Георгий Симонян
Романтический саксофон и ностальгический кларнет.
(июнь 2013 г.)
3
3.Пламя.
-Как это случилось?
На Проспекте Мира Олег совершенно случайно встречает Сергея Березина. Березин, кстати, жил на Проспекте Мира вместе с мамой в двухкомнатной квартире. Разговорились. Березин спросил, нет ли у него знакомого саксофониста, который бы делал и аранжировки. Олег, разумеется, порекомендовал меня (смеется).
Это было в конце октября 1979 года.
"Пламя":
Петерсон, Ухналев и Никитин.
|
-Состав был мощный, можно сказать, «золотой»?
Руководитель – Сергей Березин. Солисты –
Слава Малежик, Юра Петерсон,
Валера Белянин,
Ира Шачнева. Бас-гитара- Леша Шачнев, ударные – Витя Дегтярев, гитара – Юра Редько, тенор- саксофон –
Игорь Никитин, труба – Саша Колоколов.
Я прихожу третьим в духовую группу. Мои инструменты – баритон-саксофон, альт-саксофон, флейта.
До меня на флейте играл Слава Черепухин, который ушел в
«Голубые гитары» Гранова.
-Петерсон тогда уже не играл на саксофоне?
Нет, тогда уже не играл.
Кстати, мы пришли вместе с гитаристом и певцом Виктором Аникиенко, конферансье Мишей Ереминым и звукорежиссером Владиславом Новиковым. Такой четверкой.
-А где Вы тогда жили?
Снимали квартиру. С Олегом и его женой.
-Где больше зарабатывали в «Пламя» или у Ободзинского?
Примерно одинаково.
-С кем сразу сошлись в «Пламя»?
Со всеми. Посидели вечером в номере и подружились (смеется). Со многими были знакомы по гастролям. А с Юрой Петерсоном и Лешей Шачневым нас познакомил брат Олег еще раньше. Влился в коллектив я довольно легко.
-Кто занимался аранжировками?
Березин. Кроме того, прекрасно писала
Ира Шачнева. «Под музыку Вивальди» - это ее. Также аранжировки делал Витя Дегтярев.
-Он же еще и бас-гитарист?
Да. Разноплановый, грамотный музыкант и очень интересный человек.
Еще Слава Малежик, но он больше свои песни обрабатывал.
Все это происходило довольно интересно, творчески. Кстати, Малежик же был и самым плодовитым в коллективе. Много писал и задумки были интересные.
"Пламя":
Березин, Редько,Шачнев, Малежик, Ухналев, Колоколов и Никитин.
|
-Какую пластинку вы впервые записали?
Альбом «Время пик».
-Это гигант, а миньоны?
«Снег кружится» и «Под музыку Вивальди».
История огранки песни «Снег кружится» довольно сложная. Идея была Сергея Березина. А дальше пошло коллективное творчество. Мучились, искали, Березин много экспериментировал. Даже ложки использовали в качестве ударных, но всё было не то. А потом на гастролях в Астрахани исполнили и… в зале обвал. Вот так всё получилось. Надо отдать должное мастерству Юры Петерсона. Красивая мелодекламация Юры, драматургия и теплота его тембра. То счастливое сочетание, когда песня нашла исполнителя. Ее многие пели, но она остается жить в исполнении Юры.
Я здесь провел бы аналогии с песнями, которые исполнил мой брат: «И не то, чтобы да» и
«Дождь и я». Многие их исполняли, но остались в памяти они как песни Олега Ухналева
-В каких песнях Вы делали аранжировали?
Из записанных на пластинки «Простой мотив» Майорова и «Прости» Баева. «Простой мотив» (она была заснята телевидением), "Морская песенка" Богословского.
-На пластинке вместе с песней «Простой мотив» есть песня Николая Крупышева «Приснись»?
Коля был моим другом. Талантливый человек. Это он делал аранжировку моей песни «Живые родники». Он для многих писал. И для Олега тоже…
-Крупышев стоял у истоков ВИА «Поющие сердца»…
Да, я знаю. Он же и для «Арии» писал аранжировки. Он их писал в любых жанрах.
