Дембовский Игорь.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Игорь Дембовский

Как я работал вместе с Валерием Цакадзе у Юрия Антонова.

(июль 2011 г. )
2

Начались выездные концерты, видимо, для поднятия настроения и пополнения скромного музыкантско-артистического бюджета. Проводились они на стадионах городов Московской области. Химки, Серпухов, Подольск, Электросталь… Они проходили под звуки магнитофонной фонограммы. И нам приходилось только старательно исполнять имитацию игры на инструментах и пения.
Тогда я впервые узнал и увидел, почувствовал сам и был задействован и непосредственно участвовал в этом нахальном действии. То есть, обмане зрителей, под названием: "пение под фанеру" ! Но тогда это считалось прогрессивным и удобным веянием, об этом замалчивалось и особо много не говорилось…
А потом утечка, от особо совестливых исполнителей-артистов, или просто от трепачей- алкашей, сделало эту маленькую, артистическую тайну, всеобщим достоянием гласности. Мы получали аплодисменты, нам дарили цветы, с которыми мы с Валерой фотографировались на фоне машин, иностранных марок (для куража), у нас просили автографы…
И всё, в общем, было неплохо, даже с зарплатой. Репетиционная база у нас была в ДК «Замоскворечье». Неплохой, по тем временам, зал. Комната для реквизита, кофров, аппаратуры. Пока мы «склеивали» программу, в помещении ДК, то тут, то там, скромно появлялись молодые люди, тихо присматривающиеся и прислушивающиеся к внутренней жизни обитателей дворца… Это были будущие звёзды эстрады на Российском небосклоне: Газманов, Никольский…
Я начинал отставать в осиливании грифа бас-гитары и не справлялся с осваиванием нотного материала, по срокам, как басист… Юра отвёл Валеру в сторону и сказал:
- Ты кого мне привёз?
– Это что, бас- гитарист?
Конечно, он был прав! Требования – то у людей, у артистов такого калибра, весьма завышенные, ему нужен хваткий, плотный инструменталист. Тучи надо мной сгустились. Создалась ситуация, когда надо было вводить, срочно настоящего басиста. А меня он, узнав и услышав слияние наших с Валерой и Витей Грошевым, голосовых тембров, решил оставить в группе за «первого тенора»…
В срочном порядке, из ресторана «Архангельское», был вызван молодой, подающий надежды басист Аркаша Укупник. Он быстрёхонько освоил всю необходимую программу концерта и мы приступили к разучиванию вокальных партий.
"Магистраль" перед концертом:
Укупник,Файнзильберг,Грошев,Дембовский и кусочек Цакадзе Валерика

