Георгий Симонян
Романтический саксофон и ностальгический кларнет.
(июнь 2013 г.)
1
1. Олег.
Гергий Симонян и Сергей Ухналев.
|
Мой отец Яков Гордеевич Ухналев брал Берлин. Капитан третьего ранга, морская артиллерия. После этого он остался служить в армии в Германии. Но они с мамой как истинные патриоты считали, что рожать детей надо на Родине. И нас с братом Олегом рожали дома.
-Какая у Вас разница в возрасте с братом?
Пять с половиной лет. Я родился в 1952 году
Потом пошли гарнизоны. И везде моего отца называли Батя. Он очень хорошо относился к солдатам. Надолго мы обосновались только под Калининградом (Кенигсбергом).
-Когда Вы начали заниматься музыкой?
В семнадцать лет. До этого было всё: животные, игры, рыбалка, но не музыка.
Но до этого у моего брата Олега прорезался голос. Наверное, лет в четырнадцать. И он пел везде, в том числе и на застольях под баян.
И вот однажды, когда Олег под баян исполнял песни на каком-то мероприятии в местном ДК, его увидела и услышала Александра Николаевна Пахмутова, которая тогда оказалась в нашем городе. Эта встреча стала судьбоносной для Олега. И он пошел по стезе музыканта.
-А когда у Олега прорезался голос, он сразу стал петь таким бархатистым баритоном?
Не сразу. У меня всегда был абсолютный слух и я подсказывал иногда Олегу в некоторых моментах. Как лучше интонировать, как точнее спеть. И позже он запел именно так.
Надо сказать, что в 1961 году советский космонавт первым оказался в космосе. Это событие так вскружило голову Никите Сергеевичу Хрущеву, что он стал сокращать армию в больших количествах. Под это сокращение попал и наш отец. Отцу на выбор было предложено несколько городов. Он выбрал город Жданов (ныне Мариуполь) и должность директора гостиницы для иностранных моряков. Нам выделили шикарную трехкомнатную квартиру.
Я учился в седьмом классе, но отношения с одноклассниками поначалу не складывались. Были драки, конфликты, но потом все нормализовалось.
Но однажды наша семья проснулась утром и увидела , что спим мы на оранжевым простынях. Жданов был городом сталелитейной промышленности и отсюда всевозможные проблемы в виде выбросов ядов в воздух. Мать сказала отцу, что здесь жить нельзя, и мы уехали на родину мамы во Владимир.
Олег в это время работает солистом Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Балтийского Флота. И во время гастролей в Москве его пение услышала Оксана Семеновна Свешникова, жена ректора Московской консерватории. Оксана Семеновна забрала учится Олега в свой класс. Тогда Олег сдружился с Муслимом Магомаевым и Владимиром Атлантовым из Большого. Я часто приезжал к Олегу в Москву и волей-неволей становился участником этой компании.
Что можно сказать? Было чрезвычайно интересно.
После окончания школы я поступил во Владимирское музыкальное училище.
-Без начального музыкального образования?
Без образования.
Поступил я по классу кларнета. Нас набирали по внешнему виду:
- Ты пойдешь на кларнет, а ты – на флейту…
-А Вы умели хоть немного играть на кларнете?
Вообще не умел. Меня просто определили и всё.
По окончании училища мне не очень хотелось идти в армию и отец дал совет – поступай в консерваторию. Единственная консерватория, в которую я успевал это Горьковская. Я за день собрался и поехал поступать. Поступил тоже на кларнет.
Родителя смеялись надо мной:
- Брат понятно – поет, а этот непонятно на чем играет (смеется).
-А когда Вы переключились с кларнета на саксофон?
В музыкальном училище стал осваивать саксофон. Я всегда хотел играть на саксофоне, но тогда не было такого обучения. Это сейчас даже в музыкальных школах есть классы саксофона. Учись хоть с семи лет. Гораздо позже в институте Гнесиных открылось отделение саксофона, которое возглавила и сейчас продолжает возглавлять Маргарита Шапошникова.
-Кларнет, саксофон, флейта - близкие инструменты?
Кларнет и саксофон язычковые инструменты, близкие. А по аппликатуре саксофон ближе с флейтой. Если на саксофоне берешь ноту «соль», то на кларнете берешь ноту «до». А на флейте берешь также «соль», как на саксофоне.
-После поступления Вы сразу стали работать?
Днем после учебы я репетировал с Симфоническим оркестром. Руководитель Израиль Борисович Гусман был очень доволен моим звуком. А вечерами я работал в ресторане «Волга». В царское время он назывался «Неаполь». Этот ресторан принадлежал моей бабушке Анне Ивановне Кудряшовой, и был знаменит тем, что в нем было написано Куприным произведение «Яма». Вот такой парадокс!
В ресторане мы работали три дня в неделю. Квартет: фортепиано, ударные, контрабас, кларнет(саксофон). Играли разную музыку. Тогда ведь танцевали и под джаз. Особую популярность имела композиция «Ветерок в пустыне» по-русски, а в западной интерпретации «Undecidet», что значит «Нерешительный». По субботам с нами работал цыган Герман Михай. Он очень здорово подражал пению Магомаева.
Нам студентам там было хорошо. И финансово, и физически. Кормили все-таки.
-Вы жили в общежитии?
На первом курсе общежитие не предоставлялось - снимал квартиру. А со второго курса жил в общежитии. Общежитие консерватории было в одном здании с учебным корпусом. На учебу можно было ходить в домашних тапочках (смеется).
