Игорь Дембовский
Моё сотрудничество с группой Владимира Киселёва «Земляне».
(Мемуарная зарисовка характеристики личности руководителя, с применением литературных навыков…)
(январь 2012 г. )
4
ГРУЗЧИК.
В ту пору, «Земляне» ещё не имели своих постоянных рабочих сцены. А на гастролях уже было некогда менять ремесло, например, гитариста, клавишника или певца, на профессию рабочего- грузчика. Поэтому Вова предложил нам всем поискать приемлемых знакомых среди своей близкой молодёжи, которые бы согласились на разъездную работу, связанную с гастролями. То есть, быть сценическими рабочими. В «великой» группе – «Земляне»!
Надо сказать, что слух по Питеру уже шёл, о необычайно «упакованной» (в смысле аппаратуры), рок-группе. Так что я у себя в микрорайоне среди молодёжи «праздношатающейся» у парадной подобрал одного парнишку, который на предложение поработать на гастролях, согласился.
Проходили год за годом. Я уже давно не был связан с «Землянами», но его, этого рекомендованного мною парнишку, изредка периодически встречал в своём дворе. Он всё ещё работал там же грузчиком у «Землян» и поверхностно просвещал меня об их делах… И он зная, конечно, о моём «нелицеприятном» расставании с коллективом, всё почему-то успокаивал меня…
Напевал мне, что мол, подожди, ничего, скоро придёт конец этим «Землянам» и его руководителю. Я интересовался, почему и от кого исходит инициатива? А он всё отмахивался и отнекивался намёками, что есть, мол, люди, которые «сигналы» подают, пишут куда надо, о «безобразиях»…
Так проходило время. Он уже, потом уволился оттуда, но при встречах всё намекал о существующих доносах и о предстоящей каре, настигнущей видимо, Киселёва В.
Жизнь шла своим чередом. Я за это время сменил много, разных мест работы, приходилось трудиться и по - специальности, в музыке и нет. А ребята, как работали, так и продолжали работать.
Причём, очень даже и здорово. Имею ввиду их организацию, их статус, потребность в них людей.
Помню, в 80-е, увидев текстовую афишу об их концертах в СКК, я остановился и ради интереса и любопытства, подсчитал количество концертов за месяц. А это так и было, по два-три в день, за месяц! Такой плотности и «густоты» концертного графика за месяц, в СКК, не было ни у кого! Даже и у Юры Антонова! Это я Вам могу сказать абсолютно точно, поскольку наблюдал выступления там, и того и других.
ПРЕВРАТНОСТИ.
Потом, как –то случайно, мне попалась газета, где была короткая заметка, с сообщением о задержании В. Киселёва, за вроде бы, незаконные операции. Связанные с торговым оборотом видеоаппаратуры. Естественно, как всегда бывало в таких случаях, посадка в КПЗ и связанные с этим, неприятности…
Ну конечно, у меня тоже был осадок на душе, за старого товарища. Переживал, беспокоился, все же, когда-то вместе делали одно дело… Потом, слава богу, его выпустили. Видимо помог, вступился кто-то из влиятельных москвичей. Поговаривали среди музыкального люда, что это был главный человек по теннису, Шамиль Тарпищев. Я не знаю.
В то время я из его окружения ни с кем не контактировал и не искал контактов. Конечно, ну если он, Володя К. был задействован в своё время в Смольном у Анатолия Собчака, по организации фестивалей и различных культурных программ где, кстати, тогда работал и Путин В.В. Фестиваль «Белые Ночи», это его, Киселёва проект.
Привозил он сюда, к нам в Россию и мировых знаменитостей, любого уровня, типа Р.Стара из квартета «Битлз». Потом, ближе уже к нашему времени, были и «Мадонна» и прочие. Но тогда, да и сейчас, не каждый сможет это сделать. Так вот, можно себе представить, что за связи были задействованы в случае с освобождением из казённого дома? Связи неплохие, нехилые… Что б такая оказия, как незначительная, но неправомерная торгово-закупочная деятельность, не омрачала дальнейшую жизнь!
