Колокол тревоги.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Александр Кудряшов


Тревожный колокол "Аракса".

30 декабря 2016-11 октября 2018

5

Альбом "Колокол тревоги" до сих пор не издан на лицензионных CD. Юрий Антонов, на основании Закона "Об авторском праве и смежных правах", никому не даёт разрешение издавать на каких-либо носителях песни, автором которых он является.

Всё вышеизложенное повествование о не вышедшей на фирме "Мелодия" пластинке затеяно мной ради того, чтобы ещё раз сказать о замечательной музыке, записанной группой "Аракс" для гиганта "Колокол тревоги".
К моменту записи этой пластинки группа "Аракс" уже сформировала свое собственное лицо. Каждый из музыкантов был личностью со своими собственными музыкальными вкусами и пристрастиями. Участники группы "Аракс" впитали в себя всё многообразие красоты музыки, содержащееся в песнях народов мира, в симфонической музыке, которой их обучали в музыкальных заведениях, в популярной музыке, в рок-музыке. Различные мелодические и ритмические нюансы, используемые группами "Pink Floyd", "Deep Purple", "Queen", "Santana", «Yes», "Crosby, Stills, Nash & Young" в сочетании с русской музыкальной традицией дали совершенно новое качество.
Музыка группы богата сложными вокальными и инструментальным и партиями, и, одновременно, легко запоминающимися мелодическими инструментальными линиями. Аранжировки композиций – мощные, сложные и многослойные. Точно проработана и исполнена каждая нота, каждого инструмента, душой которых являются Сергей Рудницкий, Вадим Голутвин, Тимур Мардалейшвили, Сергей Беликов и Анатолий Абрамов.




В музыке "Аракса" на пластинке использованы уникальные электронные эффекты. Музыканты "Аракса" из каждой простой, не затейливой мелодии Юрия Антонова, несущей в своей основе интонации русской мелодики, делают высококачественный продукт, базирующийся на приёмах, найденных английскими и американскими рок-группами. Композиции сделаны талантливо и исполнены легко и красиво. В вокальных партиях Анатолия Алёшина и Сергея Беликова нет ни одной фальшивой ноты. Всё записано "в живую", без использования каких-либо "подтягиваний" и компьютерных программ. Украшением многих композиций стали многоголосные линии, исполненные Сергеем Беликовым. Всё это ставит "Аракс" на уровень лучших арт-блюзовых групп мира.
Анатолий Алёшин и Сергей Беликов.

Дмитрий Авдеев:
-В каких песнях Юрия Антонова (на альбоме "Колокол тревоги") партии соло-гитары придумал Тимур Мардалейшвили, и в каких Вы?
Вадим Голутвин:
- Практически во всех - Тимур. Кроме тем вступления и код в песнях… «Гадкий утёнок», «С чего бы»…
Дмитрий Авдеев:
-Аранжировка песни «Всё как прежде» отличается развернутой формой, длинными инструментальными проигрышами. В данном случае мнение музыкантов совпало с мнением Юрия Михайловича, или «Араксу» всё-таки пришлось отстаивать свое прочтение?
Вадим Голутвин:
- Альянс «Аракса» и Антонова был обоюдовыгоден: Юра давал нам легальный выход на общесоюзную публику, а мы ему - современное звучание. Юра никогда не вмешивался в процесс совместной групповой аранжировки и проявлял настоящую, искреннюю симпатию ко всем нашим творческим поискам. Тем не менее, есть песни, которые он исполнял сам, а есть те, которые так и остались только в нашем исполнении с Алёшиным. «Всё как прежде» как раз и относится к последним.
Дмитрий Авдеев (Вадим Голутвин: "Инструментальная музыка – моя любовь и мечта…", Северо-Казахстанская областная газета "Петропавловск Kz", №22, 26 мая 2016 года.)

