Валерий Колпаков.
Как поссорились Юрий Михайлович с Леонидом Петровичем.
(июнь 2022 г.)
2
Антонов и Дербенев.
Как и когда произошло их знакомство? Вера Дербенева говорит только о приблизительной дате 1971-72 годы, и ничего не говорит об обстоятельствах этого знакомства.
Леонид Дербенев
|
Мне кажется, что эти обстоятельства свзаны с песней ""Если любишь ты". Известность и популярность ей принес ВИА "Веселые ребята", записавший её в 1972 году и выпустивший в 1973 на "Мелодии". Много позже стало известно, что у этой песни был прототип с другим текстом (автор В.Дюнин). Об истории этих двух песен Виктор Дюнин рассказал так:
-Это была моя вторая песня с Юрием Антоновым, а первой была "Ты слов не говори". В то время во мне жила надежда на встречу с той самой единственной девушкой, которая станет судьбой. Но девушка не появлялась, зато появилась песня, которую Юра написал на мои стихи. Он, как мне помнится, возлагал на нее большие надежды. Но помешал тот же самый худсовет. Матерые поэты-песенники очень неохотно пускают в свои ряды новичков. Кстати, исполнение тоже было не очень удачным. Новый текст написал поэт Дербенев, и песня "Если любишь ты" стала шлягером. Антонов был прав. А мне еще долгие годы пришлось "накручивать" свой песенный авторитет, чтобы мои песни стали легко проходить худсоветы.
Как-то так сложилось, что это случай с худсоветом относят к истории ВИА "Веселые ребята", поскольку впервые её озвучили на их оф. сайте. Однако сегодня есть сомнения в такой трактовке событий. Светлана Резанова бывшая недолго солисткой ВИА "Веселые ребята" в 1971 году рассказывала:
-А с песней "Если любишь ты" было так. Антонов пришел ко мне и принес фонограмму. И я, работая в "Веселых ребятах", записала эту песню с его фонограммой. А уже позже эта песня попала на мою пластинку, но на концертах в составе "Веселых ребят" я ее никогда не пела. Они стали ее исполнять только после моего ухода.
Резанова работала в составе в ансамбля с ноября 1970 по июль 1971. Антонов познакомился с Дюниным в 1971 году и, соответственно, песня эта была записана Резановой тоже в 1971 году. Получается, что в середине 1971 года у песни уже было два текста- Дюнина и Дербенева.
И, действительно, ВИА "Веселые ребята" записал оба этих варианта только в 1972 году, уже после ухода Резановой.
Первой в репертуар ансамбля попала песня с текстом Дюнина, который с 1971 года сотрудничал с руководителем ВИА "Веселые ребята" Павлом Слободкиным. В 1972 году эта песня была записана на "Мелодии" для будущей пластинки, но при подготовке диска, выяснилось, что существует другой вариант этой песни на стихи Дербенева, который уже прошел ХС и включен в план выпуска пластинок на 1973 год в исполнении Светланы Резановой. Песня тут же (в 1972 году) была перезаписана с новым текстом "Если любишь ты" и вышла на страницах мартовского (1973) номера журнала "Кругозор". Еще до выхода пластинки С.Резановой с этой песней.
О том, что у этой песни еще в 1971 году существовал уже текст Л.Дербенева можно прочитать а книге Льва Дещенко "Апология памяти":
-Юра жадно впитывал в себя все новое, что появлялось тогда в мировой эстрадной музыке, воплощая затем в своих неповторимых песнях. Я, помню, очень хотел с ним познакомиться и взять у него что-нибудь для исполнения. Когда такой случай представился, Юра дал свое согласие, но предупредил:
«На Гостелерадио мою музыку не записывают, на фирме «Мелодия» — тоже. Но у меня есть возможность записать три мои песни в Минске, в моем родном городе. Тебя там, как звезду первой величины, примут с распростертыми объятиями. Я имею в виду радио Белоруссии, где есть замечательный оркестр Райского, а также вполне приличная звукостудия».
Мы купили за свой счет билеты и поехали в Минск. Чтобы мне не мыкаться по гостиницам, Юра предложил остановиться на три дня у его родителей, совершенно очаровательных людей. Приняли они меня как нельзя лучше, и мы могли полностью отдаться работе, в результате чего в моем репертуаре появились такие песни Антонова, как «Если выйдешь ты мне навстречу» и «Рыжее лето» (песня, написанная, к слову, на стихи Леонида Дербенева). Но, как мы и опасались, ни одна из них не прозвучала потом по радио.
События, о которых пишет Лещенко происходили в 1971 году, когда он уже был Лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1970), но это еще
не давало ему такого влияния в ГТР, чтобы по своей прихоти записываться на Радио в Москве. Такую возможность он получит позже, когда станет в 1972 году
Лауреатом Международных конкурсов в Богарии и Польше.
Юрий Антонов
|
Почему еще в 1971 году Антонова решил сделать второй вариант текста своей песни?
Первое, что лежит на поверхности, это то, что ему, вероятно, не понравился текст Дюнина. Возможно, именно желание сделать новый текст к этой песне послужило основанием для обращения Антонова к Дербеневу. Так сказать, первоосновой для их сотрудничества, которое началось, весьма удачно.
А теперь поговорим об обстоятельствах конфликта Антонова и Дербенева.