К сожаленью, жизнь с ним обошлась ужасно. Он жил в Медведково, в последние годы совершенно один. Я иногда подбрасывал ему работу, когда приезжал из Германии. И вдруг он пропал. Когда я приехал в следующий раз, то узнал, что его убили Я с трудом узнал, что его похоронили на Востряковском кладбище, рядом с мамой…
-Что наиболее запомнилось во время работы в ансамбле «Пламя»?
Поездка в Афганистан в 1981 году. Мы были одними из последних, кто жил в отеле «Кабул». Потом приезжавшие жили только в военных городках, гарнизонах, поскольку в городе жить нельзя было. Начиналась резня в отношении советских людей.
Мы попадали под три настоящих артобстрела, под обстрелы снайперов, давали импровизированные концерты перед бойцами. Об этой нашей поездке даже писали в газете «Правда».
-Сколько Вы там были по времени?
Две недели.А впечатлений - на всю жизнь. Увидеть все это своими глазами дорогого стоит.
-Всем составом ансамбля ездили в Афганистан?
Да, в полном составе.
"Пламя":
С. Ухналев в студии (с флейтой) 1979 год.
|
-Кто был директором коллектива?
Игорь Никитин. Позже появился директор-бригадир Марк Рудинштейн.
-Где была база ансамбля?
На Шаболовке в церквушке, потом был клуб Свердлова на Савинской набережной, и на Варшавке, клуб хладокомбината.
-В каком году Вы покинули ансамбль «Пламя»?
В 1982 году. Дело в том, что в 81 я женился и это тоже подтолкнуло меня к уходу. Надоели постоянные гастроли. Да и мне как инструменталисту особо играть нечего было. Я чувствовал, что теряю квалификацию.
После «Пламя» я поступаю в оркестр радио Юрия Силантьева. Юрий Васильевич умер в 82 году. К руководству пришел Александр Александрович Петухов. Мне там было очень интересно работать. Разная музыка, много материала. К 10-ти часам приходишь в студию и начиналась работа. Тут же тебя просят пройти в другую студию что-то еще записать. И так далее. Постоянно в работе.
-Где базировался оркестр?
В ГДРЗ на Качалова. Там базировалось два очень похожих оркестра – Эстрадно-симфонический Силантьева и Симфонической и эстрадной музыки Александра Михайлова. Плюс ансамбль Мещерина, хоры Судакова, Большой симфонический оркестр Федосеева.
-Как же все там размещались?
Было все четко спланировано. Приходим на запись. Читаем ноты, один раз проигрываем и пишем «ВЖВ», то есть живую запись.
Кроме того было очень много авторских концертов: Пахмутовой, Фрадкина, Френкеля, Аедоницкого…
Очень запомнились записи с Магомаевым, с Атлантовым. Лещенко с Толкуновой вообще присутствовали постоянно.
-Вы долго проработали в оркестре Силантьева?
Два года. После того я перешел в оркестр Анатолия Кролла
«Современник». Причем произошла замена. На мое место от Кролла перешел первый альт-саксофон и концертмейстер Валера Киселев, а я на его место в «Современник».
-В оркестре Кролла был большой состав?
Биг-бэнд, на сцене было 16 человек. Четыре саксофона, четыре трубы, четыре тромбона, ритм-секция.
-Кто тогда работал?
Из ветеранов работал барабанщик Равиль Садыков, он записывался в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в гаграх». Басист Володя Федоров, на конгах играл Александр Коношенко, трубачи Саркис Папазян и Леонид Янков, саксофонисты - Женя Семенов, Анатолий Ли, Лев Гречанинов, клавишник - Вадим Андреев, тромбонисты – Анатолий Сафаров, Вячеслав Иголкин…
Солистом был Игорь Борисов (экс- ВИА «Голубые гитары»). Он пел под Эла Джерро.
И вторым дирижером был Владимир Белоусов.
-Из группы Стаса Намина?
Да, муж Татьяны Анциферовой. Очень талантливый человек.
-Вы кларнет брали в руки?