Дмитрий Авдеев:
-Состав «Аракса», (который записывал "Колокол тревоги"), обладал поразительной способностью проникать в аранжировку так, что точнее невозможно…
Сергей Беликов:
- Относительно песен Юрия Антонова – вот эта стилистическая точность в аранжировках им корректировалась, справедливости ради надо сказать. Мы и его вещи делали тоже более усложнённо, более эстетски, и он как бы убирал некие «паззлы»: не надо, тут пусть вот так будет…
Дмитрий Авдеев ("Сергей Беликов: Наследие 70-х дало мощную прослойку на генетическом уровне.", газета "Петропавловск kz — ИА REX-Казахстан", 01 марта 2017 года.)

Тем не менее, некоторые музыканты группы "Аракс" скромно оценивают своё собственное участие в создании "Колокола тревоги" в качестве композиторов.

Вадим Голутвин:
-(Для диска "Колокол тревоги" мы сочинили) всякую чушь. Всё это было полная фигня, высосанная из пальца. Все эти песни не стоили одной антоновской "Двадцать лет спустя". Это - не потому что она самая моя любимая, а просто потому, что даже она лучше, чем все то, что было нами написано изо всех сил. Время всё расставило по местам.
(Валерий Колпаков. "Вадим Голутвин: Я просто музыкант, пишущий музыку.", сайт "ВИА-ЭРА", август 2009 года.)

А.Алёшин:
-Мой тезис о том, что заниматься каждым делом должен профессионал, как раз на этом альбоме "Колокол тревоги" реализуется полностью. Сторона, которая была написана Антоновым, где "Колокол тревоги", "Земляничная поляна", "Радуга" – они явно по своим композиторским качествам превосходят нашу сторону. Но каждый сделал то, что мог, и видно, что мы, как композиторы – не очень. Антонов-то получше будет!
(Евгений Гаврилов. Анатолий Алёшин: "Это было новое качественное состояние...", газета "РИФ-Форма" (г.Бийск), август 2009 года.)

Нельзя согласиться с этими высказываниями в полной мере, потому что песни музыкантов группы "Аракс" в программе "Колокол тревоги" гораздо сложнее для восприятия, чем песни Юрия Антонова. С точки зрения аранжировок и смыслового содержания, композиции музыкантов "Аракса" не только не уступают, но порой даже глубже, нежели бытовые песни Юрия Антонова.

В программе "Колокол тревоги" есть всего одна чисто инструментальная композиция "Слепой в чулане".
Вадим Голутвин:
-"Слепой в чулане" - это инструментальная пьеса Тимура (Мардалейшвили), внутри которой есть барабанное соло Толи Абрамова. Собственно, поэтому она и получила такое название. Вообще, "слепым в чулане" у музыкантов всегда называлась бурная барабанная кода инструментальной пьесы или песни.
(Дмитрий Авдеев. Вадим Голутвин: "Инструментальная музыка – моя любовь и мечта…", Северо-Казахстанская областная газета "Петропавловск Kz", №22, 26 мая 2016 года.)

В этой импульсивной динамичной пьесе как бы заложено стремление вырваться за пределы обыденного, к познанию нового неизведанного. В интернете кто-то нашёл стихи "Мой сын слепой", созвучные с названием пьесы:

"На что похожи облака?" - спросил меня мой сын слепой.
Я б объяснил тебе, но как? Ведь ты не видишь, мой родной.
"Ну, объясни хоть как-нибудь. Я, как и ты, хочу всё знать.
А, правда, что они плывут и могут быстро исчезать?"
Да, это правда, облака, бывают разные сынок:
Вот это - будто бы река, а это - сена пышный стог.
Вот, это - сети рыбака, а это - словно серый волк.
"Ну, папа, что же ты умолк, и у тебя дрожит рука?"

Тогда я сыну не сказал, что туча серая одна
Похожа на его глаза, с очками, как ночная мгла...


