Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Романтический саксофон и ностальгический кларнет.

(июнь 2013 г.)
3

3.Пламя.

-Как это случилось?

На Проспекте Мира Олег совершенно случайно встречает Сергея Березина. Березин, кстати, жил на Проспекте Мира вместе с мамой в двухкомнатной квартире. Разговорились. Березин спросил, нет ли у него знакомого саксофониста, который бы делал и аранжировки. Олег, разумеется, порекомендовал меня (смеется).
Это было в конце октября 1979 года.

"Пламя":
Петерсон, Ухналев и Никитин.

-Состав был мощный, можно сказать, «золотой»?

Руководитель – Сергей Березин. Солисты – Слава Малежик, Юра Петерсон, Валера Белянин, Ира Шачнева. Бас-гитара- Леша Шачнев, ударные – Витя Дегтярев, гитара – Юра Редько, тенор- саксофон – Игорь Никитин, труба – Саша Колоколов.
Я прихожу третьим в духовую группу. Мои инструменты – баритон-саксофон, альт-саксофон, флейта.
До меня на флейте играл Слава Черепухин, который ушел в «Голубые гитары» Гранова.

-Петерсон тогда уже не играл на саксофоне?

Нет, тогда уже не играл.
Кстати, мы пришли вместе с гитаристом и певцом Виктором Аникиенко, конферансье Мишей Ереминым и звукорежиссером Владиславом Новиковым. Такой четверкой.

-А где Вы тогда жили?

Снимали квартиру. С Олегом и его женой.

-Где больше зарабатывали в «Пламя» или у Ободзинского?

Примерно одинаково.

-С кем сразу сошлись в «Пламя»?

Со всеми. Посидели вечером в номере и подружились (смеется). Со многими были знакомы по гастролям. А с Юрой Петерсоном и Лешей Шачневым нас познакомил брат Олег еще раньше. Влился в коллектив я довольно легко.

-Кто занимался аранжировками?

Березин. Кроме того, прекрасно писала Ира Шачнева. «Под музыку Вивальди» - это ее. Также аранжировки делал Витя Дегтярев.

-Он же еще и бас-гитарист?

Да. Разноплановый, грамотный музыкант и очень интересный человек.
Еще Слава Малежик, но он больше свои песни обрабатывал.
Все это происходило довольно интересно, творчески. Кстати, Малежик же был и самым плодовитым в коллективе. Много писал и задумки были интересные.

"Пламя":
Березин, Редько,Шачнев, Малежик, Ухналев, Колоколов и Никитин.

-Какую пластинку вы впервые записали?

Альбом «Время пик».

-Это гигант, а миньоны?

«Снег кружится» и «Под музыку Вивальди».
История огранки песни «Снег кружится» довольно сложная. Идея была Сергея Березина. А дальше пошло коллективное творчество. Мучились, искали, Березин много экспериментировал. Даже ложки использовали в качестве ударных, но всё было не то. А потом на гастролях в Астрахани исполнили и… в зале обвал. Вот так всё получилось. Надо отдать должное мастерству Юры Петерсона. Красивая мелодекламация Юры, драматургия и теплота его тембра. То счастливое сочетание, когда песня нашла исполнителя. Ее многие пели, но она остается жить в исполнении Юры.
Я здесь провел бы аналогии с песнями, которые исполнил мой брат: «И не то, чтобы да» и «Дождь и я». Многие их исполняли, но остались в памяти они как песни Олега Ухналева

-В каких песнях Вы делали аранжировали?

Из записанных на пластинки «Простой мотив» Майорова и «Прости» Баева. «Простой мотив» (она была заснята телевидением), "Морская песенка" Богословского.

-На пластинке вместе с песней «Простой мотив» есть песня Николая Крупышева «Приснись»?

