Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Я работал с прекрасными музыкантами и учился у них.

(октябрь 2015 г.)
1



21 ноября 2015 года в Москве в ЦДХ состоится творческий вечер композитора Владимира Семёнова. В концерте принимают участие известные исполнители Лев Лещенко, Татьяна Овсиенко, Галина Ненашева, Алексей Глызин, Игорь Иванов, ансамбли « Цветы», «Поющие сердца», «Синяя птица» и многие другие. Владимир Константинович известен как автор знаменитого хита «Звездочка моя ясная». Но помимо этого бессмертного творения, Владимир Семенов написал еще много красивых песен. Об этих песнях, о жизни маэстро мы и побеседовали с Владимиром Константиновичем.
Владимир Семенов

-Владимир Константинович, известно, что вы родились в Астрахани. Что ваш папа участник войны. А кем он трудился до войны?


Он был большим человеком в Астрахани, так как работал главным бухгалтером всего Рыбхоза.

-Вы помните военное время?

Начало войны не помню, но позже кое-что вспоминается. В Астрахань привозили очень много раненых и их размещали в разных зданиях. И я ходил искать среди них отца. Это очень хорошо запомнилось.

-В каком звании отец закончил войну?

В звании старшего лейтенанта. Его направили на работу в комендатуру Берлина и разрешили взять с собой семью. Так мы всей семьей оказалась в Берлине. Папа мама и старшая сестра. Младшего брата Славы еще не было, он родился в 1948 году. Еще у меня был старший брат от первого брака папы. Папина первая жена умерла при родах.

-Что запомнилось из берлинской жизни?

Трамвай. Мы с сестрой очень любили кататься на нем. И магазинчик мелочей напротив дома, где мы жили. Хозяин магазинчика нам с сестрой всегда что-нибудь дарил. Во время одной военной операции папу контузило и его отправили обратно в СССР.

-Какой операции?

В Германии еще несколько лет после войны существовало сопротивление. Против них и проводились военные операции.

-Понятно. Вы возвращаетесь в Астрахань?

Да. Дальше - школа, и после 7-го класса я поступаю в техникум на специальность механик строительных машин. В техникуме меня и захватила музыка. Я забросил учебу и целыми днями играл на гитаре.

-Что повлияло на ваше такое ваше увлечение?

Тогда был популярен был квартет Тихонова: аккордеон, контрабас, гитара и кларнет. Они играли популярные тогда мелодии. Мне очень нравился этот квартет и с ребятами из техникума мы стали пробовать что-то вроде этого. Копировали их игру, и стало неплохо получаться. Выступали на студенческих вечерах, на танцах.

-Вы сами осваивали нотную грамоту?

Да.

-То есть вы – абсолютный самоучка?

Абсолютный. Но я работал с прекрасными музыкантами и учился у них.

-Были ли какие-то еще увлечения?

Я увлекался живописью. Даже писал маслом, но потом музыка захватила меня полностью.

-Вы рассказывали интересную историю про то, как сделали первую в Астрахани электрогитару. Как вам это удалось?

Я же все-таки учился в техникуме, немного разбирался в радиосхемах. Дошел своим умом.

-Техникум вы закончили?

Да, с трудом, но закончил. И даже ездил на четыре месяца на производственную практику в Тюменскую область.
Вернувшись в Астрахань, я продолжил играть на гитаре в квартете. И нас всех пригласили в ансамбль песни и пляски «Моряна». С «Морянами» мы выезжали на гастроли как всем коллективом, так и отдельными небольшими составами. Небольшими составами мы ездили по тоням. Знаете, что такое тони? Это бригады рыбаков со своими баркасами, неводами. Вот к ним мы и выезжали.
В какой-то момент мы узнали, что требуются музыканты в Хабаровскую филармонию. Списались с администрацией и нас пригласили. Стали работать там. Там же в филармонии мы познакомились с организатором и ведущим концертов Синайским. И вчетвером влились в организованный им джаз-ансамбль. Вот там начался настоящий джаз.

Хабаровск.
Владимир Семенов с гитарой. На контрабасе Олег Кичигин.