В 1993 году, у меня после некоторых сугубо творческих разногласий с нашим общим с Володей другом, Валерием Цакадзе, появилась возможность реализовать себя в новой своей команде.
На скорую руку я слепил что-то, наподобие концертной программы. Правда, с очень хорошими музыкантами из своих старых товарищей и с предыдущими своими песнями.
Показав её, программу, паре администраторов- продюсеров, я стал ждать «у моря погоды». Записав правда, параллельно альбом, из своих 15-ти песен. Двигать, продвигать и толкать всё это «хозяйство» было практически некому. А у меня уже к тому времени накопилась и усталость от всего этого. За всем этим, надо было нести ответственность, нести определённую, помимо физической, ещё и моральную нагрузку.
Мои ожидания оказались напрасными. Всё упиралось в деньги, в деньги и ещё раз, в деньги! А их не было. Для музыкальных групп, да и вообще, для всего творческого цеха, тогда это было, пожалуй, самое тяжёлое время.
Подали заявку на участие в «Шлягере-93». Встретил там, приехавшего к нам Укупника («Петруха»). На этом «Шлягере» он, усмехнувшись мне сказал, что в Москве, без 1-1,5 млн. долларов делать что-либо, вообще нечего. Даже можешь и не сомневаться и не напрягаться. И вот тогда, оправившись от временной депрессии и подумав немного некоторое время, решил всё-таки позвонить Володе К. ещё раз. Так сказать, «попытать счастья».
Тогда он жил на Васильевском острове. Цакадзе дал мне его телефон и я, «собравшись с духом», позвонил.
Как всегда немногословно и сдержано, Володя ответил, что музыкой он сейчас не занимается (что мне и говорил И.Романов на радио), и помочь нам он, ну никак не может. А кого порекомендовать? Кого посоветовать? Обратись к Стасу Намину.Вот они - круги по воде судьбы, наверняка прошлое сказалось. Ну что ж! Извини за беспокойство! Спасибо! Вот и всё. Вот и весь разговор.
Конечно, это было весьма огорчительно, сознавать такой «результат» разговора по телефонному звонку. Но в принципе, а что ты хочешь?! Кто ты такой? И вообще, сиди и не суйся! Не питюкай!
Но, всё- таки, по-истечении некоторого времени, мы с Валериком опять начали «мутить воду», «гоношиться» и ходить на различные концерты, восстанавливать связи и думать о возрождении ритм-энд-блюзовой, поп-рок-фольк-шоу-группы «АПРЕЛЬ». И уже даже новое название придумали, видоизменив старое - «АППАРЕЛЬ»!
Как бы грузин, называющий весенний месяц, с акцентом.
Мы бросили курить, бросили выпивать!Все ходим в мечтах и планах, на подъёме. Даже свою философскую концепцию подвели под обоснование рождения новой команды и претворили его в жизнь в виде бумажного трактата! Прошло ведь почти двадцать лет! Мы поумнели!
И вот тут я подумал... Мы подумали! Нужно обязательно найти Володю ещё раз! Последний!!! Тут, как раз, они юбилей справляли в Ледовом Дворце -30 лет «Землянам».
Мы связались со знакомыми музыкантами, с Виктором Кудрявцевым,а он свёл нас с Владимиром Трушиным из группы «Санкт – Петербург». И уж он нам сделал входные, служебные билеты.
Посмотрели мы этот юбилейный концерт, а подходить потом к Киселёву мне было как-то неудобно. Он весь такой занятой, постоянно в сопровождении свиты каких-то присасывающихся… Так потом и уехал в окружении и сопровождении изрядно постаревшего «Назарета»…
Ну а потом я пару раз залез в Интернет, отыскал несколько сайтов о Вове, разного содержания. Один, так откровенно обливающий грязью его, подан там он, в совершенно неприглядном виде. Что мол, он где-то на ответственном мероприятии, якобы кого-то из корреспондентов послал «на х..!»
