Валерий Колпаков.
Концерт Константина Никольского 28 мая 2004 года г.Серпухов ДК "Родина".
В апреле в этом же
ДК я попробовал попасть на концерт А.Барыкина. Билет купил заранее, примерно, за
неделю. Но когда приехал на концерт, то выяснилось, что из пятисот билетов
продали всего 67 и концерт отменили.
Чтобы не повторять ошибку за билетом я
приехал в день концерта. Выяснил, что на этот раз продано больше половины
билетов, следовательно, концерт состоиться. Это же подтвердили и организаторы,
сказав, что аппаратура уже в пути.
Что парадовало в организации продажи билетов,
так это возможность пройти в зал и выбрать себе место. Чем я с удовольствием
воспользовался. Билеты стоили от 500 до 800 рублей.
Обрадовало и то, что
аппаратуру они привезут с собой. Сегодня такое -редкость. Как потом выяснилось
все вместил небольшой (4-5 тонный) мерседесовский фургончик.
За три часа до
начала концерта Никольский начал настраивать аппаратуру и распеваться. Один из
работников ДК сказал мне, что Константин в этом плане очень дотошный
человек.
Концерт начался с 10 минутным опазданием в 20.10. Зал на пятьсот
мест был заполнен на 2/3. Контингент на 95% состоял из людей 35-50- летних, но
это можно было предположить. Были и исключения. Рядом со мной сидел мальчишка
лет 14, он был один (без родителей). Так вот он подпевал Никольскому даже в
таких песнях, как, например, "Музыкант". Впрочем человек в его возрасте,
купивший билет за 800 рублей, вряд ли мог быть здесь случайно.
Занавеса не
было, поэтому рассевшись зрители сразу могли заметить отсутствие клавишных.
После 10 минутных уговоров зала типа: "Константин, выходи!"-на сцене появились
четверо. Три гитариста во главе с Никольским и барабанщик.
План концерта был
таков (его огласил сам Никольский): сначала песни из альбома "Я бреду по
бездорожью", потом несколько новых песен и под конец все хиты.Однако, народ
сразу стал требовать "Ветерок" и это продолжалось почти до самого конца, пока
этот самый "Ветерок" не прозвучал.
По истечении первых 30 минут несколько
человек зал покинули. За весь концерт таких набралось не больше
десятка.
Качество звука было вполне достойным, но вот голос при форсаже терял
четкость и понять слова уже было сложно. Мне показалось, что это,в большей
степени, особенности не очень четкого произношения.
Никольский в основном вел
партию ритм-гитары, а солировал другой гитарист Игорь Кожин. Но почти в каждой
песне Константин показывал и свое мастерство лидер-гитариста, и тогда Кожин
тактично уходил на второй план. Как гитарист он особого впечатления не произвел.
Но в присутствии Никольского этого от него, вероятно, и не требовалось. На
барабанах играл Костиков, а фамилия басиста была названа, к сожалению,
неразборчиво. Звукооператор Аркадий Березовский.
Через некоторое время я
вдруг понял, что тексты песен меня перестали интересовать, и я слушаю только
музыку. Дело в том, что поэзия Никольского достаточно специфична.Чтобы понять
смысл песни необходимо ее очень внимательно слушать. Пропуск даже небольшого
фрагмента приводит к утере всего смысла и приходиться довольствоваться только
отдельными фразами (достаточно изысканными, надо сказать).А нечеткость фраз и
недостаточно оптимальный баланс между музыкальным сопровождением и голосом, не
всегда позволяли уловить тончайший смысл его поэзии. Это касалось в основном
новых песен. Наверное, такое ощущение было не только у меня, поскольку первую
настоящую овацию он получил, когда спел песню "Музыкант" аккомпанируя себе на
гитаре.
Пытаясь потом понять причины спада собственного интереса к этому
безусловно яркому музыканту, я поймал себя на мысли, что все его песни вне
времени. Они никак не отражали и не отражают время, которому принадлежат. Они
живут самостоятельной жизнью где-то там в параллельном мире, где ничего не
происходит уже лет 30. Смысл их в во внутренем самокопании, в попытке понять
свое предназначение. И в этом сегодня их безусловный минус. Люди моего
поколения, которые на его песнях (и вместе с ними) постигали смысл жизни, в
теперь уже несуществующей стране и в совершенно других условиях, сегодня уже
определились и как-то себя реализовали. И этот самый смысл для себя тоже нашли.
И сегодня для них познание собственного внутреннего мира уже не актуально. Да и
время этому не способствует. Возможно, я утрирую, но я говорю о своих
впечатлениях. Да, существуют вечные ценности добро и зло, дружба и любовь, но
актуальность их в разные периоды жизни различна и соответственно задевают они по
разному. Поэтому сейчас песни Никольского воспринимаются больше, как ностальгия,
по временам, когда "как молоды мы были".Это подтвердила и реакция зрителей на
песни того времени:"Ветерок","Музыкант", "Птицы белые мои" и т.д.Тут были и
зажигалки в темноте и общее пение зала и, конечно, овации. Восприятие новых
песен было значительно прохладней.
Концерт продолжался 2 часа и закончился
песней "Зеркало мира", песней в каком-то смысле, видимо, особой для Никольского,
ведь вряд ли случайно он так назвал свой первый аккомпанирующий состав, с
которым работал с 1986 по 1989 год.
А вообще это была приятная встреча с
живой музыкой, классными музыкантами и качественной поэзией. Со всем тем, что
когда-то помогало верить, что
"...не все еще пропало,
Пока не гаснет свет,
Пока горит свеча.."
Прозвучали песни:
1.В моей душе осадок зла.
2.Ищу я
опустошенья.
3.Тянет с океана пылью водяной.
4.От любви к любви.
5.Я
бреду по бездорожью.
6.Мне только сниться жизнь моя.
7.Про кокосы (Только
там).
8.Сегодня в ясной тишине заката.
9.Иллюзии.
10.Перед чертой между
будущим и прошлым.
11.Песня о песне.
12.Цветок у окна.
13.Куда влечет
меня слепое счастье.
14.Музыкант.
15.Когда поймешь
умом.
16.Ветерок.
17.О чем поет ночная птица.
18.Мой друг-художник и
поэт.
19.Я сам из тех.
20.Птицы белые мои.
21.Зеркало мира.
Май 2004 г.