Георгий Симонян.
Мы с братом...
(октябрь 2014)
1
Валерий Редько.
|
-Валерий, расскажите, откуда Вы родом?
Я родился в Кемеровской области. Мой папа там проходил службу, где и познакомился с мамой. Через год после моего рождения, родители решили переехать на родину отца. И мой младший брат Юра родился уже в Запорожской области. Он на три года моложе меня. Жили мы в поселке городского типа Акимовка.
-Вы учились музыке?
Я немного поучился по классу баяна, но мне не очень понравилось. Где-то год-полтора по настоянию отца. И все. Но мы с братом постоянно пели. Пели практически любые песни и народные, и эстрадные.
А в 21 год на день рождения мне кто-то из родственников подарил обыкновенную гитару. И всё. Я заболел музыкой.
-В армии не служили?
Нет. У меня зрение было слабое и с четвертого класса я стал носить очки. У Юры тоже зрение упало, но позже. Нас вызывали на всякие комиссии, но тут же отправляли назад из-за зрения.
Юра был более продвинутым. Он учился в нашем ДК играть на домре, занимался на гитаре.
И в 1970 году мы оказались с братом на танцплощадке. Посмотрели, как играют ребята и сами стали потихоньку играть: "Битлз", "Поющие гитары" и тому подобное. Сдирали один в один с пластинок. Веселое время началось.
Собрали компанию – четыре человека. Ионика, две гитары (Юра играл на гитаре, а я - на бас-гитаре) и ударные. У нас был даже художественный руководитель от Дворца Культуры. Человек намного старше нас, в обще-то разбиравшийся в музыке, но сильно выпивавший. Была отрепетирована программа. Выступали на танцах, давали концерты от Дворца Культуры. И даже какие-то копейки получали.
-Репертуар помните?
Ох! «Веселые ребята» - «Алешкина любовь» и «Люди встречаются», «Песняры» - «Ты мне весною приснилась». Из украинской эстрады в обязательном порядке – «Червону руту».
Потом мы с братом вместе поступили в Мелитопольское музыкальное училище. Я учился по классу тромбона, а Юра по классу кларнета.
Помню, как во время обучения в училище мы ездили в Запорожье на концерт ансамбля «Голубые гитары» Игоря Гранова. Какое на нас произвел впечатление концерт! Особенно аппаратура. Мы играли на какой-то самопальной аппаратуре, а тут – БИГи. Да еще два комплекта. С ума можно было сойти!
Но проучились в музыкальном училище мы недолго. Со второго курса мы ушли, так как поступило приглашение работать на профессиональной эстраде в ансамбле «Поют гитары» Костромской филармонии.
Мы были знакомы с нашим местным пареньком
Славой Черепухиным. Он ушел в армию, служил в Закавказском ВО в оркестре. После армии он оказался в ансамбле «Поют гитары». У них тогда менялся состав, и он помогал руководителю Валерию Ивановичу Муратову набирать состав.
Они приехали на гастроли в Мелитополь. Слава нас нашел и привел к Муратову. Мы что-то спели-сыграли и получили приглашение в коллектив. Я поехал первым, но два месяца сидел за пультом, так как место бас-гитариста было занято. Басист дорабатывал и уходил. Юра приехал через месяц после моего появления и сразу влился в состав.Работать на сцене, да еще и в вокально-инструментальном ансамбле было нашей мечтой.
-Юра тянулся за вами?
Скорее, я за ним. Юра был к тому времени очень приличный сольный гитарист. Да вообще Юра был более продвинутым. Он мог целыми днями и ночами слушать музыку, записи популярных исполнителей, находить какие-то нюансы.
-В каком году Вы стали работать в «Поют гитары»?
В 1972 году, в октябре. Спустя месяц приехал работать Юра
ВИА "Поют гитары":
Александр Колесников, Юрий Редько, Станислав Черепухин,Валерий ?,Валерий Редько и Петр Наумов.
|
-Хоралов уже был в составе?
