Георгий Симонян
"Были на виниле.
(апрель 2020 г.)
3
Возвращаемся к разговору с Олегом Чвиковым.
-Сколько вы проработали в «Рапсодии»?
Не более года. Меня все-таки забрали в армию. Но в войсках я пробыл всего восемь месяцев. У меня двое детей, но один из них не усыновлен. Как были оформлены документы по усыновлению и поступили в военкомат, то по закону я отправился на гражданку. Владимир Петренко написал заявление с просьбой восстановить меня в коллективе, но к тому времени сменилось руководство филармонии. К руководству пришли Гераус и Хабаров из МОМА и начали сокращать списочные составы коллективов Московской областной филармонии. Дело в том, что в филармонии оказался новый коллектив квартет «Сюрприз», который потом стал «Доктором Ватсоном». И эти четыре человека делали кассу. И хотя, я приходил на репетиции «Рапсодии», но все было уже понятно.
-И как вы поступили?
Тогда стали создаваться коммерческие музыкальные организации при участии комсомола. Многие музыканты постепенно перебирались туда из филармоний. Это было выгодно экономически. Ты отдавал какой-то процент какому-то центру досуга, а остальное оставалось тебе. Я тоже решил попробовать. Пристроился в молодежный центр досуга «Люблинский». Работы было много.
-Вы выступали сольно?
Поначалу – да. Но потом мы встретились со скрипачом Павлом Томиловым и решили попробовать работать вместе. Павел – выпускник консерватории, прекрасный скрипач. Мы с ним придумали программу в социально-обличительном жанре, модном тогда. И стали выступать. Выступали в сборных программах, даже участвовали в каких-то рок-фестивалях. Потом, когда рок утратил свою остроту, мы перешли на поэтов «Серебряного века». Писали много на стихи Игоря Северянина и других поэтов того времени. Тоже очень неплохо получалось.
-Ваш дуэт имел название?
Гран Фанс. Дело в том, что у нас тогда появилась группа фанатов, и одна из них – девушка, после исполнения какой-либо песни, кричала:
- Фанс! Фанс!
И мы решили взять это слово в название. Тогда у Александра Градского на радиостанции «Юность» была программа «Хит-парад Градского». Я отвез наши записи на эту программу. И когда Градский ставил в эфир нашу запись, он выдал, что название нашего коллектива нечто среднее между Грэнд Фанк и Брейк-дансом.
Павел Томилов и Олег Чвиков в концертной студии Останкино.
|
-Расскажите о вашей программе на радио «Были на виниле»?
С 1992 года я вел на Радио России программу «На завалинке». Она была посвящена русским фольклорным традициям, прежде всего музыке, но и быту, укладу и т.п. И спустя какое-то время мне предложили вести программу, посвященную эстрадным исполнителям 60-х, 70-х и 80-х годов.
-А как вы вообще на радио попали?
В юности я довольно часто бывал на радио «Юность». Потом приглашали с Павлом Томиловым. Я подружился с журналистами Александром Барыниным и Виталием Ушкановым, с поэтом и ведущим
Валерием Сауткиным. Когда создавалось новое радио, «Радио России», Ушканов перешел туда и курировал программу «Четыре четверти». Я по-прежнему часто бывал у него в гостях на радиостанции. И мы как-то разговорились по поводу его программы, в которой были представлены четыре направления – джаз, авторская песня, эстрада, классика. Я спросил, почему нет народного направления. На что Виталий Ушанов сказал, что если у меня есть идеи по этому поводу, то я могу приходить на радио и попробовать что-то сделать.
Если честно, то народная песня меня совершенно не интересовала, и я был очень далек от этой темы. Но я все-таки сделал пилотную программу, записал и отнес Ушканову. После этого я стал делать программы на постоянной основе. Меня целенаправленно знакомили с серьезными музыкантами этого жанра, с пишущими журналистами. В общем, глубоко погрузился. Надо сказать, что в программе было много не только чисто народной музыки, но и смешения жанров – этно-джаза, этно-рока. То есть, основа была аутентичной, а обрамление было довольно разнообразным. А через какое-то время мне предложили делать программу, посвященную вокально-инструментальной музыке 60-х – 80-х годов.
-И с чего вы начали?