Ну, послал и послал. Чего уж тут в бутылку-то лезть, обижаться?! Мало ли, мы это слышим и видим, кругом и всюду? Ещё есть варианты и похлеще! Россия…
Ну, как бы то ни было, не моё это дело. Видимо, было так надо. Наверное, и правильно сделал. Не лезь - не вовремя, не суйся под горячую руку. Знай своё место. А то, если и журналисты, то уж как минимум - Зорин, Бовин, Овчинников, Боровик, Познер… Скажу ещё раз, что не моё это дело, склочничать…
Хоть узнал, что теперь Вова числится во властных, административных структурах. Федеральная элита!
Обратился я к Вите Кудрявцеву, что б он свёл меня с Киселёвым, по старой памяти-то, чего уж там:
- Что ты, что ты, что ты! Нельзя! Он теперь так круто стоит! Так высоко сидит! Не добраться! Да и запретил он нам всем, выходить на него просто так, по мелкой надобности.
Я Вите и говорю, что мне разговор очень важный с ним провести нужно. Никто, кроме него, нам помочь не сможет в этом вопросе.
Позвони, Витя!
Он говорит:
-Нет, давайте разговаривайте с Владимиром Трушиным. Он, у него здесь в Питере - как наместник, управляющий студией, его глаза и уши.
Я звоню Трушину, мы договариваемся о встрече. Прямо в Д/К им. Газа, что на проспекте Стачек. У них там, в правом крыле оказывается была штаб-квартира, некое подобие базы. В общем-то, она базой и была, - там студия, аппаратура, просторные помещения, кабинеты, телефон и т. д.
А до этого я Трушину через Кудрявцева передал для Володи небольшое письмо. Ну вот, я и спрашиваю у него:
-Передали?
-Да говорит, передалю А когда ответ с результатом будет, неизвестно.
Ну я так понял, что всё это случилось вхолостую.
Посидели у него, поговорили. Он мне показал студию, стоящий там, стационарный эксклюзивно-раритетный «Хаммонд». Да, этот инструмент давно уже стал клавиатурной легендой.
Мужик он, Трушин, умный, толковый. Я его уважаю за исполнение песни Звездинского «Зачарованная, околдованная», отлично спел, с чувством, по-своему и с душой. Было интересно послушать его точку зрения обо всём… Вот на этом и всё… А сам я думаю,видно, не дошла наша «депеша» до Вовы. Уж наверное, каким бы жестокосердным человеком бы он не был, не отреагировать на неё, он бы не должен.
И вот тут, подумав и всё тщательно взвесив, я принимаю совсем не лёгкое для себя решение, отправить «прошение» напрямую, прямо ему в Москву. В его штаб- квартиру, в офис. Узнал, где находится адрес администрации Президента РФ и отправил туда послание заказным письмом. С уведомлением о вручении.
Так, конечно, я ещё ни разу, ни перед кем не унизился. Но, думаю рискну! Терять нечего, это в последний раз… Про себя и для себя, я это письмо «обозвал», со свойственным мне сарказмом: «Выгодная попытка продажи своей души, дьяволу!» Конечно же, и безусловно не применительно здесь к конкретной личности, к В. Киселёву, а рассуждая вообще и абстрактно…
Сейчас его уже можно огласить, поскольку тогда оно не сработало по своему назначению. Что там произошло, это уже и неинтересно. Но тогда желание работать и работать, у нас с Валеркой просто пёрло наружу.
Вот оно это письмо:
Уважаемый Владимир!
Желание и решение обратиться к тебе, у нас было всегда. И не только потому, что наблюдая бедственное, если не сказать плачевное, положение многих российских музыкантов нашего поколения, нашего возраста, в частности меня и Валерия Ц. толкало нас на это. Но и то, что зная тебя, не день и не два – давало нам право надеяться, хотя бы на ответ в любом его виде…
Нельзя же было предвидеть твою реакцию на нашу просьбу, осознавая твой нынешний статус. Сделать это было трудно по ряду причин. Это и большая закрытость, обусловленная высоким социальным положением твоей личности, твоя непомерная занятость текущей работой, разные объективные причины и предвзятые мелочи.
Володя! Конечно, не хочется думать, что ты уж совсем, по сути, изменился. Что прожитые годы, твой теперешний статус и твоё окружение, сделали тебя жёстким, циничным, бездушным и надменным. Не верится, что ты свысока смотришь на простых людей нашего круга.