А тут надо сказать, что Юра Антонов, весьма щепетильный музыкант- руководитель и достаточно ревностно относящийся к качественному, исполнительскому мастерству коллег… Тут у него «на ура», или «на шару», или просто «из- под волос, на халяву» дело не пройдёт, вообще «не прокатит». Это на счёт аккомпанимента и подпевок, ему лично.
И что касается работать группе номером песни, отдельно от него и без него, он не разрешал никому, ни какому ансамблю или группе. А вот нам «Магистрали», разрешил 20-25 минут петь и играть без его участия. И вот после его контрольного прослушивания нашего блока песен, наших аранжировок и голосоведения, одобрил и сказал:
- Да, так можно!
Дал нам добро. На выход «Магистрали» отдельным номером…Потом у него были и «Аракс», и «Аэробус». Но такой звучащей «Магистрали», когда работали мы с Валерой, у него больше не было. Это может подтвердить и сам Юра… Уж больно ему по душе было звучание-слияние баритона Валеры и тембра, моего выдающегося вокально- инструментального «тенора»…
Наконец- то мы полетели на Урал: Свердловск (Екатеринбург), Пермь. Сборная программа- «солянка». Галла- концерт. Первое отделение. Все артисты, только кино: Римма Маркова, Леонид Броневой, певец Трошин. Пародийный номер с двумя духовиками (тромбон, труба). Ещё какие-то московские артисты.
А второе отделение, уже музыкальные группы: А.Градский со «Скоморохами», Наминские «Цветы» и мы «Магистраль», и концерт закрывает Ю.Антонов. «Проходили» мы у нашей, Российской публики всегда «на ура!». Обычный шквал аплодисментов, букеты цветов, автографы и обожание поклонников-фанатов. Наши ребята-грузчики, даже освоили дополнительный вид бизнес-заработка, на всеобщей волне любви зрителей к нам…
Во время концерта, пока мы все были заняты на сцене, они нас фотографировали и потом эти размноженные фото, с автографами исполнителей, они продавали в фойе Дворцов Спорта или какой- другой площадки. Так у них был дополнительный заработок, помимо перепродажи билетов, купленных заранее в кассах…
Молодцы- предприимчивость!
Тут надо сказать, что вообще-то Юра был не большим любителем длительных гастролей по стране и на выездах и надолго старался не выезжать из Москвы. Неделя, ну две, не больше. Таким вот образом мы вылетали работать на Урал, в Сибирь, на Украину. Летали ещё в ряд городов…
У Антонова, ведь тогда был (не знаю, как сейчас) очень неплохой авторский гонорар, ему было всё равно тогда, что сидеть дома- «почивать на лаврах», что на гастроли ездить «в охоту»... Большой разницы нет – всё равно, денежка «капает» ему на лицевой счёт…и всё тут. Его песни, ведь пела вся страна… Летать самолётами он тоже, не хотел и не любил.
Ну а нам, простым смертным, солдатам искусства –музыкантам, конечно, чем больше концертов будет сделано, тем больше будет общий заработок. Правда, в то время коммунисты платили не очень- то много. Но и давали возможность количество концертов дать побольше, ну а с такими известными исполнителями и по три, и по четыре, а иногда и пять за день. Начало первого концерта было в 9 утра… Но народ шёл просто валом смотреть и слушать, бойко покупал билеты…
Таким образом, можно было за пару-тройку недель, выполнить всю квартальную норму по количеству «палок» (концертов) и спокойно сидеть дома. Что, в общем-то, Юра и делал. Но нам, музыкантам – не «звёздам», это было не выгодно, по- случаю незаработанных денег. В этом –то и была серьёзная «закавыка», один из значительных минусов, в работе с Юрием Антоновым…
Однажды, после прожитых определённое количество, разрешённых в гостинице дней, мы остались без жилья и нас с Валерой приютила, с разрешения Юры, его мама, Наталья Михайловна. Он только что переехал в новую квартиру на 1 этаже, мебель ещё не завезли, поэтому было очень просторно… Только на паркетном полу, в большой комнате, было расстелено огромное, напольное, белое и ворсистое покрытие. А Москва, ведь это город расположенный в средней полосе России, и если наступает зима, то это -настоящая зима, а если лето, так это лето… И как правило жаркое. И вот, в том далёком 1976 году, оно, лето как раз такое и было у нас в столице,- стояла настоящая жара…
И вот после репетиций днём и потом гулянок по Москве, мы с Валерой возвращались домой к Юре. И так как я в то время ходил по городу в полуботинках на «микропоре», то мои ступни-ноженьки от многочисленного наступания на горячий, столичный асфальт, очень сильно потели, и уж запах от носков был… Ну, Вы, наверное, сами представляете?
Что же я делал, приходя в дом к Наталье Михайловне? А вот что! Забегал быстро в туалет с ванной (совмещён был), быстро разувался, в дикой спешке мыл ноги, со скоростью стирал носки и ими же вытирал ноги. И сильно носки отжав, прятал их в карман брюк. Этим самым я пытался и старался максимально минимизировать этот ужасный портяночно- казарменный дух-аромат, исходящим источником которого я и являлся. Вернее, нижняя моя часть.
А утром, всё ещё сырые, влажные носочки, я одевал на чистые ноги, как ни в чём не бывало… И ощущая, кстати, необычайную свежесть, отправлялся с Валериком на репетицию концертной программы рок-группы «Магистраль»… Попив, правда предварительно чайку, у Натальи Михайловны. Она смотрела на нас, на меня и говорила мне:
- Как же Вы похожи на Вуячича!
Ну просто очень!
Это известный певец в Белоруссии, Минская Гос. Обл. Филармония.
"Магистраль" перед концертом в Подмосковье:
Ю.Антонов, Укупник,Файнзильберг,Грошев,Дембовский.

