Газета "Московский комсомолец" (сент. 1986)
АЛЕКСАНДР КАЛЬЯНОВ-
— звукорежиссер. Работает в «Рецитале» два года. В последнее время стал известен и как певец, записав в свободное от гастролей и репетиций время четыре цикла песен, предназначенных для дискотек.
— Нет, я не певец, — говорит Саша.
— То, чем я занимаюсь, когда не сижу за пультом, я бы назвал «профессиональной самодеятельностью».
Помните песню «е2—е4», прозвучавшую в передаче «С добрым утром»? Так вот, с нее все и началось. Игорь Николаев написал песню для нашего музыкального руководителя Руслана Горобца. Когда песня была готова, Руслана «под рукой» не оказалось, и Игорь предложил мне: «Сашок, напой». Так ему не терпелось услышать, как она будет звучать в записи. Я спел. Игорь даже подпрыгнул от неожиданности. Сразу сели записывать еще одну композицию. Не представляешь, как я увлекся... А до этого памятного дня в Ленинграде я пел в жизни всего раз — в институте под гитару...
— В институте? Если не секрет, в каком?
— Я закончил Таганрогский радиотехнический институт. Потом по распределению стал работать инженером в Брянске. В течение шести лет занимался разработкой электромузыкальных инструментов. Например, синтезатора «Электроника». Но мне хотелось чего-то другого — «покрутить ручки» звукорежиссерского пульта, поездить с группами.
— Первым, если не ошибаюсь, был ансамбль «Шестеро молодых»?
— Точно. Затем я был звукорежиссером в «Лейся, песня», «Красных маках», «Карнавале». Более чем за десять лет работы за пультом на профессиональной сцене насмотрелся много плохого. Видел, но редко, хороших музыкантов, с которыми я подружился и позже вместе с ними пришел в «Рецитал».
— И все-таки, какой коллектив тебе запомнился больше всего?
— Не коллектив, а артист. Великолепный артист. Мне посчастливилось за полтора месяца до смерти Владимира Высоцкого поработать с ним тридцать концертов в Казани. Этих дней мне, пожалуй, уже никогда не забыть.
— Вернемся к песне «е2 — е4»...
— После ее записи стали сразу писать другую. На сей раз раз Игорь сделал ее уже для меня и про меня. Называется она «Когда мужчине 40 лет». Потом Николаев писал музыку круглыми сутками. В отпуске «Рецитал» помог нам до конца сформировать первый цикл — композиции на стихи Вознесенского, Евтушенко, Танича. Несколько текстов написал Игорь — «Жена», «Муха», «Пляжи».
— Значит, запись, по-твоему, удалась. А дальше?
— В прошлом году так же «взахлеб» записали второй цикл — «Золотая аллея». В отличие от первого, писали его практически втроем — я, Николаев и наш гитарист Саша Левшин. На несколько песен приглашали саксофониста. Роль барабанщика выполнил ритм-компьютер.
Кстати, хочу заметить — Николаев один из немногих композиторов, способных писать под определенного человека. Для Пугачевой — одни песни, для Леонтьева — другие, а для меня — абсолютно иное. Причем напомню, что два первых цикла задумывались лишь как репертуар для дискотек — в подарок каждому, кому понравится.
У Игоря еще одна черта — он не только тщательно пишет песни «под личность» и думает об аранжировках, но и долго и упорно работает над поиском текстового материала...
— Чьи стихи вошли в «Золотую аллею»?
— Моего любимого поэта Андрея Вознесенского, Куняева, отца Игоря — Юрия Николаева («Будь здоров, дружок»). Сейчас на родине Николаева в Южно-Сахалинске у отца (он был моряком) выходит книга стихов.
— Чем ты занимался в этом году?
— Писал еще два дискотечных цикла. Один называется «Я — звукорежиссер» по одноименной песне, в которой весьма подробно в чуть ироничной манере рассказывается о моей любимой профессии. На этот раз я сам решил подобрать репертуар. Копил материал полтора года. Занимался поиском молодых композиторов. Если в прошлогодних циклах чувствовался один почерк (все песни Николаева), то третий составлен из песен Александра Барыкина,Вячеслава Горбатова и... Игоря, конечно. Интересные, на мой взгляд, тексты написала Маргарита Пушкина.
Четвертый цикл — «Старое кафе». Это, в принципе, продолжение предыдущего, но в нем немного иная подборка песен по тематике.
— Записывались опять втроем?
— Нет. Кроме меня, Николаева и Левшина нам помогали лучший (это мое субъективное мнение) бас-гитарист Александр Миньков и Александр Барыкин, с которым мы дружим еще со времен «Карнавала». В песнях «Музей любви моей» и «Валентина» Барыкин еще и подпевает мне.
— О чем ты сейчас мечтаешь?
— Во-первых, чтобы на каждом концерте, точнее, спектакле Пугачевой звук всегда был отменным. Во-вторых, хотелось бы поговорить на страницах «Московского комсомольца» о звукорежиссерах. О том, насколько сильно зависит качество концерта от человека этой нелегкой профессии...