Михаил Сапожников.
"Магистраль" Игоря Дембовского.
(август 2013 г. )
1
Этим материалом я представляю нашего нового автора Михаила Сапожникова.
Он и раньше помогал нам в работе над этим сайтом и даже отметился здесь своим рассказом о
группе "Москва". Однако, то были эпизодические подключения, а теперь же- настоящий дебют, который, я надеюсь, перерастет в постоянное сотрудничество.
Валерий Колпаков.
От автора.
Михаил Сапожников.
|
Я родился и всю жизнь живу на Волге в городе Саратов. Так получилось, что с самого детства, сколько себя помню, вокруг была музыка. Увлекался старший брат, его приятели, знакомые... Обычное дело для начала 70-х. Из каждого окна тогда звучали прекрасные песни. Первая пластинка, заученная до каждого щелчка винила - "Бременские музыканты" Геннадия Гладкова. Ну а потом - все подряд. Я до сих пор не делаю особых отличий в стилях и жанрах. Кроме откровенно блатного "шансона", наверное... Но любимым остается звучание 60-70-х. Может, просто первая любовь, а может, тогда было все более искренним и настоящим.
Профессионально музыкой не занимался. В самодеятельной институтской группе (я закончил Саратовский Юридический Институт), играл на барабанах. Видимо, поэтому, к барабанщикам испытываю особое уважение и стараюсь всегда обращать внимание на работу ритм-секции.
С появлением интернета стал искать информацию, которой раньше очень не хватало. В том числе - по нашей музыке. Так попал на сообщество меломанов-любителей ВИА. Вот уже несколько лет "зависаю" на этих порталах. С жадность читаю все воспоминания героев той эпохи, различные мнения, споры знатоков. Иногда получается что-то сделать самому.
К сожалению, на мой взгляд, традиции качественной музыки у нас были прерваны в известный "смутный" период и требуют правдивого, объективного изложения и анализа. Восстановление истории музыки - просто необходимо.
Спасибо всем, кто этим занимается!
–Игорь, по сопровождающим составам Антонова до сих пор очень мало информации. Если с "Аэробусом" в последнее время более-менее разобрались, то "Магистраль" остается таким, полумифическим ансамблем. Можете восполнить этот пробел?
Постараюсь в меру своих возможностей.
–Тогда, давайте начнем разговор вот с этой фотографии Это более ранний состав?
Юрий Антонов и группа "Магистраль".
|
Да. Это, видимо, до нас. Здесь из нашего только Файнзильберг. Да и костюмы у нас после этих пиджаков были другие. Разноцветные пестрые рубахи.
Гитарист похож на Никольского. Он, скорее всего, работал с Антоновым перед нами. Потому что, когда мы репетировали в ДК "Замоскворечье", я его там видел. Смурной такой, сидит где-нибудь на подоконнике, на лестничной клетке и играет, склонившись над гитарой...
–Получается, Файнзильберг, вероятно, успел и с ними поработать...
Да, наверное.
–На первых миньонах Антонова как бэк-вокалисты работали солисты из оркестра Анатолия Кролла. Трио Капустиных. Наталья Капустина спела потом у Тухманова на диске "По волне моей памяти". Было что-то известно об этом?
Нет. Но, думаю, Тухманов бы не пригласил слабых вокалистов.
Я работал с
Людой Барыкиной. Можно сказать, так получилось, что я ее вывел на большую эстраду в 1973 году. Тогда у нас с Леонтовичем ("Петрушка") произошел конфликт, мы отделились от него и назвавшись "Невскими", стали готовить программу. Вот тогда к нам и привели пару – Люду и ее мужа. Саша, кажется... Он пантомимой занимался.
–Она упоминает про это в своем рассказе.
Я читал на сайте
материал про нее, почти сразу после его опубликования.
Здесь у Люды есть неточность – про то, что руководителем "Невского" тогда был Дима (его фамилия – Живописцев, тромбонист и певец). Он был руководителем уже позже, после меня. Мы с басистом и барабанщиком ушли из коллектива, так как нам не разрешили записать большой виниловый диск. А собрал всех ребят и сделал программу я. Дима уже потом пользовался всем сделанным нашим составом материалом несколько лет. Видимо, поэтому и остался в памяти у Люды. У меня есть фотография двух музыкантов из того коллектива – Петровского и Масленникова.
Фото с моими ребятами. Это не фото ВИА "Невский". Она была где-то сделана, кем-то, не нашим человеком, ещё до прихода ребят в наш ансамбль. Просто они всегда держались вместе, работали, дружили. Были спаяны и сыграны, дружны и солидарны во всём.
|
Даже трех музыкантов. Забыл про Сережку Мухина.
У нас был очень крутой по тем меркам коллектив. Ритм-секция с двумя басами (один итальянский электробас, на фото – как раз Сергей Мухин с ним). Медная группа – четыре человека (две трубы), в общем – джаз-рок. Сплошное "Чикаго" и "Кровь пот и слезы".
На фото сакс-тенор – Саша Петровский. Трубача не знаю. За "немцем" "Вельтмастером" сидит Боря Масленников, а на басу играет Сережа Мухин. Его уже нет с нами...
–А Петровский и Масленников?
Петровского я только недавно нашел через Интернет. А Боря Масленников уже давно в Америке живет. Работает, семья... Мне бы очень хотелось его найти, но пока не получается...
И еще давно ищу поющего тромбониста из "Поморов" – Юру Ачкасова. Пока безуспешно. Вместе работали в Архангельске в 1971-72 гг. Куда он делся потом, что с ним стало, чем занимался? Никто не может ничего сказать...
–На фото барабанщик еще виден. Кто – не помните?