На всех магнитоальбомах и не лицензионных CD композиция "Слепой в чулане" представлена в укороченном варианте (длительность 3 мин. 41 сек.), без инструментальной коды. В концертах группа "Аракс" исполняла эту пьесу длительностью 9 минут, где барабанное соло было внутри инструментальных частей. Этот вариант можно услышать на сохранившейся записи, сделанной на концерте, который проходил в саратовском Дворце спорта "Кристалл" в начале ноября 1980 года.


Кодой альбома "Колокол тревоги" стала композиция "Ноктюрн" Сергея Беликова и Павла Грушко. Аранжировку и общую стилизацию в манере британской группы "Queen" искусно сделал Сергей Беликов. Эта восхитительная композиция проявила его особую требовательность к аранжировке, а индивидуальный тембр голоса и мастерское владение им, безусловно, сделали Беликова одним из лучших рок-певцов в СССР.
Сергей Беликов:
- Фредди Меркьюри – это одна из самых больших икон в моей юности. Группа «Queen» с их многоголосой эстетикой была для меня той планкой, до которой я хотел дотянуться. В своих работах я всё время ощущал возможности, чтобы расправить эти «многоголосые» крылья. Желание воплотить вот это звучание в собственном творчестве и стало источником создания таких произведений. И работа «Ноктюрн», сделанная в составе «Аракса», черпала вдохновение из «Queen».
Сергей Беликов ("Программа "Рожденные в СССР" на ТВ-канале "Ностальгия", эфир от 29 мая 2017 года.)

(Сергей Беликов) пишет интересную вокально-инструментальную пасторель «Ноктюрн» (слова П.Грушко). Видно, что голос для артиста - это дополнительный инструмент, краска, часть общей инструментовки, причем часть важная, ведущая. Сольные эпизоды чередуются в «Ноктюрне» с ансамблевыми хоровыми сценами; все голоса в этих кусках записаны не многоканальном магнитофоне. В этих вокальных фрагментах всё тщательно продумано, отшлифовано до последней мелочи, «случайности» здесь исключены. Игра красок, звуковой светотени, тончайшие эмоциональные нюансы... Когда-то Беликов получил урок «студийной работы» у Тухманова, теперь он освоил его вполне.
Аркадий Петров ("Цветы на асфальте (певец Сергей Беликов)", журнал "Клуб и художественная самодеятельность", № 19, стр. 30-31, 1982 год.)

Почему Сергей пришёл к композиции? Сергей объясняет так: «В сущности любую песню можно «сфантазировать» для себя, но гораздо эффективнее, когда в изначальных глубинах вызревает не только исполнительский, но и композиторский замысел».
Писать для «Ноктюрна» текст было задачей не лёгкой: цепкая требовательность, почти упрямство. Теперь-то я понимаю, куда всё это вело. (Почему, мы, поэты, пишущие тексты песен, забываем подчас, что музыка – последняя инстанция, верхний купол произведения?) Сергей считает «Ноктюрн» точным по звучанию, при этом оговаривается: «На сегодняшний день»... Песня записывается методом наложения. Сначала Сергей записывает нижний голос (это не принципиально, но он пишет так), затем накладывает остальные... Способ не очень экономный – он требует большого времени на запись и на сведение голосов. Выдумано это не Сергеем, но способен на это не каждый: необходим диапазон голоса и ровность его звучания во всех регистрах.
Павел Грушко ("В поиске", статья в журнале "Кругозор", № 6, стр. 14, 1981 год.)

В записи "Ноктюрна" принимали участие Сергей Беликов (спел все вокальные партии (шесть), сыграл на бас-гитаре и клавишных); Тимур Мардалейшвили (гитарные партии) и Анатолий Абрамов (барабаны).

"Ноктюрн" - это апофеоз любви и красоте:

В тишине
Что за голос мне
Всё мерещится
Издалека
Как будто тростинки ветра
Перебирают,
Как будто зелёный дождь в садах
На влажных клавишах-плодах
Играет...