Невзирая на твоё общение и работу с сильными мира сего и с мировыми знаменитостями, мы хотели бы обратиться к тебе такому, какого знали 20-ть, 30-ть и более лет назад.
Все знающие тебя люди, находящиеся в тесном с тобой общении, говорят о тебе как о замечательном семьянине, который так же неустанно заботится и о всех своих близких сотрудниках. Кто так или иначе ценен или дорог для тебя. Чем ты и вызываешь восхищение, глубокое уважение и почтение.
Учитывая твои выдающиеся организаторские способности, непререкаемо возросший авторитет, незаурядные деловые качества, силу характера и стойкость духа, мы очень просим тебя рассмотреть наш проект- концепцию, о создании под твоим патронажем, концертно-студийного поп-рок-коллектива 21 века. С элементами нео-синкретики, андеграунда (с пластикой,-кино, -фото, графикой, инсталляциями) и тому подобными инициативами неравнодушных, думающих людей. У нас очень много материала, просто ворох идей и горы замыслов…
Предлагаем синтетический сплав стилей попа, рока, фолька, шансона, соул, фри и фьюжна. Уже есть готовый, в виде СD, радиосценарий для мистического фильма-сериала, с элементами сюрреализма. Всё это ново, свежо, интересно.
Наверное, никто из мира искусства, на поприще продюсирования и умения руководить вообще, а не только в этой сфере, за всю историю нашей страны – и в СССР и в современной России, не достиг таких карьерных (в хорошем смысле) высот, благодаря своим знаниям и трудолюбию. Видимо, из таких вот самоотверженных людей и состоит основа мозаики государственности нашей страны и её принцип построения – «кирпичик к кирпичику», знание к знанию...
…Выстраданные в годы забвения и безвестности, наши творческие материалы и идеи, видимое, слышимое и потребляемое всеми вокруг, придают нам уверенность, что этому коллективу не будет равных. А осознание того, что жизнь не бесконечна, просто рвёт сердце. Потому что, по- большому счёту, мы лично не дали ничего, ни государству, ни обществу, ни народу.
Но ведь хочется творить не «в стол», не «в корзину», а для людей! И нам стыдно, что от пороков современности: от портвейна, водки, наркоты мы спаслись, а от нищеты и беспросветности – нет. А от предназначения мужчины в жизни, просто вынуждены уйти в сторону.
Да, уже возраст, да , другие времена. Но создай же прецедент, сделай то, чего другие боятся делать, да и не могут сделать. Уверяем тебя, Володя, за нас тебе не будет стыдно. Ты будешь гордиться нами. Мы сделаем для этого всё. Ты ведь, разумный человек риска. И тебе не чужд здоровый авантюризм.
Безусловно, твоё нынешнее положение досталось тебе не просто так – самотёком, не «по-наследству». Мы это очень хорошо понимаем. Упорный, целеустремлённый труд, и ещё раз труд сделал тебя таким, какой ты есть - успешным. Ты это, безусловно, блестяще доказал всей своей жизнью, своим отношением к жизни, к делу, к обществу.
Но только ты и способен понять нас, только ты и способен помочь нам. Ну, хотя бы рекомендацией достойных и авторитетных, для тебя людей. Для нас это будет дорогого стоить.
Мы, лично, преклоняемся перед твоей избирательностью, последовательностью. Просто потрясены успехами твоему гимну упорства в достижении цели! Снимаем мысленно перед тобою шляпу.
Но и мы ведь, тоже изменились вместе с миром, во многом произошла переоценка некоторого, многое девальвировалось, а некоторое наоборот, стало бесценным. Мы ведь вместе с тобой начинали нечто значимое, позволь и закончить нам вместе. Это наш последний шанс. Дай нам его. Просим, помоги.
Что касается поведения, то со своей стороны обязуемся беспрекословно выполнять все твои распоряжения и указания. Неукоснительно соблюдать все дисциплины: в творческом производстве, в быту и т. д. Обещаем, целиком и полностью следовать указанному тобой направлению. Мы верим тебе и хотим работать под твоим началом, под «твоим крылом».