Коля был моим другом. Талантливый человек. Это он делал аранжировку моей песни «Живые родники». Он для многих писал. И для Олега тоже…

-Крупышев стоял у истоков ВИА «Поющие сердца»

Да, я знаю. Он же и для «Арии» писал аранжировки. Он их писал в любых жанрах.
К сожаленью, жизнь с ним обошлась ужасно. Он жил в Медведково, в последние годы совершенно один. Я иногда подбрасывал ему работу, когда приезжал из Германии. И вдруг он пропал. Когда я приехал в следующий раз, то узнал, что его убили Я с трудом узнал, что его похоронили на Востряковском кладбище, рядом с мамой…

-Что наиболее запомнилось во время работы в ансамбле «Пламя»?

Поездка в Афганистан в 1981 году. Мы были одними из последних, кто жил в отеле «Кабул». Потом приезжавшие жили только в военных городках, гарнизонах, поскольку в городе жить нельзя было. Начиналась резня в отношении советских людей.
Мы попадали под три настоящих артобстрела, под обстрелы снайперов, давали импровизированные концерты перед бойцами. Об этой нашей поездке даже писали в газете «Правда».

-Сколько Вы там были по времени?

Две недели.А впечатлений - на всю жизнь. Увидеть все это своими глазами дорогого стоит.

-Всем составом ансамбля ездили в Афганистан?

Да, в полном составе.

"Пламя":
С. Ухналев в студии (с флейтой) 1979 год.

-Кто был директором коллектива?

Игорь Никитин. Позже появился директор-бригадир Марк Рудинштейн.

-Где была база ансамбля?

На Шаболовке в церквушке, потом был клуб Свердлова на Савинской набережной, и на Варшавке, клуб хладокомбината.

-В каком году Вы покинули ансамбль «Пламя»?

В 1982 году. Дело в том, что в 81 я женился и это тоже подтолкнуло меня к уходу. Надоели постоянные гастроли. Да и мне как инструменталисту особо играть нечего было. Я чувствовал, что теряю квалификацию.
После «Пламя» я поступаю в оркестр радио Юрия Силантьева. Юрий Васильевич умер в 82 году. К руководству пришел Александр Александрович Петухов. Мне там было очень интересно работать. Разная музыка, много материала. К 10-ти часам приходишь в студию и начиналась работа. Тут же тебя просят пройти в другую студию что-то еще записать. И так далее. Постоянно в работе.

-Где базировался оркестр?

В ГДРЗ на Качалова. Там базировалось два очень похожих оркестра – Эстрадно-симфонический Силантьева и Симфонической и эстрадной музыки Александра Михайлова. Плюс ансамбль Мещерина, хоры Судакова, Большой симфонический оркестр Федосеева.

-Как же все там размещались?

Было все четко спланировано. Приходим на запись. Читаем ноты, один раз проигрываем и пишем «ВЖВ», то есть живую запись.
Кроме того было очень много авторских концертов: Пахмутовой, Фрадкина, Френкеля, Аедоницкого…
Очень запомнились записи с Магомаевым, с Атлантовым. Лещенко с Толкуновой вообще присутствовали постоянно.

-Вы долго проработали в оркестре Силантьева?

Два года. После того я перешел в оркестр Анатолия Кролла «Современник». Причем произошла замена. На мое место от Кролла перешел первый альт-саксофон и концертмейстер Валера Киселев, а я на его место в «Современник».

-В оркестре Кролла был большой состав?

Биг-бэнд, на сцене было 16 человек. Четыре саксофона, четыре трубы, четыре тромбона, ритм-секция.

-Кто тогда работал?

Из ветеранов работал барабанщик Равиль Садыков, он записывался в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в гаграх». Басист Володя Федоров, на конгах играл Александр Коношенко, трубачи Саркис Папазян и Леонид Янков, саксофонисты - Женя Семенов, Анатолий Ли, Лев Гречанинов, клавишник - Вадим Андреев, тромбонисты – Анатолий Сафаров, Вячеслав Иголкин…
Солистом был Игорь Борисов (экс- ВИА «Голубые гитары»). Он пел под Эла Джерро.
И вторым дирижером был Владимир Белоусов.

-Из группы Стаса Намина?

Да, муж Татьяны Анциферовой. Очень талантливый человек.

-Вы кларнет брали в руки?