Я знаю,
Этот зов ночной
Ищет встречи со мной ...
Это - ты, ветром во тьме,
Это - ты, светом в окне,
Это - ты любовь свою даришь мне.


В песнях альбома солисты поют о мире, о гармонии, о любви, они раскрашивают окружающее нас пространство яркими музыкальными красками, которые дают возможность посмотреть вокруг себя новым взглядом, задуматься о хрупкости окружающего нас мира. Эта концепция проходит сквозной нитью через весь альбом. Уже в заглавной песне "Колокол тревоги" музыканты начинают "раскачивать колокол".

Природы тайны познаем,
Свои богатства множим,
Но коль Земля - наш общий дом,
То надо осторожней.
Сегодня нам никак нельзя
Не внять словам простым:
Не нам принадлежит Земля,
Мы ей принадлежим.


Сергей Рудницкий:
- Своеобразным "камертоном" (сольного) гиганта "Колокол тревоги" является песня того же названия:
...А где-то выбросит прибой
на берег мертвых чаек,
покрытых пленкой нефтяной,
как смертною печатью!

(Аркадий Петров. Статья "Аракс", журнал "Сельская Молодежь" №1, январь 1982 года.)

Музыка диска «Колокол тревоги» призывает беречь окружающий нас мир, и все свои душевные порывы направлять на позитивное творчество и созидание.
Группа "Аракс" и сегодня продолжает звонить в "Колокол тревоги" и в концертных программах исполняет песни из этого альбома.


Примечание

1. Вариантов оформления магнитоальбомов "Колокол Тревоги" в 80-е годы я не видел. Были обычные магнитофонные коробки – «Тасма», «Славутич», «Свема»…
Обложки двух разновидностей магнитоальбомов я нашёл в интернете. Найденные обложки соответствуют тем трэклистам магнитоальбомов, к которым они относятся.
Каюсь, на найденных сканах обложек был состав с Маргулисом, я заменил фотографии на обложках на состав с Беликовым. Думаю, что это справедливо, т.к. Маргулис не принимал участия в записи программы "Колокол Тревоги".
Первую картинку, где представлена коробка от магнитной ленты, я сделал в фотошопе сам. Наверняка, кто-то для себя делал какие-то подобные варианты. Мне показалось, что обложка коробки магнитной ленты с фото и названием коллектива имеет право на существование, и смотрится гораздо интереснее, чем обложка коробки без фото. Я встречал в интернете сканы оформления коробок магнитных лент с фотографиями музыкантов «Аракса» времён состава 1978 года с Александром Садо, но сканы магнитных лент, оформление которых отражало бы программу "Колокол Тревоги" мне не попадались.

Обложку ленты с концертом, который проходил в саратовском Дворце спорта "Кристалл" в 1980 году я тоже доработал. На скане, найденном в интернете, было указано «Концерт в Саратове – 1», «СССР, 1980». Я добавил фото и название коллектива.

2. В 2005 году вышел специальный выпуск журнала «VIP-интервью», посвященный 50-летию Анатолия Абрамова.

В 2006 году был издан CD «Raritet!» группы «Аракс» с записями 1980 и 2003 годов.


1980-ый год был представлен на диске композициями из программы "Колокол тревоги": «Мир снов», «Без тебя», «Шумят дожди» и «Ноктюрн».
Музыканты группы «Аракс» издали на диске только собственные композиции, записанные в 1980 году, и не включили композиции, автором которых является Юрий Антонов, чтобы не нарушать авторские права.
Начиная с 2006 года диск «Raritet!» стал распространяться в виде приложения к журналу «VIP-интервью». Диск вложили в прозрачный пакет, пакет приклеили к журналу.

Как самостоятельный аудионоситель этот диск не издавался и продавался только в качестве приложения к журналу. Обложки для оформления коробки этого диска не изготавливались.