Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Это была потрясающая школа.

(сентябрь 2013 г.)
1


Виктор Грошев.

Вы родились в Москве?

Да, я коренной москвич. Может быть не в десятом поколении, но тем не менее. Моя родина – Марьина Роща. Я там родился и живу по сей день, хотя сейчас стал больше времени проводить в загородном доме. Родился я в творческой семье: мама – артистка балета, папа – художник. Один брат тоже художник, другой – известный повар, третий – спортсмен, и сестра – профессиональная классическая певица. Я – пятый, самый младший ребенок в семье.

-Марьина Роща? Значит - ЦДСА, стадион «Буревестник»…

Конечно. На «Буревестнике» (сейчас на этом месте спорткомплекс «Олимпийский») занимался легкой атлетикой. По Москве занимал третьи места по бегу на средние дистанции. Я учился в 607-ой школе и там же занимался баскетболом. Зимой во дворе заливали коробку, играли в хоккей. Летом – футбол. Жили одной большой семьей, помогали друг другу. Разные национальности – русские, татары, евреи, армяне… Никто никогда и не задумывался об этом. Праздники отмечали вместе. Обычное московское детство…
В семь лет отец отвел меня в училище Свешникова, в хор. Видимо, данные были, раз меня приняли, но я категорически отказался там учиться – уж очень не хотелось мне в интернат. Отец меня очень любил и поменял вроде бы уже принятое решение.
Надо сказать, что учился я не очень хорошо, но поскольку я выступал за школу на различных соревнованиях, а еще организовывал всякого рода вечера, то учителя ко мне относились вполне лояльно. Особенно не складывались у меня отношения с математикой, физикой и химией.
Музыку я любил с детства. У нас дома был рояль, на нем сестра с мужем занимались вокалом. Я много слушал, впитывал. Выходя в коридор коммуналки, я повторял все эти рулады.
Позже сам научился играть на гитаре. После восьмого класса летом я устроился грузчиком в брошюровочный цех типографии «Детская книга» и заработал аж 60 рублей. Еще 100 добавил старший брат и я купил чешскую электрогитару Elana Star 5 («Мартышка»). И, конечно же, в школе создали с ребятами вокально-инструментальный ансамбль, играли на всех школьных вечерах.

-Что представлял собой репертуар?

«Нет тебя прекрасней» Антонова, тогда очень популярна была «Let it be» Битлз. Ее пели, кое-что еще из Битлз. Также исполняли песни собственного сочинения, дворовые вещи…
Кстати, говоря, в 15 лет я оказался на концерте «Поющих гитар» в Театре Эстрады. Сестра достала мне билет. Я и до этого любил творчество Юрия Антонова, учился петь на его произведениях, подражал ему, а тут увидел его работу вживую. Произвело огромное впечатление!
Поскольку учился я не очень, то мы с родителями решили, что после девятого класса я пойду учиться на повара и переведусь в вечернюю школу. По стопам одного из старших братьев.
И я устроился работать поваром в кафе «Лира». Поработав там немного, я перешел в кафе в здании Телевизионного технического центра в Останкино. Где-то год я там отработал и ушел в армию.

-Где служили?

На Урале. Попал в оркестр, где научился играть на духовых инструментах. А в эстрадном оркестре играл на гитаре и пел.
Отслужив я вернулся в Москву и, честно говоря, не знал чем заняться.
Моя родная сестра и ее подруга были знакомы с Юрием Антоновым. И они меня привели к нему на прослушивание. Конечно, я был еще слабоват профессионально, но Юра меня взял в свой коллектив «Магистраль». Думаю, что моя сестра и ее подруга просто уговорили его.

-Какой это был год?

В 1975 я оказался в группе Юрия Антонова «Магистраль» в качестве вокалиста и ритм-гитариста.

-Вы попадаете в один из первых составов «Магистрали».

В самый первый. Я пришел, когда состав еще только формировался в ДК "Москворечье".

-Получается Ваш первый выход на профессональную сцену был и первым концертом ВИА "Магистраль"?

Я думаю, да.

Первое выступление на профессиональной сцене 13 ноября 1975 года в г. Серпухове.

-Кто тогда работал?

Гитарист Константин Никольский, клавишные – Александр Слизунов, барабанщик – Михаил Файнзильберг, которого довольно быстро сменил Александр Коношенко, а потом опять вернулся Миша, и бас-гитарист Толя Казаку.
Позже стали работать ребята из Екатеринбурга – пианист Валера Федоров, из Перми - гитарист Слава Иванов и вокалист Витя Камашев.

-Камашев – пермяк?

Конечно. Из Перми он сначала попал к Юре Антонову, а потом уже были «Верные друзья», «Лейся, песня» и «Доктор Ватсон».

-Казаку пришел из ВИА «О чем поют гитары»?

Может быть. Я не очень хорошо помню эти детали.

-Его брат, гитарист, не работал в «Магистрали»?

Нет.
Еще с нами работал бывший солист квартета «Аккорд» Вадик Лынковский. В «Магистрали» он был солистом и директором. Очень хороший, классный мужик.

-Позже появился дуэт Бовина и Лынковский. Лынковский - баритон?

Он мог петь баритоном, но по сути он бас.
Чуть позже появились Люда Барыкина – вокал и Олег Петров – вокал, гитара. Но Олег как-то быстро промелькнул.

"Магистраль":
Вверху: Виктор Грошев, Константин Никольский, Анатолий Казаку.
Середина: Олег Петров, Александр Слизунов.
Внизу: Александр Коношенко.

-То есть менялись музыканты часто?

Текучка может быть по двум причинам: мало платят или мало работы. Мы работали от Московской областной филармонии и с работой было хорошо. Мы выступали во Дворцах спорта в одной программе с «Цветами», Градским, «Девчатами»… Сплошные аншлаги!
Но количество концертов было не очень большим. Причины ухода ребят у каждого свои,но все это происходило довольно безболезненно.