В Хабаровске мы работали с замечательным саксофонистом Стасом Григорьевым. Он наш – астраханский. Так вот Стас устроился в оркестр Кролла, а потом порекомендовал меня. Около года я там проработал. Но, надо сказать, что в 63-ем году я женился, а в 65-ом у нас родилась дочь Элла. Я поговорил с Анатолием Ашеровичем, он все понял и отпустил меня. Я снова вернулся в Астрахань.

-Ваша супруга известная певица Галия Семенова. Как вы с ней познакомились?

В Астрахани есть «Бродвей» - улица Советская. Там гуляла молодежь того времени. Там мы и познакомились. Галия пела в художественной самодеятельности.
Я устроился в Астраханскую филармонию. Разумеется, я замолвил слово и о жене. Ее тоже взяли. Мы опять поехали по тоням. К тому времени я стал довольно известным музыкантом в Поволжье. И меня приглашает Лев Горелик в соседнюю область, в Саратовскую филармонию, Горелик пригласил меня музыкантом в оркестр театра «Микра». Опять же я взял с собой супругу, она работала актрисой в сценках театра. Играла, пела.

-Где вы жили в Саратове?

В гостинице. У нас были такие музыканты, которые приезжали сразу на гастроли и толком в Саратове не бывали. И вводились, репетировали на гастролях.
Однажды в Саратов приехали из Москвы редактор радио «Юность» Штейн - Райх и композитор Борис Савельев. Приехали с целью сделать пробные записи и поиска талантов для участия в радиоконкурсе. На местном радио были сделаны записи, среди которых записалась и Галия. Они услышали эту дикцию, эту интонацию и сразу поняли :
- Вот, что надо!
Райх и Савельев уехали с этими записями в Москву, и через некоторое время Галие пришло приглашение приехать в Москву для записи на радио.
Владимир и Галия Семеновы.

Мы приехали в Москву. Галия записала несколько песен на радио, в том числе и песню Савельева «Ты словечко скажешь мне». Она прозвучала в передаче «С добрым утром». И Галию пригласили на работу в московский Мюзик-холл. Галия конечно же поставила условие, что приедет только с мужем-гитаристом. А в оркестре Мюзик-холла было вакантно место гитариста. И я таким образом попадаю в оркестр, который сидит в оркестровой яме и сопровождает все выступления участников представления.

-В Мюзик-холле уже работали и Дьячков и Попов?

Попов был художественным руководителем «Тона», вокального ансамбля в составе Мюзик-холла. Дьячков же репетировал с вокальным ансамблем «Тон». Он числился как аккомпаниатор и репетитор. Мы именно тогда и познакомились с Сергеем Дьячковым.

-Он не был музыкантом Мюзик-холла?

Нет, только аккомпаниатором и репетитором «Тона».Это был исключительно мужской коллектив.

-Каким был репертуар «Тона»?

Типа «Гая». Такой стиль был тогда модный.
На базе этого «Тона» и было решено создать вокально-инструментальный коллектив под руководством Попова. Дьячков автоматически оказывается в этом ансамбле и приглашает меня в качестве гитариста.

-Кто еще тогда был приглашен?

Володя Ненашев в качестве барабанщика, потом он стал администратором. Мою супругу пригласили в качестве вокалистки. Вокалисты «Тона» - Женя Гудков, Юра Меньшов, Володя Чуйкин становятся вокальной группой нового коллектива.

-Кто был первым бас-гитаристом в «Коробейниках»?

Епихин.Позже стали добавляться другие инструменты. Появился саксофон – на нем играл Роберт Болотный, в будущем основатель «Синей птицы». Появилась труба…

-Когда ваш брат Вячеслав появился в «Коробейниках»?

Он пришел из армии, и я его тут же забрал к себе. Практически, он был у истоков. Появился в первый год существования ансамбля.

-Помните самую первую телезапись «Коробейников» с одноименной песней?

Да, конечно. Там наш первый состав Чуйкин, Меньшов, Попов, Епихин, Ненашев и я. Моего брата Славы еще не было в коллективе.
ВИА "Коробейника":
внизу-Владимир Чуйкин,Владимир Семенов,Галия Семенова,Александр Епихин;
вверху- Вячеслав Семенов,Владимир Ненашев,Александр Попов,Юрий Меньшов.