Горьковская консерватория была третьей по статусу после Московской и Ленинградской. Состав учащихся был очень сильным. Достаточно сказать, что нашу консерваторию закончил великий джазовый пианист Леонид Чижик.
На пятом курсе я уехал на практику в Сыктывкарскую филармонию. Там работал мой брат со своим коллективом. В этот коллектив я и попал. Ездили на гастроли.
Олег Ухналев с Госоркестром Утесова. Дирижер Певзнер.
Слева от Олега саксофонист Левон Григорян, слева от Певзнера саксофонист Сергей Гурбелашвили (позже работал в «Мелодии»).
|
-А как Олег попал в Сыктывкар?
Его приглашали в 1976 году. До этого он работал на «Юности», с квартетом Александра Тартаковского, в отделе пропаганды советской песни Союза композиторов Москвы, в Батумской филармонии, во Владимирской. Исполнитель популярный, кассовый. Можно сказать, был нарасхват. Сам Олег ничего не искал…
-Коллектив брата был большим?
Ансамбль назывался
«Парма», в переводе с коми - тайга. Три гитары, барабаны, клавиши, три духовика и две бэк-вокалистки. На барабанах работал отец нынешней звезды Ирины Дубцовой. Тогда она еще не родилась. Он родом из Омска, но потом примкнул к ребятам из Волгограда и переехал с ними в Волгоград, где и родилась Ирина.
-Насколько я знаю, ВИА «Парма» это был коллектив Хаславского, который потом преобразовался в «Красные маки», а затем в «Здравствуй, песня»?
Я знаю Аркадия. Но когда я приехал, то Аркадия уже не было в Сыктывкаре. Видимо, они уехали, а название осталось за филармонией.
-В Сыктывкаре уже гремел Валерий Леонтьев?
Он начинал, но наши коллективы не пересекались.
-У Олега Ухналева к тому времени был очень мощный репертуар…
В его репертуаре были ранние песни Тухманова (еще 60-х годов) «23 часа полета» и
«И не то, чтобы да..». Олег пел песни Саульского, Мажукова, Якушенко, Днепрова, Добрынина, Антонова, Пахмутовой, Аедоницкого, Фрадкина… Очень обширный репертуар.
-Олег после консерватории работал в ВИА «Москвичи»?
Во время учебы он работал у Саульского в ВИО-66, а после окончания консерватории, он вместе с
Валерой Беспаловым создает ансамбль
«Москвичи». С «Москвичами» он записал
«Червону руту». Потом он работал в ансамбле «Советская песня», в оркестре «Современник», в различных филармониях. После Сыктывкара он работал в Николаеве в ВИА «Поющие юнги», где руководителем был Игорь Крутой. Потом Олег возвращается в Москву и становится солистом на радио.
-Когда Вы начали писать песни?
В музыкальном училище я написал первую песню «Живые родники». Но полноценной песней ее тогда назвать нельзя было, я просто сочинил мелодию. Показывал я эти мелодии только брату. Олег сказал, что это довольно интересно. У меня в голове постоянно звучал голос Олега, его диапазон, и я стал писать в расчете исключительно на Олега. Другим певцам, откровенно говоря, я стеснялся предлагать. Не был уверен в себе. А тут родные люди. Олег меня все время подгонял:
- Пиши! Пиши!
-А как появились слова в этой песне?
Олег показал эту мелодию Давиду Усманову, и он написал подтекстовку. Ну, а дольше пошло. У меня есть песни на стихи Онегина Гаджикасимова, Анатолия Поперечного, Любы Воропаевой, Якова Дубровина…
-Вы всегда сначала писали мелодию?
Поначалу. А потом стал писать на готовые стихи.
Буквально на днях мы записали песню
«Память», которая посвящена Олегу Ухналеву. Стихи написал Валера Белянин, вокал записал Юра Петерсон. Вот здесь я сначала написал мелодию.
-Стихи не пробовали писать?
"Рыбу" могу написать, но написание полноценных текстов к песням это не мое.
-Пожалуй, самая известная Ваша песня в исполнении Олега это «Третий лишний»?
Олег Ухналев.
|
Это первая моя песня, которую мы записали для ТВ. На клавишных играл Крис Кельми, на ударных – сын Игоря Якушенко Владимир. На бэк-вокале были Валера Белянин и Жанна Рождественская. Записывали в тон-ателье, на узкую пленку. Это был 1980 год.
На пластинке она вышла уже в двухтысячные в «Золотой коллекции».
-Олег получил звание Народного артиста в 1998 году. А в советское время у него не было званий?
Нет. Никаких там республиканских, краевых не было.
-У Олега Ухналева в советское время была огромная популярность, но по ТВ его не было?
Как и Ободзинского, Мулермана и многих других. Честно говоря, до сих пор не понятно. Кто-то тормозил. Этот вопрос Олег очень болезненно переживал. Парадокс в том, что почти все композиторы были за него. И Пахмутова, и Саульский, и Фрадкин…
-Олег ушел из жизни в 2005 году. Вы в это время работали в Германии…
Я приезжал. Как раз написал песню для Олега «Май без войны». У него был творческий всплеск, он много работал с Пахмутовой, пошли концерты. Олег очень рассчитывал и на эту песню. Но потом срыв, и он попадает в больницу.
-Он умер в больнице?
Нет, дома. Острая сердечная недостаточность.