Редко, если требовалось. Чаще играл как первый альт-саксофон оркестра или на сопрано-саксофоне.
-Что записывали?
Мы записали одну джазовую программу на ТВ. Называлась «Джазовая панорама». Солистами были Лариса Долина (она очень часто с нами работала), тромбонист Вячеслав Назаров и пианист Николай Левиновский.
-Назаров это тот самый, который записал Атоса в «Трех мушкетерах»?
Да. Слава мой хороший друг. Он работал тогда в «Мелодии», а Кролл пригласил его с нами на запись на ТВ. А что касается записи к фильму…. Арию Атоса должен был записывать Боярский, но опоздал на запись. А Слава предложил себя в качестве солиста. Встал к микрофону и спел. Получилось потрясающе. Мы тогда в соседней студии на «Мелодии» записывались и я был тому свидетелем.
-А Вы с кем записывались?
Я не помню точно, но кажется в качестве приглашенного музыканта.
-Вы долго работали в «Современнике»?
Года полтора. Все шло к закату. Большие формы уже никому не нужны были. Пошла другая музыка. Не было «обезьян», то есть солистов, которым нужно было аккомпанировать. Да и не каждая организация способна содержать такой коллектив из двадцати человек.
-И что было дальше?
Нас троих – клавишника Вадима Андреева, тромбониста Славу Иголкина и меня – пригласили работать в цирк на Проспекте Вернадского. У всех были семьи и их надо было кормить. А в цирке работа хоть и тяжелая, но выгодная. Особую пользу нам приносили зарубежные поездки.
В цирке я проработал два года. После этого я перешел на работу в частные цирки, которые работали, в основном, заграницей. Поездки были по шесть-семь месяцев, возвращались в Москву ненадолго и снова в поездку.
А в 94 году, будучи в Италии, я обратил внимание, что снова возник спрос на диксиленды. Вернувшись в Москву я собрал команду музыкантов. Туба, банджо, саксофон, труба, тромбон… Со мной работали барабанщик Стас Коростылев (ранее тоже работал у Кролла), Александр Сухих, на банджо играл знаменитый Александр Бухгольц (из «Мелодии)… И мы поехали в Германию.
-Бухгольц разве не эмигрировал?
Нет, мы с ним работали в Германии, но он жил здесь. К сожаленью, года четыре назад Саша умер.
В общем, мы до 2006 года работали в Германии как диксиленд.
Диксиленд Сергея Ухналева.
|
-А потом?
Я возвратился в Россию, так как просто устал. Мы не теряли связи с
Валерой Беляниным, а по приезду снова созвонились. Валера попросил меня помочь в записях, сделать аранжировки. А тут еще «Самоцветы» должны были выступать на вечере Пахмутовой с песней о Братске. И ребята попросили записать соло на кларнете в этой песне. Я наиграл. Александре Николаевне понравилось. А Юрий Федорович Маликов услышал и тут же пригласил на следующее выступление «Самоцветов». Это было 30 декабря. Потом мы работали и 31 декабря. Ну и пошло. А с Валерой Беляниным и Ирой Шачневой мы как-будто и не расставались.
-С Маликовым не были до этого знакомы?
Нет, не довелось. Конечно же, он знал про меня, да и брата прекрасно знал. Юрий Федорович мне рассказал, что Олег сотрудничал с «Самоцветами» в самом начале. Это недолго было, но тем не менее.
-Вы сейчас работаете в Центре Юрия Маликова?
Да, я являюсь солистом Центра Юрия Маликова.
-Чем сейчас Вы еще занимаетесь?
С моим старым товарищем Вадимом Андреевым мы заканчиваем запись альбома инструментальной музыки. Вадим – великолепный импровизатор. И еще я очень хочу собрать на одну пластинку все свои песни.
Композиция «Амапола» с участием Сергея Ухналева. Автор - Ле Каллле. Мелодия 20-30-х годов, звучит в фильме «Однажды в Америке»
Это одна из последних аранжировок Юрия Якушева(прекрасного аранжировщика и композитора), члена Союза Композиторов, который работал с корифеями советской эстрады.