Нет, он пришел следом за нами. И где-то в это же время появился вокалист Миша Ковалев. В 1973 году пришел вокалист
Саша Колесников, за ним – барабанщик
Петр Наумов.
Кстати, Аркаша Хоралов родом из Мелитополя. Он тоже играл на танцах , но в другой группе, иногда на одних и тех же площадках, что и мы, только в другие дни. Кажется, его ансамбль назывался «Грифы». Он пел и играл на органе. Его тоже Слава Черепухин пригласил. А Ковалев, Наумов, Колесников служили вместе с Черепухиным в армии.
-Получается, что коллектив собрал Слава Черепухин?
Получается, что да (смеется).
Музыканты были хорошие, коллектив собрался очень неплохой, но проработали мы в этом составе недолго. В 1974 году начали разбегаться. В декабре мой брат Юра и Слава Черепухин ушли в ансамбль «Поющие юнги» Николаевской филармонии. Этот коллектив известен тем, что из него вышли Крутой и Серов. Потом они синхронно перешли в Ленинградскую
«Лиру», а потом – в «Пламя». В январе 1975 года уходит и Аркадий Хоралов в
«Червону руту».
Понимаете, наш руководитель был человеком старой формации, довольно консервативным. И не поощрял всякого рода творчество. Музыканты хотели креатива, но натыкались на жесткую позицию Муратова, которому ничего этого не надо было. Поэтому работать было сложно и не очень интересно. По этой же причине и уходили люди.
-Как ваш брат и Черепухин попали в «Лиру»?
Если я не ошибаюсь, то пересеклись где-то на гастролях. А вот в «Пламя» Юру уже пригласили. Тогда ушел
Могилевский, да и Дьяконов периодически капризничал. А у Юры – два в одном: и вокалист приличный, и гитарист хороший. Вот его Березин и пригласил. А вместе с ним и пригласили Славу Черепухина.
-Давайте вспомним репертуар? Что исполняли тогда?
Пели «Вербу» «Самоцветов», что-то из «Веселых ребят». Много русских песен исполняли: «Во кузнице», «В деревне было Ольховке»…
-В составе была еще солистка?
Да, Светлана Калюжная. Она проработали при мне года полтора.
-А Вы знаете кто работал до вас, до «черепухинского» состава?
Во-первых, в 60-е годы в этом коллективе работал сам
Валерий Ободзинский. А перед нашим приходом работали музыканты из Алма-Аты, и только басист был с Украины Виктор Ставицкий. Фамилий других музыкантов я не помню, но одного гитариста запомнил. Его фамилия Капранов.
-Вы же тоже ушли из ансамбля?
Да, я тоже ушел, но немного позже моего брата. Они поработали немного в «Поющих юнгах» мы вместе с Юрой и со Славой Черепухиным оказались в Винницкой филармонии. Коллективчик, что называется, колхозный. Ездили по области. Пару месяцев там отработали и я вернулся в «Поют гитары», а Юра со Славой спустя какое-то время уехали в
«Лиру».
-Пока вас не было, кто-то работал на бас-гитаре?
Кого-то брали, но я не в курсе.
-Вы вернулись и каким обнаружили состав ансамбля?
Ударные – Стас Бадалов, ритм-гитара и вокал – Анатолий Терпак, вокалисты –
Саша Колесников, его супруга Марина, Миша Ковалев. Эти ребята оставались из старого состава.
Появилась певица из Мелитополя Лена Чернышева. Они поженились позже с Терпаком и уехали работать на Украину.
На место гитариста и вокалиста пришел москвич Сергей Чичмели.
К началу 1978 года появился гитарист и вокалист
Александр Нефедов.
-Его творческая судьба сложилась наиболее счастливо?
Да, до сих пор работает в «Самоцветах».
-Отношения в коллективе были хорошие, конфликтов не было?