-Ваша супруга числилась солисткой «Коробейников»?

Да, ее фамилия шла красной строкой на афише.

-В группе она не пела и на бэк-вокале не работала?

Никогда. Вокальная группа у нас была исключительно мужской.

-А с Ненашевой когда «Коробейники» стали работать?

Это уже после ухода Галии из «Коробейников». Где-то в середине 70-х. Представляете, в Мюзик-холле работали сначала Галия Семенова, а следом Галина Семененко (девичья фамилия Ненашевой).

-Дьячков ведь по сути и не работал в «Коробейниках»?

Понимаете, Сергей такая натура, он не мог далеко отъезжать от дома. Через неделю Сергей начинал теряться, тосковать и испытывать всяческие неудобства. Срывался и даже на концертах начинал играть плохо. Думаю, что и года работы в «Коробейниках» у него не наберется.
Кстати говоря, я вспоминаю его песню «Слова». Аранжировку этой песни делал я, а первое исполнение было с оркестром Мюзик-холла. Оркестр играл в яме, а мы – ритм-группа стояли на сцене. Исполнял ее Володя Чуйкин.
Мы с Сергеем на радио записали фонограмму. Соло на гитаре - это я играю. В «Коробейниках» эта песня не пошла. Ее просто некому было петь: Чуйкин, Гудков, а тем более Меньшов не подходили. И Сережа предложил записать Леониду Бергеру. Бергер уехал в эмиграцию, а фонограмма осталась. Мы ее предложили Роме Болотному, и «Синяя птица» наложила голос Сергея Дроздова и выпустила на своей первой пластинке.

-Попов занимался аранжировками?

Почти нет. Он очень хорошо разбирался в вокальных партиях, в аккомпанементе. Этим и занимался.

-Он и пел же?

Да. Он – хоровик и очень хорошо это дело понимал. Попов в консерватории учился со многими известными людьми и связи у него были. Песни нам приносили.
Но надо сказать, что Попов ко мне довольно скептически относился. У него – консерватория, у меня вообще ничего. Поэтому многие мои творческие предложения не находили должного отклика. В принципе, в том отношении ничего удивительного не было. Попов жил на улице Горького в доме, где располагалось кафе «Молодежное». Его отец был большим начальником, особистом. Номенклатура.

-Как появилось название – «Коробейники»?

Мы с Сережей Дьячковым делали аранжировки некоторых народных песен, в том числе и песни «Коробейники». И так удачно она у нас получилось, что пришла мысль назвать коллектив - «Коробейники». Исходя из названия и костюмы заказали соответствующие. Их шили в лучших мастерских, Мюзик-холл имел такую возможность.

-Мюзик-холл организационно числился в Росконцерте?

Да.

-И «Коробейники» числились в составе Мюзик-холла. А когда ансамбль выделился в отдельную единицу в Росконцерте?

Я точно не помню, но, кажется, года через полтора-два.

-Чувствовалась разница в оплате между работой в Мюзик-холле и в «Коробейниках»?

Если считать по ставке, то нет. А в целом у «Коробейников» было больше концертов и соответственно больше возможностей заработать. Например, отрабатываем в Свердловске две недели концертов с Мюзик-холлом. Они едут в Москву, а нас («Коробейников») приглашают еще на две недели в Тюменскую область к нефтяникам. Пять-шесть концертов в день. Очень хорошо зарабатывали за счет количества концертов.

ВИА "Коробейника":
Е. Гудков, А.Попов (руководитель), В.Сахаров, М.Соколов, В.Семенов, Р.Болотный, Ю.Меньшов, В.Чуйкин..

-Когда вы начали писать первые песни?

Еще в техникуме. Но кому я их мог предложить? Кто я был такой?

-Одна из первых ваших песен, записанных «Коробейниками» - «Дай ответ». Кто ее записал?

Точно не помню, но, кажется, Чуйкин и Гудков.

-Следом была «Роща кудрявая»?

Это записал Саша Левшин. Он появился в коллективе позже, уже в середине 70-х.

-Вы участвовали в записи первой пластинки «Коробейников», которая вышла в 1975 году?

Нет, я эти песни не записывал.


Продолжение