Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


Музыкант.

(январь 2017 г.)

4

Афиша.

-Вы проработали в «Голубых» меньше двух лет и перешли вместе с Волгиным в «Чаривни гитары»?

В какой-то момент появилось безразличие. Многие из нас думали - если нам дать самостоятельность, то мы могли бы… А Волгин подспудно давно готовился к тому, чтобы создать что-то свое.

-Как это происходило?

Из загранпоездок он привозил парчу для того, чтобы сшить костюмы новому коллективу. Постоянно дома делал новую аппаратуру. И к моменту нашего ухода у нас было всё. И аппаратура, и костюмы и договоренность с организацией.
Я вспоминаю один комично-трагический момент. Работал у нас один конферансье, у которого с Волгиным сложились дружеские отношения. И этот конферансье постоянно приставал к Волгину, который вообще не пил, с вопросом:
- Как ты будешь решать дела в этой сфере, если ты не пьешь? Многие важные дела решаются за рюмкой. А ты после первой же опьянеешь, и…
И предложил научить его правильно выпивать. Волгин после концертов брал бутылку коньяка и шел учиться. И так потихоньку этот конферансье сделал из Волгина алкоголика. И потом это для Бори стало большой проблемой.

-Откуда появилось название – «Чаривни гитары»?

Мы играли одну народную песню, которая, кажется, называлась «Чаривна скрипка». Всем понравилось слово, красивое. Ну, а «гитары» тогда было модно. Поначалу у нас не было афиш, и Волгин откопал откуда-то афиши с названием «Волшебные гитары». А потом мы мистическим образом стали «Волшебными гитарами», только по-украински.
А в самом начале мы назвались "Говорящие гитары", но это название просуществовало всего несколько дней.

Афиша.

-Когда вы вместе с Волгиным перешли во вновь созданный ансамбль, то каким был репертуар?

Практически репертуар «Голубых гитар».

-Вы сразу из Москонцерта перешли в Укрконцерт?

Практически сразу. Только потом Укрконцерт стал называться Киевской госэстрадой. Нас перевели туда.

-Гастроли «Чаривних» были в основном по Украине?

Только по Украине.

-В записи первых пластинок «Чаривних» вы не принимали участия?

Нет. Это было после меня.

-Тем не менее, на фото с этих пластинок вы присутствуете?

Волгину было все равно кого снимать на фото, лишь бы было красиво. Он, например, снял на фото Юру Крючкова, который был рабочим сцены. Только потому, что у него была эффектная внешность.

-С кем-то из состава «Чаривних» общались впоследствии?

Только с Димой Рыбаком. Он перебрался в Москву после работы в «Чаривних».

Афиша.

-Сколько вы проработали в «Чаривних»?

В феврале 1973 года я уволился из «Голубых гитар, а 16 апреля я был зачислен в «Чаривни гитары». А в феврале 1974 года я уже вернулся в «Голубые гитары».

-Почему решили довольно быстро вернуться в «Голубые гитары»?

Стало не интересно, особенно в творческом плане. Да и жили мы чаще не дома и не так комфортно, как до этого. Волгин с нами почти не ездил. Сидел в Москве. Я почувствовал, что меня, да и других эта работа не вполне удовлетворяет.

-А как получилось вернуться обратно в «Голубые гитары»?

Я позвонил Валову и попросил узнать, есть ли возможность вернуться. Валов мне сообщил, что Гранов не против моего возвращения.

-А Валов через несколько месяцев покинул «Голубые гитары», чтобы уехать в Штаты. Кто после него пел хит «Ветер северный»?

По-моему, никто не пел. Только исполняли в попурри.

Валов уехал на запад в 1975 или 1976 году, а Дюжиков только в 90-е?

Валов эмигрировал, а Дюжикова пригласили поработать. У него до сих пор советский паспорт (смеется). Для Сергея большая проблема сюда приехать в связи с этим. Каждый раз приходится через посольство продлевать просроченный паспорт. А Юра поступил благородно: когда он подал документы на выезд, он перестал с нами общаться, чтобы не осложнять нам жизнь.

-И вы даже не участвовали в его проводах?

Нет, не участвовал. Да и не мог. Постоянно был на гастролях.

-Вы слышали про коллектив, который организовали в США Валов и Лерман?

Записи не слышал. Но тогда мне многие о них рассказывали. Да и Юра Валов, когда в перестройку стал приезжать в Москву, тоже много рассказывал.

-Вы были знакомы с Александром Лерманом?

Мы познакомились во времена Бит-клуба. Я его увидел в составе группы «Ветры перемен». Они замечательно пели многоголосье. Лерман, Алешин, а кто еще я не запомнил. Мы мало общались с Сашей, и лишь однажды я был у него дома.

-А как вам его записи в «Веселых ребятах»?