Была очень хорошая аура, несмотря ни на что. Все ребята дружили между собой.
-Помните сборные концерты трех коллективов – «Поют гитары», «Синяя птица», «Лейся, песня» в 1977 году на стадионе «Динамо»?
Очень хорошо помню. С нами тогда работал Владимир Мигуля. Между выступлениями коллективов работали Геннадий Дудник и танцевальная пара Лейбель-Никольский.
У меня тогда была бас-гитара «Фендер». А у солиста «Синей птицы» Сережи Дроздова была простенькая «Музима», видимо филармоническая. Он у меня попросил гитару на сцену, я не мог отказать. Сергей был в восторге от моей гитары.
Эта гитара ко мне попала совершенно случайно. Мы были на гастролях в Крыму, в Евпатории. И там же на отдыхе был один скрипач из украинского ВИА по имени Ян. И ему музыканты передали эту гитару, чтобы он ее там продал. Он пришел на концерт на наш концерт, предложил за смешные деньги – 350 рублей. Я посмотрел – «Фендер» настоящий. Только дека попиленная и вся в наклейках. Гитара была из Венгрии и такое впечатление, что ею пользовались хипари. Я побежал к Валентине Федоровне Макаровой, нашей администраторше, супруге Муратова. Просить денег. Надо сказать, что она была в этом отношении очень понимающим человеком и выдала нужную сумму. Я отвез гитару домой, у нас там был знакомый мастер, который делал гитары. Он обновил корпус, привел в порядок.
Короче говоря, Сергей Дроздов брал мою гитару на каждый концерт. А я потом продал эту гитару за 1 200 рублей. Я женился в июле 1977 года и надо было обставлять квартиру мебелью. Приехали люди из Харькова и сразу купили у меня гитару.
Кстати говоря, когда мы перешли из Костромской филармонии в Московскую областную, у нас намного больше стало концертов в Москве и области. Особенно зимой. Все-таки, летом часто бывали на юге, на море. Наш руководитель и его супруга были москвичами и очень не любили ездить зимой. Поэтому и было такое расписание (смеется).
-Что Вы сольно исполняли в ВИА «Поют гитары»?
«Там, где клен шумит» (смеется). Да, мы тоже ее исполняли. Но это уже ближе к моему уходу. До этого пел из репертуара «Веселых ребят» - «На земле живет любовь». Еще что-то пел, но сейчас уже не помню.
Понимаете, Муратов очень любил многоголосье. И большинство песен мы именно так и исполняли.
-Пересекались как-то с другими коллективами?
Помню, что в 1973 году мы работали в Ижевске одновременно с
«Самоцветами». В разных Дворцах Культуры работали, а жили в одной гостинице. Там и познакомились. Вот только так, когда на гастролях пересекались.
-Ансамбль «Поют гитары» участвовал в каких-то конкурсах?
Конечно.
В 1978 году в Сочи. Нас до второго тура даже не допустили.
-До какого года Вы проработали в ансамбле «Поют гитары»?
До марта 1979 года. Еще в начале 1979 года я пошел на прослушивание в «Добры молодцы».
-Просто пришли на прослушивание?
Мне дали номер телефона Киселева. Я ему позвонил, и он пригласил меня на репетицию. Я спел под фортепиано песню Хоралова «Давай попробуем вернуть» и меня взяли. Но надо было доработать гастроли. Я уже написал заявление, когда мы оказались в Кургане. Там и появился Александр Выгузов, в будущем Малинин. Пришел прослушиваться, еще служа в армии. Муратову он понравился и его пригласили на мое место. Спустя какое-то время Выгузов приехал в Москву и поступил в ансамбль. Но он не играл на бас-гитаре, на бас-гитару перешел играть Сергей Чичмели. А Выгузов играл на акустической или ритм-гитаре. Чичмели был гитаристом довольно скромным, а на басу ему стало попроще.