-Никольский и Слизунов ушли в «Цветы»?

Нет, наоборот, они пришли из «Цветов». Хотя, кажется, и ушли обратно к Намину. Этих двух музыкантов считаю великими.
Кстати, такой факт: Костя Никольский поначалу сам делал себе электрогитары. Сейчас, наверное, он играет на фирменных, а тогда только на гитарах собственного производства. И звучала тогда его гитара потрясающе.
Забегая вперед, скажу, что я проработал у Юрия Антонова где-то полтора года. Это была потрясающая школа. Помимо самого Юрия – моего первого учителя, в коллективе работали такие сильнейшие музыканты как Константин Никольский, Александр Слизунов, Анатолий Казаку… В общем, было у кого поучиться.
Антонов отличался тем, что у него всегда работали очень сильные музыканты и всегда была очень качественная импортная аппаратура, которую он приобретал у приезжавших в СССР югославов.
К этому времени, помимо того, что песни Юрия Антонова записали известные ВИА, он выпустил сольную пластинку с шедевральной «Несет меня течение». И стал суперпопулярным…
Дело в том, что Юра был тогда практически закрыт, несмотря на работу в областной филармонии. И я считаю, что работа с ансамблем «Магистраль» было разгоном, неким плацдармом для будущей карьеры. Мы уже тогда пели «Зеркало», «Виноват листопад» и «Золотую лестницу». Позже он будет работать с «Араксом» и выпустит эти и другие песни на пластинках.

-Как строился концерт? Исключительно на песнях Юрия Антонова?

Пока работал Лынковский, он выходил вначале и исполнял две-три песни под наш аккомпанемент. Не только песни Юры, но и других композиторов. Например, он пел «Счастливый четверг» Яна Френкеля. Потом мы исполняли три-четыре песни (что-то я пел, что-то Костя Никольский, например, свою «Поиграй со мной, гроза»), одну-две вещи членов Союза Композиторов. А дальше выходил Юрий Антонов и пел свой репертуар.
Костя тогда пел таким смешным подростковым тембром. Саша Слизунов всегда пел неплохо, но тогда пел только в общей группе. Сольных его песен я не помню.
Тогда очень модно было работать, как Элтон Джон, с двумя бэк-вокалистами. И Юра тоже решил так выступать. Например, мы с Витей Камашевым ему подпевали. Или мы с Олегом Петровым.

-Кто делал аранжировки в коллективе?

Юра сам делал и очень много делал Саша Слизунов. Саша вообще гениальный музыкант, других слов и подобрать сложно. Хотя он очень своеобразный по характеру человек, но, тем не менее, очень жаль, что он себя не раскрутил, не стал популярен соответственно своему таланту.

-Скажите, а не пересекались ли Вы в работе «Магистрали» с вокальным трио Капустиных? Они еще назывались «Весна».

Нет, с ними не пересекались.

-Были проблемы со сдачей программ?

Особых не помню. Но очень смешно выглядело, как стоят несколько волосатых молодых ребят и поют:
- И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!
А что делать? Приходилось…

-Вы пели именно эту песню?

Конечно!

-А как появлялись в группе музыканты из провинции?

Антонов часто просматривал музыкантов, когда мы были на гастролях. В Свердловске (ныне Екатеринбурге) к нам пришел на прослушивание Валера Федоров. Юре нужен был клавишник и он его взял. Приехали в Пермь – пришел на прослушивание Камашев…
А были и такие случаи. Я тогда только пришел в коллектив. Работали мы в Москве. И появился на репетиции Андрей Сапунов (его привели Никольский и Слизунов), что-то спел. И Юра приглашает его в коллектив. А Андрей говорит, что уходит в армию…
Ненадолго промелькнул в группе Владимир Матецкий, играл на бас-гитаре. Помню, что он работал на концертах во Дворце спорта «Сокольники».
А потом состав немного стабилизировался. На бас-гитару пришел Аркаша Укупник, гитаристом стал Валерий Цакадзе, которому надоело играть в «Орфее» «Поющих гитар».
"Магистраль":
Слева-направо: Слава Иванов, Валера Федоров, Виктор Камашев, Михаил Файнзильберг, Виктор Грошев.
Юрий Антонов, Валера Цакадзе, Аркадий Укупник.

И тоже из Ленинграда появился Игорь Дембовский. Человек очень большого роста, смешливый, который постоянно шутил. Распевался он очень смешно – крякнет что-то и готов. Я до сих пор не могу понять, что это за человек. Постоянно хохмил, абсолютно не серьезный.

-Он был вокалистом?

Скорее, хохмачом (смеется).
На клавишах у нас стал работать Иван Денежкин.

-Который потом работал в «Пламя», но уже как Самарин?

Самариным он стал позже. Мы вместе работали около года. Иван – прекрасный пианист, а после музыкальной карьеры он достиг больших успехов в бизнесе, стал очень богатым человеком.
Денежкиных было два брата – Иван и Саша. С Сашей я позже работал в «Верных друзьях», он тоже прекрасный клавишник.
Этим составом «Магистрали» мы доработали где-то до начала-середины 77-го года и я оказался в ансамбле у Ненашевой. Вместе со Славой Горским, ребятами из «Цветов».

-А почему ушли от Антонова?

Понимаете, у Юры все было хорошо. Он получал огромные авторские и напрягаться по поводу концертов ему особенно не надо было. А ты зарабатываешь 200 рублей, когда в других коллективах, в тех же ВИА, зарабатывали по 600-800 рублей.
К тому же он не договорился по каким-то вопросам с филармонией и в итоге закрыл этот проект.


Продолжение.