В начале 1975 года на миньоне ВИА "Акварели" (Г62—04439-40) выходит песня "Рыжее лето" (Ю. Антонов — И. Шаферан, Л. Дербенев). Песня эта написана на стихи Л.Дербенева и Шаферан не имеет к ней никакого отношения. Очевидно, что песня попала к Акварелям не от Дербенева. Возможно, что от Антонова и тогда эта его ошибка могла вызвать недовольства Дербенева. Однако ошибка очень быстро была исправлена и стать многолетней обидой могла, вряд ли.
|
А зачем, вообще, надо было создавать такие дуэты двух звездных поэтов-песенников? Неужели каждый из них по отдельности не смог написать целиком тексты к песням, которые они сочинили дуэтом? Конечно, мог. Дело тут, очевидно, в другом. У Дербенева возникли проблемы с прохождением через ХС его текстов. И чтобы, как-то решить их, он договорился с И.Шафераном о совместном творчестве. Шаферан был один из немногих популярных поэтов -песенников член Союза Писателей СССР, что давало ему широкий доступ к электронным СМИ: радио, ТВ и Мелодии. Занимаясь довольно давно этим вопросом мне ни разу не приходилось слышать, чтобы у Шаферана были проблемы с ХС.
А теперь обратимся к миньону В.Ободзинского с двумя песнями Антонова на слова Дербенева.
Для этого опять обратимся к книге Веры Дербеневой "Леонид Дербенев: между прошлым и будущим...":
-Валерий Ободзинский- сладкоголосый соловей, мальчик с золотым голосом...Какими только эпитетами и сравнениями не награждал Леня этого замечательно эстрадного певца, и не он один. Такими голосами поют ангелы в раю, говорили о нем... Пел он великолепно, это правда, и Леня с огромным удовольствием стал писать для него песни. А поскольку тоже был далеко не ангелом, очень скоро они с Валерой стали почти неразлучными друзьями...
И вот как нелепо бывает в жизни. Вроде и песни хорошие, и характерами сошлись, и уважают, даже обожают друг друга, но приходит день и час, и Валера говорит Лене, что ему предложили записать пластинку-гигант маститые композиторы, то есть члены Союза композиторов, которые, к сожалению, не хотят, чтобы стихи к песням писал Дербенев-у них свои авторы.
Исполнители- народ в большинстве своем амбициозный, мятежный. Чуть приобретут первую известность, как уже считают, что шлягер-это они, и начинают игнорировать "родителей"-композитора с поэтом...
Вот и Валера Ободзинский на предложение Лени работать и дальше вместе вежливо улыбнулся уже звездной улыбкой и сказал, что песни будет записывать со своими новыми друзьями- Жарковским, Эдуардом Колмановским, Никитой Богословским.
-Что ж, ответил ему Дербенев, авторы классные. Валяй...
Ободзинский начал работать с Богословским в 1974 году. Наверняка, и разговор, о котором пишет Дербенева, произошел тогда же. Уверен, что в качестве ответной меры Дербенев сказал Ободзинскому, что больше ни одной своей новой песни он ему никогда не даст. Подобная постановка вопроса со стороны Дербенева выглядит вполне закономерной.
И так и было до середины 1975 года, когда на пластинке Валерия Ободзинского вышли две новые песни Антонова на слова ЛД. Попасть к Ободзинскому они могли только от Антонова. Поскольку Антонов и Дербенев в этот момент плотно сотрудничали, то не знать о конфликте между Дербеневым и Ободзинским Антонов не мог. И этот поступок Антонова вполне мог вызвать разрыв отношений между ним и Дербеневым.
Дальше в течении двух лет (до 1977 года) новые песни Антонова не появлялись на "Мелодии". Было ли это результатом конфликта с Дербеневым?
Не думаю, что Леонид Петрович имел такое влияние на "Мелодии", что смог закрыть туда путь Антонову на целых два года. Мне видится ситуация развивалась следующим образом.
В 1975 году Ободзинский был под патронажем Никиты Богословского. Появление пластинки Ободзинского с песнями уже очень популярного молодого композитора Антонова вызвала озабоченность Богословского, как бы, не упустить певца из-под контроля. И он решил закрыть доступ Антонову на "Мелодии", чтобы отбить у Ободзинского всякое желание сотрудничать с молодым автором. Богословскому это было
вполне по силам.
В качестве аргумента по недопущению Антонова на "Мелодию" Богословский в 1975 году использовал тот факт, что мелодия запева песни "Отчего" похожа на мелодию песни "How do you do?" голландского дуэта "Mouth & MacNeal". Я думаю, что если бы, не было миньона с песнями Антонова в исполнении Ободзинского, то Никита Владимирович не придал истории с песней "Отчего" никакого значения.
Тем более, что сама песня "Отчего" никак от Богословского не пострадала. Мало того, что "Мелодия" исправно печатала все последующие годы диск "Любовь-огромная страна", где эта песня присутствовала, так и в 1976 году эта песня выйдет на пластинке вокально-инструментального оркестра Грузии «РЭРО» (С60-08187-8). И Никита Владимирович никак этому не воспрепятствует. А вот "отогнать" Антонова от подальше "Мелодии", воспользовавшись этим фактом, у Богословского получится.
Что касается окончания истории конфликта между Дербеневым и Ободзинским, то Вера Дербенева пишет об этом так:
-А примерно через полгода Валерий снова пришел к Лене, бледный и грустный. Пластинка, на которую он возлагал столько надежд, плохо распродавалась, и как певец он начал терять в популярности...
-Леня, ты был прав, давай работать вместе, я хочу петь твои песни.
-Нет, Валера, твой поезд ушел...
Больше для Валеры песен он не писал...
Из этой цитаты видно, что обещание Дербенева не давать Ободзинскому своих песен, существовало. И стало быть, поступок Антоновым вопреки запрету автора слов, мог стать причиной разрыва их отношений.
О чем, впрочем, в тот момент никто из них сильно не пожалел. Антонов уже явным образом переключился на других соавторов, а Дербенев не мог не понимать, что если из трех десятков песен написанных с Антоновым за 4 года, хитом стала только одна, то эту артель под названием "Напрасный труд" следует распустить.