе «Знамя». Мы участвовали во всех районных и городских конкурсах, ездили в колхозы, в школы, обслуживали различные мероприятия, работали на праздниках. Так продолжалось два года. А весной 74 года наш клуб стал репетиционной базой ансамбля «Акварели». Александр Тартаковский услышал мое пение на танцах и пригласил прослушаться в создаваемый коллектив.

Как произошло знакомство с Тартаковским?

Вы знаете, во многом его вкус определяла его супруга – Людмила. Он ее называл – Люлёк, и у них с Аликом были очень милые отношения. Людмила была из семьи математика Бермана, который написал учебник по алгебре. Она была по образованию архитектором и принимала активное участие в жизни создаваемого коллектива. Например, очень серьезно относилась к выбору певиц. Она же и придумала название - «Акварели».

Название – «Акварели» уже существовало, когда Вы пришли в ансамбль?

Да, я шла именно в «Акварели».

Тамара Джиба
Тамара Джиба раньше Вас пришла?

Почти в одно и то же время. Тамара сидела с ребенком и пришла пора выходить на работу. Вот Людмила Тартаковская нас и выбрала из многих Хотя, Тамару привел ее муж – Михаил Цуриченко, саксофонист оркестра радио и телевидения. Он очень дружил с Гараняном, с другими известными музыкантами. Михаил рекомендовал нас многим композиторам, всячески способствовал становлению нашего репертуара.

Художественная самодеятельность и профессиональный коллектив. Вы почувствовали разницу?

Небо и земля! Костяк «Акварелей» составляли высокопрофессиональные музыканты. Сам Александр Иоганович работал в джазовом трио. На бас-гитаре в этом трио играл Юрий Маликов, а на ударных, кажется, Володя Макеев. Кроме того, Алик обладал необыкновенно мягким извлечением звука на фортепиано. Он окончил консерваторию и с ним в одно время училась тетя моего первого мужа – Николая Румянцева. Она подтвердила, что в консерватории тогда об этом феномене знали все. Так вот, инструментальный состав представляли опытные и профессиональные музыканты, а вокальная группа была очень молодой, но тоже очень профессиональной.

Вас сразу взяли на ставку?

Нет, я продолжала работать в клубе и это не мешало мне изредка выезжать с ансамблем на концерты. Но с лета 1974 года началась довольно интенсивная концертная деятельность (мы выступали в ЦДРИ, ВДНХ….) и стало очень сложно. Мне пришлось уволиться из клуба в июле. И только в октябре 1974 года меня официально оформили в Москонцерт после сдачи первой нашей программы.

Вспомните первый состав?

Алик Тартаковский – фортепиано, его ближайший друг и соратник барабанщик – Володя Макеев, Чуть позже появился еще один барабанщик – Гена Турабелидзе из «Веселых ребят». Саксофонист Игорь Никитин. На бас-гитаре играл Виталий Попов.
Были музыканты, которые немного поработали, но потом уехали на Запад на ПМЖ. Таким был трубач Владимир Чижик (он уехал в США), Вместо него пришел Эдуард Титов. Тромбонистом был Сергей Шолохов, чуть позже его сменил Павел Каплинский. Позже пришел гитарист Леша Игумнов, но в записи первых пластинок он не участвовал.
Работали два брата Сидельниковых. Один был гитаристом, другой – звукорежиссером. Мы с Тамарой – солистки, Саша Мухатаев – вокал и клавишные, Андрей Оснас – вокал и клавишные. Николай Жибров – вокал. Ну, и гитарист и вокалист Николай Румянцев – мой первый муж.

Николай Румянцев.
Где Румянцев работал до этого?

Он работал в «Поющих сердцах» у Векштейна. Ему прочили блестящее будущее. Он не только играл на гитаре, но и пел. Голос был необыкновенный, чем-то похожий на голос Леонида Бергера. Высокие ноты брал с таким же напором.

Он какого года рождения?

1951.

Москвич?

Да. У него дед был заслуженный врач, очень известный человек

В каких песнях на пластинках звучит его голос?

В песне «Потеряешь – я найду». Это он поет, а мы с Сашей Мухатаевым и Колей Жибровым на подпевках. На концертах он пел песню Фельцмана «Каштаны свечи разожгли» и последнюю песню Лени Бергера «Возьми свои слова обратно». Коля после «Акварелей» работал у Стаса Намина (аж два раза), в ансамбле «Гюнеш», в «Добрых молодцах». В ресторанах работал с известным Эдиком Григорьевым (Григоряном). Коля очень талантливый человек, но ленился. Видимо, способности очень легко достались. Сейчас у него своя студия. Пишет музыку, но довольно своеобразную.

А у Румянцева были друзья?

Например, Саша Солич из «Морального кодекса». Со Стасом Наминым он дружил, но потом они как-то разошлись. Коля ездил Сашу Лосева хоронить Общался с Градским, познакомились на вечере Юрия Саульского, но общались недолго. Они чем-то даже похожи.

Как песни попадали в ансамбль?

Среди композиторов у Алика Тартаковского было много друзей. Например, Юрий Саульский. Он очень часто бывал у нас на базе, приносил песни. «Татьянин день» - такой джаз-вальс, ее пела и записала Тамара Джиба. «Увертюра» - инструментальная джазовая композиция с вокальным сопровождением. Мне она очень нравилась. Еще «Старые слова»…
Постоянно на нашей базе присутствовал Слава Добрынин. Он такой красивый был! Приходили Боря Рычков, Боря Савельев…
Кстати, у некоторых музыкантов тогда уже были автомобили. У Сидельникова, он возил свой усилитель и гитару, у Игоря Никитина.

Как так получилось, что еще во время репетиционного периода были записаны первые пластинки?

Тартаковский имел очень большие связи в ДЗЗ (Доме звукозаписи). Он и жил там рядом на улице Герцена. Мы в этом ДЗЗ дневали и ночевали. Имели много часов для записи, сделали множество записей. Вот только где они все?
Да и концертные площадки нам были обеспечены благодаря связям Алика.

Вокал и инструментал записывали отдельно?

Да, сначала музыку, а потом накладывали голоса

Жибров пел что-то сольно?

Чаще в общем вокале. Вообще, Жибров – армейский друг Коли Румянцева. Именно он и привел его в «Акварели». Но Коля Жибров очень недолго проработал. Какие-то сплошные проблемы в семейной жизни у него были.
"Акварели"
Каплинский, Райкова, Попов и Жибров.
Кстати, Андрей Оснас тоже пел в вокальной группе. Андрюша 1951 года рождения и был выпускником училища имени Свешникова с очень хорошей вокальной подготовкой. Кстати, он учился вместе со многими известными людьми, в том числе и с Лешей Пузыревым.

Продолжение