В преддверии наступающих празднеств, поздравляем тебя с Новым, 2007 годом. Пусть он будет годом, по-настоящему удачным и счастливым, для тебя и всех кто тебе дорог и близок. Так же поздравляем с прошедшим юбилеем тебя и возглавляемый тобой коллектив, чьи торжества проходили недавно в Питере, в Ледовом Дворце. Мы были там, были свидетелями происходящего.
Это развёрнутое письмо подано от сердца, выстрадано и написать его нам, было не просто. Говорит это о том, что человек, к которому оно направлено, всегда был нам небезразличен.
С большим уважением к тебе, Игорь Дембовский и Валерий Цакадзе.
Санкт – Петербург, декабрь, 2006 год.»
* * *
Конечно, можно было бы и не ворошить такое недавнее прошлое. Не вспоминать всякую там, бытовую мелочёвку, дешёвую суету и малозначащие факты. Но Володя Киселёв, в общем-то, в истории России последних десятилетий, прочно занял своё место. И в глобальном масштабе государства, сделал много хорошего для людей, уж гораздо больше, чем негативного. Поэтому я посчитал нужным для себя, с учётом его значимости для определённой части общества, всё это поднять в своей памяти и освежив, изложить на бумаге, в виде автобиографической повести, эдакого «мемуарного экскурса» в историю эстрадной ВИА - музыки России.
Можно было бы ещё написать о том, что будущий Владимир Владимирович К. не любил ездить в общественном транспорте, предпочитая поездки на такси. Так как в питерских вагонах автобусов, троллейбусов и метро, летом в часы пик «стояло амбре», похожее на стойкий запах лысых среднеазиатских черепов, что мажут в жару свои головы кислым молоком…
Или о том, как в автошколе, при обучении навыкам вождения, Володя предпочитал учиться ездить на а/м «Волга», а не на раздолбаных «Жигулях», что говорит о его стремлении обладать лучшим. А в то время, «Волга» котировалась у нас в стране, всё равно, что сейчас «Мерседес».
Или вот о том, как он при проведении себе челюстно – лицевых манипуляций, заменил компоненты внешности лица, то есть зубы. Что в то время мог себе позволить только человек довольно высокого социального положения. Ну, например, артист И. Смоктуновский… И уж тогда их очаровательные улыбки, с лица и Иннокентия и Володи, часто не сходили с их облика. И напоминали нам всем о фабрике кинопроизводства северной Америки – «Голливуде»… Думаю, подробности можно опустить…
Тогда, это всё будет похоже на скрупулёзное автобиографическое исследование жизни своего шефа, а у меня немного другая задача. Рассказать о творческом периоде моего бытия в «Землянах» под его руководством.
Я думаю, что те люди: граждане, господа и товарищи - наши соотечественники, кому это будет интересно и любопытно,- найдутся! И с удовольствием с этим ознакомятся. И особенно бывшим и будущим артистам жанра ВИА и рок-групп, музыкантам и прочим солистам… И уж для кого это должно быть особенно интересно, так это музыкальным журналистам-обозревателям и корреспондентам... высоких пулов!
*
Вот и закончилась повесть, где я Вам рассказал о моём коротком периоде времени, отведённом мне жизнью, судьбою, для сотрудничества с ансамблем «ЗЕМЛЯНЕ». Которые, помимо всего прочего песенного материала, исполнили песни-картинки, песни-жемчужины своего репертуара: «Красный конь», который ходит по «Земле...Ю что видна в иллюминаторе...»!
*
На этом исчерпалась моя трилогия из трёх повестей-рассказов, по мотивам моих значительных, как для музыканта, работ в то время, что я назвал- «Золотые Семидесятые».
Как я был «Помором», как я работал с Валерой у Юрия Антонова в «Магистрали», как я сотрудничал с «Землянами» Владимира Киселёва.
Буду рад тому, если мои воспоминания принесут кому – нибудь тёплые и полезные впечатления о былом, хорошее настроение на настоящее и юморное на будущее!
Держать задел на оптимизм и позитив !
УРА!!