Очень здорово! Мне очень нравился его голос, его песни. Кстати, я выложил на моей странице в Ютубе ролик с его песней «Лестница», где можно увидеть его последние фотографии, сделанные мною во время его приезда в Москву.

-В «Голубых гитарах» работал солист по фамилии Максаков. Он даже записал несколько песен. Чем он запомнился?

Чистый эстрадник с прекрасным голосом. Однажды на концерте он запел на кварту или на квинту выше, чем нужно. Поэтому высокие ноты никак не брались. А он не понимал в чем дело. Ему вроде бы задавали нужный тон, но у него уже замкнуло, и он так и допел. Мы все переживали за него, что помочь не смогли. Потом он понял, что слажал, и ушел со сцены весь красный. Должен сказать, что подобные проколы, а то и хуже бывали у каждого.

-Когда вы познакомились с Вячеславом Малежиком?

Давно, еще в самодеятельности. Я с его «Мозаикой» иногда играл на ударных. Их барабанщик Саша Жестырев служил в армии и не всегда мог вырваться на выступление. Я его часто заменял.
Виктор Дегтярев в составе ВИА "Голубые гитары".

-Вы пригласили Малежика в «Голубые гитары»?

У него не клеилось в «Веселых ребятах». Он приехал ко мне домой, мы посидели, поговорили. Слава подумывал, куда бы уйти. Я переговорил с Грановым, и его пригласили на прослушивание. Так Славу и взяли.
В 1975 году довольно серьезно изменился состав «Голубых гитар». Пришли Малежик, Пузырев, Евдокушин… Женя Казанцев пришел. Немного раньше появились Павел Бабаков и Роксана Бабаян.

-Были записаны две пластинки, где большинство песен выдержано немного в другом стиле. Вы почувствовали эти изменения?

Эти изменения были только в некоторых композициях. Пожалуй, только в тех, которые и были записаны на пластинках. А в остальном все было без изменений.
Что касается Жени Казанцева, то меня поразил его уровень игры на бас-гитаре. По «Современнику» я его помнил как отличного клавишника.
Я вспоминаю один момент. В «Современнике» мы играли одну инструментальную пьесу, где я садился за клавишные, а Женя брал бас-гитару. И Женя так кайфовал от бас-гитары! А я от игры на органе! И видимо тогда у Женьки зародилась мечта стать басистом.

-Во второй приход в «Голубые гитары» вам доводилось брать бас-гитару?

Да, мне пришлось отыграть несколько концертов на басу, заменяя внезапно заболевшего Евдокушина. А Грицышин тогда садился за ударные. Даже без постоянной практики у меня не было проблем с игрой на бас-гитаре.

-Евдокушин - выпускник консерватории?

Да, он такой классический контрабасист. Долго потом работал в оркестре Вероники Дударовой. К сожаленью, связь с ним я потерял.

-И все-таки пластинка с песнями «Первый поцелуй», «Зеленый крокодил», «Почтальон» изменила отношение к ансамблю «Голубые гитары»?

Надо отдать должное Игорю Гранову. Он давал возможность разнообразить жанры. Кстати, «Первый поцелуй» - это моя аранжировка целиком. Еще я сделал инструментальную композицию «Погоня за волком». Я многое делал, но мало что сохранилось.

-Когда появился в ансамбле Алексей Пузырев, то он стал делать аранжировки?

Да, Алексей стал делать аранжировки, но только новых песен. Зачем делать аранжировки уже готовых песен? Леша очень своеобразен. Придя в коллектив, стал демонстративно высмеивать музыку, которую писал Гранов. А это роняло его авторитет как руководителя. Отношение Гранова к нему быстро изменилось.

-Пузырев сольно что-то исполнял?

«Зеленый крокодил», «Почтальон» и некоторые английские хиты. А так он пел в группе.
Пузырев проработал совсем недолго, и увольнялись мы из «Голубых» приблизительно в одно время. Именно Леша сосватал меня в «Пламя». Он узнал, что из «Пламени» ушел барабанщик Генбачев и посоветовал мне идти туда. В «Пламени» я хорошо знал Алексея Шачнева по его работе в самодеятельности в группе «Москвичи». А с Дьяконовым я познакомился во время совместных гастролей «Голубых гитар» и «Пламени». Я позвонил Березину, и меня взяли без всяких прослушиваний.

-В каком году это было?

В августе 1976 года я поступил на работу в «Пламя».

-В «Голубых гитарах» уже пошли крупные формы?

Гранов решил сделать ставку на рок-оперу «Красная шапочка и Серый волк».

-Вам стало к тому времени некомфортно в «Голубых гитарах»?

Уже не было Валова, ушел Дюжиков. Я чувствовал, что всё, пора.
Продолжение