С
Роберта Болотного. Героем первой программы был основатель «Синей птицы».
Эта программа была рассчитана на час эфирного времени. Через несколько лет программу трансформировали – сделали пять программ в неделю, но по пятнадцать минут. Сложно за пятнадцать минут раскрыть человека, и я стал делать по четыре-пять программ, посвященных одному герою. Поскольку я был в программе один за всех, у меня не было редакторов и другого персонала, то мне приходилось очень много времени уделять созданию каждой программы. Единственным человеком, кто мне помогал и сыграл очень большую роль в создании программ была редактор Анна Петровна Тарасенкова.
-Какие программы особенно запомнились?
Одно из лучших интервью у меня было с
Юрием Петерсоном. Зная, что он известный матерщинник, у меня были опасения. Но интервью получилось отменным. Интеллигентный человек, потрясающе рассказывал. Это уже было в пятнадцатиминутном формате. Наверное, программ шесть мы общались с Юрой. А идеальной программой получилась программа с Юрием Давыдовым.
-О ком была последняя ваша программа?
Моей последней программой тоже была встреча с Робертом Болотным. Он пришел вместе с
Сергеем Арабаджи. Вот так всё закольцевалось..."
Последняя программа «Были на виниле» в студии Радио России 13 марта 2009 года.
Сергей Арабаджи, Олег Чвиков, Роберт Болотный.
Фото Сергея Соловьева.
|
-Почему закрылась программа «Были на виниле»?
Мои программы жили очень долго. Поменялась политика на многих радиостанциях. Практически нигде не осталось авторских программ. Поменялась политика и на Радио России. Что интересно, мы уволились в один день вместе с Татьяной Визбор, которая вела программу, посвященную авторской песне. Следом закрылась программа «В нашу гавань заходили корабли».
-Как возник проект ВИА «Были на виниле»?
В Липецком культпросветучилище мы учились вместе с Михаилом Долотовым. И после окончания училища мы поддерживали отношения. И очень долгое время Михаил уговаривал меня создать какой-нибудь коллектив. И когда ему удалось меня уговорить, то Михаил оказался в составе коллектива Леонида Борткевича. Получается, что это основная его работа. С нами он работает, но предпочтение, конечно же, отдается белорусскому коллективу.
В целом для меня было неожиданным, что этот жанр возродится. Тем не менее, это пошло и пошло неплохо. В самом начале я поставил вопрос ребром – только живая музыка. В общем, я взялся за создание проекта. У Миши Долотова тогда был коллектив под названием «Первоцвет». С ним работал барабанщик Роман Евсеев. И еще пригласили очень хорошего гитариста Рамиля Зейналова, работающего в разных проектах. Вот с ними мы и начинали. Но Евсеев оказался человеком некоммуникабельным, с очень тяжелым характером. Пришлось пригласить вместо него Тагера Аляутдинова, которого я хорошо знал. Он работал в разных коллективах этнического характера, преподавал в Институте культуры.
Потом пригласили легендарного Игоря Капитанникова, знакомого мне по «Рапсодии», а также клавишника Михаила Богданова, знакомого Миши Долотова. Сначала выступали без названия, а потом взяли название по моей радиопередаче – «Были на виниле». У меня были связи в «Гнезде глухаря», и начинали свои выступления мы именно там.
-Что дают выступления в «Гнезде глухаря»?
Финансово – мало чего. Зал – 200 мест. Но должен быть выхлоп у музыкантов, которые всю жизнь этим занимались. Для народа это здорово. Ты не смотришь, условно говоря, в бинокль на артиста. Вот он перед тобой, можно поговорить, потрогать.(Смеется). А основные заработки – это заказники, корпоративы…
-Кто еще с вами сейчас работает?
Скрипач, брат Рамиля Зейналова, Владимир Клецков. И три года на постоянной основе участвует известный вокалист Олег Кацура. И периодически с нами выступает Александр Бакин. Это мой товарищ еще с юных лет, участник того самого школьного ансамбля. Также с нами выступает вокалистка Юлия Фардзинова. А звукорежиссер у нас Юрий Иванов.
Основной целью нашего проекта является популяризация лучших образцов жанра ВИА. Название коллектива обязывает играть именно в тех аранжировках, которые были тогда. И непременно живьем!