Редко, если требовалось. Чаще играл как первый альт-саксофон оркестра или на сопрано-саксофоне.

-Что записывали?

Мы записали одну джазовую программу на ТВ. Называлась «Джазовая панорама». Солистами были Лариса Долина (она очень часто с нами работала), тромбонист Вячеслав Назаров и пианист Николай Левиновский.

-Назаров это тот самый, который записал Атоса в «Трех мушкетерах»?

Да. Слава мой хороший друг. Он работал тогда в «Мелодии», а Кролл пригласил его с нами на запись на ТВ. А что касается записи к фильму…. Арию Атоса должен был записывать Боярский, но опоздал на запись. А Слава предложил себя в качестве солиста. Встал к микрофону и спел. Получилось потрясающе. Мы тогда в соседней студии на «Мелодии» записывались и я был тому свидетелем.

-А Вы с кем записывались?

Я не помню точно, но кажется в качестве приглашенного музыканта.

-Вы долго работали в «Современнике»?

Года полтора. Все шло к закату. Большие формы уже никому не нужны были. Пошла другая музыка. Не было «обезьян», то есть солистов, которым нужно было аккомпанировать. Да и не каждая организация способна содержать такой коллектив из двадцати человек.

-И что было дальше?

Нас троих – клавишника Вадима Андреева, тромбониста Славу Иголкина и меня – пригласили работать в цирк на Проспекте Вернадского. У всех были семьи и их надо было кормить. А в цирке работа хоть и тяжелая, но выгодная. Особую пользу нам приносили зарубежные поездки.
В цирке я проработал два года. После этого я перешел на работу в частные цирки, которые работали, в основном, заграницей. Поездки были по шесть-семь месяцев, возвращались в Москву ненадолго и снова в поездку.
А в 94 году, будучи в Италии, я обратил внимание, что снова возник спрос на диксиленды. Вернувшись в Москву я собрал команду музыкантов. Туба, банджо, саксофон, труба, тромбон… Со мной работали барабанщик Стас Коростылев (ранее тоже работал у Кролла), Александр Сухих, на банджо играл знаменитый Александр Бухгольц (из «Мелодии)… И мы поехали в Германию.

-Бухгольц разве не эмигрировал?

Нет, мы с ним работали в Германии, но он жил здесь. К сожаленью, года четыре назад Саша умер. В общем, мы до 2006 года работали в Германии как диксиленд.

Диксиленд Сергея Ухналева.

-А потом?

Я возвратился в Россию, так как просто устал. Мы не теряли связи с Валерой Беляниным, а по приезду снова созвонились. Валера попросил меня помочь в записях, сделать аранжировки. А тут еще «Самоцветы» должны были выступать на вечере Пахмутовой с песней о Братске. И ребята попросили записать соло на кларнете в этой песне. Я наиграл. Александре Николаевне понравилось. А Юрий Федорович Маликов услышал и тут же пригласил на следующее выступление «Самоцветов». Это было 30 декабря. Потом мы работали и 31 декабря. Ну и пошло. А с Валерой Беляниным и Ирой Шачневой мы как-будто и не расставались.

-С Маликовым не были до этого знакомы?

Нет, не довелось. Конечно же, он знал про меня, да и брата прекрасно знал. Юрий Федорович мне рассказал, что Олег сотрудничал с «Самоцветами» в самом начале. Это недолго было, но тем не менее.

-Вы сейчас работаете в Центре Юрия Маликова?

Да, я являюсь солистом Центра Юрия Маликова.


-Чем сейчас Вы еще занимаетесь?

С моим старым товарищем Вадимом Андреевым мы заканчиваем запись альбома инструментальной музыки. Вадим – великолепный импровизатор. И еще я очень хочу собрать на одну пластинку все свои песни.
Композиция «Амапола» с участием Сергея Ухналева. Автор - Ле Каллле. Мелодия 20-30-х годов, звучит в фильме «Однажды в Америке» Это одна из последних аранжировок Юрия Якушева(прекрасного аранжировщика и композитора), члена Союза Композиторов, который работал с корифеями советской эстрады.