Вообще- то, Юрий Михайлович, при всей многогранности своей натуры, был тогда далеко не ангел, не знаю как сейчас… Он мог быть и резким, и грубым. Эгоцентричный страшно! Но мы, зная его маленькие слабости и тонкие струнки характера, знали, когда надо убавить обороты в споре или разговоре. Когда согласиться или промолчать. И всегда реагировали иронично на его проявления вспышек недовольства. Например, он не всегда воспринимал юмор, с ним у него дела обстоят неважно… Не любил «подколки» и «подначки» в свой адрес, пытался «сохранять дистанцию», «держал марку»… Ну например, как-то в общей гримёрной, мы все вместе переодевались (а нам же молодым, интересно всё!) и я как-то посмотрел на Юрину фигуру, голую по пояс. А он был такой пухленький (мама откормила). Ну я и говорю ему:
- Юра! Ну ты такой толстый, мягкий, прямо как булочка!
Он это воспринял о-очень неодобрительно, но правда ничего не сказал тогда, промолчал. Только буркнул что- то себе под нос. А однажды, где-то в подмосковном Подольске, в одном ДК «вырубили» электроэнергию. Народ уже сидит в зале, мы стоим на сцене, всё уже должно начаться и вдруг такое произошло, всё отключилось…Все конечно нервничают, ходят друг за другом.
А я стоял с Валеркой, о чём-то хохмили, возьми да и скажи Юре в этот неподходящий момент:
- Слушай, Юра! Ты бы взял пока «Ямаху» (клавишные были у него тогда), повесил бы на ремне её, на плечо, как гитару и за весь ансамбль бы сделал шоу-концерт перед зрителем!
Тут уж Юра не выдержал, вспылил не на шутку:
- Слушай! Ты знаешь что?! Засунь- ка свои шуточки, знаешь куда?!
-…….?
- В жопу!! Понял?! Вот так!!
Тут уж, конечно, я сделал вид, что и пожалел о том, что сказал ему это, но на самом деле, всем было очень и очень смешно… Особенно Валерику..! Надо было, конечно, знать характер персонажей, характер Юры Антонова, обстановку, ощущать и видеть ту ситуацию…
А вообще, Юра мужик нормальный, не злопамятный, добрый. Он всегда давал нам, хоть и ворчал, денег в долг, которых вечно не хватало…Нам, этим прокутившимся гулякам и сильно, конечно, брюзжал на это. Как часто говорил нам наш «баритон из «Аккорда»- «Лыня» (наш администратор, у которого мы тоже одалживали):
- Господа ! Не по-средствам живёте!
Как-то мы возвращались с выездного концерта из Московской области. Едем в «Икарусе», уже поздно, удобно сидим в самолётных креслах. Я с Юрой впереди. Вдруг он достаёт из внутреннего кармана куртки, типа «Сафари», бутылку «Старки». Прямо из «дула» (горлышка) отхлёбывает пару глотков и совершенно искренне предлагает её мне:
-Держи, хлебни, для храбрости или куража.
Ну, я не барышня, сделал пару глотков из горла, поблагодарил, отдал. Удивился, сижу и думаю. Не свойственно это Юре такая фамильярная простота. Но вот, он такой бывает, человечный. Правда, не со всеми.
Продолжение