Александр Березин
Музыка в моей жизни.
2
III.
В 1966-м году по окончании 11 класса я поступил на технологический факультет Московского полиграфического института и был назначен старостой т.н. «группы иностранцев», которая состояла из ребят из Средней Азии, нескольких поляков и двух вьетнамцев. И тут судьба преподнесла мне подарок – я познакомился с Володей Фазыловым из Бухары.
1967 год, осень. Москва, ул. Прянишникова, рядом с МПИ. Закадычные друзья – Владимир Фазылов (справа) и Александр Березин
|
В первом, да пожалуй, и в начале второго семестра наши отношения были самыми обычными. Однажды, а было это 23-го февраля 1967 года, я бродил по общежитию и случайно зашел в его комнату. Тогда я впервые увидел Фазылова с гитарой и услышал его игру. Разговорились о музыке. С тех пор стали чаще общаться и, в конце концов, превратились в закадычных друзей.
Летом 1967 года образовалась группа «Марзаны». Основой послужил квартет, состоящий из аккордеона, контрабаса, ударных и гитары. Руководителем был аккордеонист Борис Марков, имевший за плечами незаконченное среднее музыкальное образование, на контрабасе играл Юра Вяльцев, на ударных Автандил (Владимир) Гваджава, на гитаре – какой-то болгарин, который, закончив обучение и уходя из института, научил играть Володю Фазылова.
По предложению Маркова квартет был преобразован в бит-группу «Марзаны» - органола, ударные, бас-гитара и соло-гитара. Осенью того же года в состав группы вошел Костя Постников, студент-механик, на год младше нас. Он стал играть на ритм-гитаре. Первоначально «Марзаны» были инструментальной группой в стиле «Венчерз».
В это время я еще крепче подружился с Володей Фазыловым и попросил его научить игре на гитаре. Однажды он привел меня на репетицию «Марзанов». В то время я был знаком со всеми участниками группы, кроме Маркова и Постникова.
Борис Марков поначалу отнесся ко мне настороженно, но потом с ним я тоже подружился. Скоро я довольно близко познакомился с ребятами, а они, видя мой фанатизм по отношению к бит-музыке, меня тоже зауважали. С Володей Гваджавой, который был тогда, в принципе, джазовым ударником, и Борисом Марковым мы часто беседовали о джазовых музыкантах. В этих разговорах я нередко упоминал Спайка Миллигана, за что и получил прозвище «Спайк», сопровождавшее меня все годы учебы в МПИ.
К лету 1968 года я сносно научился играть на гитаре, на это ушло примерно четыре месяца. Отношения с «Марзанами» улучшались, я приходил на каждую репетицию и стал уже своим среди них. Был еще один член «Марзанов» - радист-звукооператор Саша Сушко.
Володя Фазылов играл на полуакустической гитаре «Unitra» (была у него до того «Музима» - «Этерна Де Люкс»), Борис Марков - на отечественной органоле «Юность», Костя Постников - на безымянной импортной акустической гитаре с кустарно приделанным блоком из двух звукоснимателей, Володя Гваджава играл на простенькой ударной установке, а Юра Вяльцев - на самодельной деревянной бас-гитаре со струнами от бас-балалайки. Усилители были такие: два тридцатипятиватных «Кинапа» и один «УМ-50». Колонки тоже были «кинаповские» - большие, серые, с «пищалками» сверху.
1967-1968 учебный год. Москва, МПИ. Репетиция студенческой бит-группы «Марзаны».
Слева-направо: бас-гитарист Юрий Вяльцев, соло-гитарист Владимир Фазылов, ритм-гитарист Константин Постников. Справа (не попал в кадр) ударник Автандил Гваджава
|
«Марзаны» играли на всех вечерах в институте. Начинали концерт обычно с «Secret Agent Man» - была такая «заводная» вещь, правда в оригинале она с вокалом.Народу всегда собирался полный актовый зал в старом корпусе института на ул. Прянишникова, все с упоением танцевали и потихоньку «поддавали».
Осенью 1968 года я пригласил всех «Марзанов» на свой день рождения домой, что внесло в наши отношения еще большую теплоту. Особенно близкие отношения сложились у меня с Володей Фазыловым и Володей Гваджавой.
После репетиций в актовом зале института на ул. Прянишникова мы обычно спускались в подвал, в буфет, и, голодные, съедали то, что там оставалось – как правило, заветренное «яйцо под майонезом». Но это было так вкусно!
Заходил также к ребятам в общежитие, говорили о музыке.
В 1968-1969-м годах «Марзаны» стали довольно хорошо известны в Москве уже как поющая группа. Они выступали в разных организациях, на банкетах, в кафе и, в частности, в «Метелице» несколько раз. В «Метле» «Марзанам» предложили даже контракт, условия которого, правда, были рабскими - играть надо было три раза в неделю с оплатой по три рубля в вечер на человека. Разумеется, ребята отказались.
В это время меня практически считали членом группы. Нас даже узнавали в музыкальных кругах. Помню, как-то пришли мы вдвоем с Фазыловым на какой-то концерт и слышим:
- Вон, смотри, два парня из «Марзанов!
Было приятно.Играли «Марзаны» на сборных «поп-сейшенах» вместе другими московскими группами, в частности, с группой «Сокол». Познакомили нас как-то с Александром Градским. Подошли - сидит такой скромный, невысокий парнишка, помладше нас.
Приходил почти на каждую репетицию к нам будущий музыкальный критик и комментатор радиостанции «Маяк» Артур Макарьев и я с ним очень подружился тогда. «Марзаны» репетировали на сцене, а мы садились рядышком на втором или третьем ряду полутемного актового зала, слушали музыку, покуривали и обменивались впечатлениями. Артур курил при этом свои обычные «Любительские» папиросы, а я - сигареты «Ява».
В начале1969 года, если не ошибаюсь, состав группы немного изменился: ушел из «Марзанов» басист Юра Вяльцев. Ушел также радист-звукооператор Саша Сушко.
Помню, Боря Марков как-то говорит:
-Вот бы найти нам такого радиста, чтобы любил музыку, как Спайк!
Радист нашелся отличный - Саша Гордеев. Он очень хорошо знал радиотехнику и сразу сделал мощный ревербератор для инструментов и голоса. В те годы просто физически не было в СССР никаких «примочек» и приходилось все делать самим. Он сделал ревербератор из профессионального магнитофона «Тембр». Дело в том, что этот магнитофон был оснащен раздельными головками записи и воспроизведения, соответственно и двумя усилителями. Переделка состояла в том, что головка воспроизведения включалась одновременно с головкой записи, поэтому записанный звук тут же, с небольшой задержкой, воспроизводился и снова подавался на головку записи. Регулируя время задержки, можно было получить «эхо» с различной динамикой затухания звука.
Частенько я просиживал вечера вместе с Сашей Гордеевым за сценой, в маленькой комнатке – «музыкалке», слушали записи. Нам обоим очень нравилась вещь «Wooly Bully», группы «Фараоны». Слушая органный квакающий аккомпанемент, мы удовлетворённо переглядывались.
Группу "Марзаны" можно послушать ЗДЕСЬ.