Арк. Петров
Л. Рощин
Рецензия на диск
Тухманов: НЛО
(газета "Московский комсомолец" декабрь 1982)
ПОХОЖЕ, что название последней пластинки Давида Тухманова выбрано не случайно — он сам в какой-то степени «не вполне опознанный объект» в нашей музыке.
Никогда нельзя предугадать крутые повороты его творческой мысли, непредсказуем полет его фантазии, мы не знаем, что он пишет сегодня (он не любит раскрывать своих творческих планов), не знаем, каким он будет завтра.
Диски-гиганты, ставшие событием в музыкальной жизни страны, десятки композиций, написанных в различных стилистиках — от «бит-бита» до «диско» и «реггей», традиционные песни, несколько миньонов, носящих подчас экспериментальный характер.
Но даже в этом пестром перечне пластинка «НЛО» стоит особняком. Она поражает, а порой и подавляет предельной экспрессией, мощью звучания, обилием и насыщенностью музыкальной информации.
Это вновь, как и прежние диски-гиганты Тухманова, песенная сюита. Но на этот раз в ней отсутствует эксперимент с формой, вещи скомпонованы по обычному принципу контраста. Единство альбома обеспечено стилем и исполнителями. В диске «НЛО» использовано и творчески переосмыслено многое как из фундаментальных течений рока, так и из его самых новых форм. В отличие от двух предыдущих дисков НЛО записан одной-единственной группой «Москва». Впервые в своей практике композитор написал музыку, учитывая уже сложившуюся манеру коллектива. В свою очередь «Москва» с огромной отдачей работала над композициями нового диска.
Рок-группа «Москва» была организована в 1981 году молодым московским гитаристом Алексеем Беловым, ныне ее руководителем. Сегодняшний состав группы: Алексей Белов — гитара-вокал, Николай Носков — лидер-вокал, гитара, Анатолий Лимберский — гитара-бас, Игорь Бушок — клавишные, Андрей Шатуновский — ударные.
Музыкантам «Москвы» повезло. Они встретились с композитором чутким, ищущим, обладающим и знаниями, и богатейшим опытом работы в студии. Композитор твердо знал, как важно найти точку, в которой бы его творческие задачи совпадали с направлением группы, ее художественными и техническими возможностями, как важно сохранить индивидуальность звучания.
КAKOBA же музыка диска? Она энергонасыщенна, динамична, остра. Оркестровки (жесткие, «металлические» тембры, сложные перекрещения ритмов, звучание, имитирующее шумы природы) совершенно иные, чем в ранних альбомах композитора. Однако Тухманов остается верен себе. Его мелодии всегда узнаваемы. Достаточно услышать всего несколько тактов «НЛО», чтобы сразу сказать себе: это Тухманов.
Одна из самых интересных композиций диска — «Дождь» на стихи Кирсанова, прекрасно выполненная певцом Николаем Носковым, мелодична, глубока по мысли и чувству. С ней контрастирует «Волшебная комната» (на стихи того же автора) — фантасмагоричная, имеющая яркую звуковую палитру, снабженная необычными звуковыми эффектами. Близка к совершенству по композиции, аранжировке, технике звукозаписи, чистоте стиля песня «НЛО» на стихи Роберта Рождественского.
Все семь композиций диска очень экспрессивны. Они не дают времени на передышку — здесь все важно, нельзя пропустить ни одного эпизода. Они словно сжаты, спрессованы, в них практически отсутствуют пустоты.
Особую роль играют ударные инструменты —барабаны становятся в аккомпанементе ведущими, их пульс — сердце музыки. Голос солиста (пять композиций диска исполнены Николаем Носковым и две — Алексеем Беловым) при всей важности подачи текста записан на одном уровне с ударными, синтезатором, гитарой. Вокал в этих композициях не доминирует, а является лишь одной из линий сложного звукового контрапункта. Такой прием не всюду позволяет четко расслышать слова песен, но таковы уже «правила игры» нового альбома: взрывчатости, неистовости, экстатичности подчинены все остальные компоненты.
Есть ли в «НЛО» своя ведущая тема? Попытаемся сформулировать ее так: это размышления о сегодняшнем мире, о взаимоотношении личности и общества, попытки осмыслить свое место в жизни, есть здесь и нотки тревоги за завтрашний день человечества.
НA ПЕРВЫЙ взгляд кажется, что новая работа Тухманова рассчитана на слушателя, весьма и весьма подготовленного в музыкальном отношении, что диск «не для всех», что обилие и сложность музыкальной информации, заложенной в диске, превышают норму, которую может принять слушатель сегодня, и что композитор, доверяя восприимчивости и чуткости любителя музыки, рискует остаться непонятым, непринятым.Вспомните, однако, точно такие же сомнения высказывались и после выхода альбома «По волне моей памяти», где только одна композиция «Из вагантов» претендовала, казалось бы, на широкую популярность. Результат, однако, превзошел все ожидания — за короткий срок тираж той пластинки превысил 5 миллионов экземпляров.
Моментально исчез с прилавков и первый тираж диска «НЛО».Кто знает, быть может, и слушатель наш познан пока недостаточно?
(газета "Московский комсомолец" март 1983)
«Дарите женщинам цветы» — так называется новое праздничное театрализованное представление, которое подготовил Росконцерт совместно с Союзгосцирком к Международному женскому дню. Для участия в программе приглашены как исполнители, уже хорошо известные московскому зрителю, так и дебютанты. Среди последних — обновленный состав рок-группы «Москва», которую представит ее руководитель — лауреат премии ленинского комсомола композитор Давид Тухманов. В ее исполнении прозвучит несколько песен с только что выпущенного диска «НЛО».