Нет, не помню и не знаю...
–Бас интересный. На вид – какой-то контрабас старинный. Наподобие такого был у итальянцев "Матиа Базар", по нашему ТВ показывали.
Он у нас исполнял функции виолончели. Получалось, что на фундамент-основу какой-либо песни или инструментовки накладывался или проходил контрапунктом такой вязкий, тягучий лейтмотив красивой мелодии. Это уже зависело от фантазии аранжировщика. Но, вообще, было красиво и необычно. Так, во всяком случае, никто до нас не пробовал экспериментировать, я думаю.
–Гатауллин там уже позже был?
Вот, как раз, Гатауллина Дима Живописцев и пригласил, но это уже было без меня.
-Вернемся непосредственно к "Магистрали". Состав, с которым работали непосредственно Вы?
За время моей работы в "Магистрали" – 1976 год, состав не менялся: я – вокал, перкашн, Валера Цакадзе – вокал, лидер-гитара, Витя Грошев – вокал, 12-струнная гитара, Аркадий Укупник – бас, Миша Файнзильберг – барабаны, Вася Денежкин – клавишные и сам Юрий Антонов – вокал, клавишные.
"Магистраль" перед концертом:
Укупник,Файнзильберг,Грошев,Дембовский и кусочек Цакадзе Валерика
|
–Ваш состав записывал что-то на пластинки?
При мне – нет. Только гастроли.
–Василий Денежкин – что за музыкант? Что-то знаете про него – откуда, чем потом занимался? Эта фамилия, кажется, нигде больше не звучала.
Я его встретил только в "Магистрали". Он откуда-то из провинции был, ну так считалось. Кто-то рекомендовал его, и он, вроде как, был на хорошем счету, пользовался уважением. На несколько концертов выезжал вместе с нами. Я к нему не присматривался, у меня и так было много забот по программе. Так что, конкретного ничего не могу сказать о нем.
–Укупник сейчас известен как композитор и исполнитель. В качестве бас-гитариста в составе ВИА его практически не знают. Он сильный басист был?
Не скажу, что выдающимся. Но, в целом, общее звучание поддерживал. Достаточно плотный, грамотный (в смысле – читал "с листа"), сильно не выделывался. Большего и не надо было.
–Файнзильберг?
Для барабанщика самое главное – это стабильный ритм-метр. Если он начнет во время песни вперед или назад "плавать" или "качаться", то это – "пиши -пропало"... У Миши же было более-менее стабильно. Тоже без особых изысков.
–Позже он работал у Намина, с Федоровым и Васильевым. До него там был Фокин, которого считают одним из сильнейших в стране на то время. И Васильков. Серьезные имена.
Конечно, с Фокиным тогда трудно было сравнивать кого-то. Все-таки Фокин – это почти западный уровень. Хотя, я думаю, то, что он делал в "Цветах" ("Звездочка" и прочее...), мог бы прекрасно и Файнзильберг сыграть. Миша, как мне казалось, просто не очень много времени уделял занятиям на инструменте, не был таким уж целеустремленным фанатом своего дела, что ли... Но с обязанностями вполне справлялся и выглядел фактурно.
–Грошев пришел к Антонову в тот же период, что и вы с Цакадзе?
Витя уже там был, что называется, "в старичках". Хороший парень. Интеллигентный, спокойный и рассудительный. Особо ничем не выделялся. Правда, всегда очень увлеченно и уважительно рассказывал о Слизунове. Какой он талантливый, хороший и т.д. Играл на 12-струнной акустической гитаре. Потом много лет работал в "Доктор Ватсоне".
–Слизунов же, кажется, тоже работал с Антоновым в период "Магистрали"? Не пересекались с ним? Их же двое было, Александр и Евгений.
Нет. Видимо, это было после или до нас. Я не интересовался.
–По сетевой информации, в одном из составов с Антоновым работали гитаристы – братья Казаку из молдавского ВИА "Норок". Знаете что-то про это?
Да, я что-то такое слышал. Мне об этом говорил Цакадзе. Но больше ничего не могу добавить. Валера часто говорил, что
"Норок" – стОящая группа. Хотя мы и сами знали про них. У него там какие-то знакомые были. Подробностей не знаю.
–Цакадзе работал с Антоновым дольше Вас?
Да. Валера доработал до 1977 года и где-то весной ушел. Я думаю, он мог бы работать и дальше и достаточно сильно влиять на развитие "Магистрали". Конечно, с учетом несомненного лидерства Антонова. Но тут сказался его неугомонный характер.
Он начал делать в 1977 году "Апрель", вместе с Владимиром Киселевым. И вроде получилось, и вроде уже начали работать... Но... характеры, честолюбие, амбиции... Это все часто портит судьбы людей, негативно влияет на жизненную дорогу...
"Магистраль":
Валерий Цакадзе, Игорь Дембовский. Москва. 1976 г.
|
–Недавно здесь появился рассказ Олега Иванова. Он там упоминает Цакадзе как участника записи пластинки его песен в Группе Валентина Бадьярова.
Я слушал этот материал. Валера там поет три песни сольно. "Может, это не любовь", "Твоя любовь", "Любить друг друга". На диске "Орфей и Эвридика" он исполняет партии первого певца.
–Валерий рассказывал что-то о постановке "Орфея и Эвридики"?
Он не очень на эту тему распространялся. "Старики" из "Поющих" от "Орфея" были не в восторге. Занятость снижалась. Валера тоже был задействован только в "Состязании певцов". Чем он там еще занимался – не знаю. В моем представлении, думаю, в основном играл в нарды и общался со своим другом, гитаристом Сёмой Шнейдеровым.