Cерей Беликов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков
Сергей Соловьев
Георгий Симонян.

"Сентиментальные прогулки" с Сергеем Беликовым.

(ноябрь 2011- апрель 2012)
3

Сергей Беликов.

-В вашей среде котировалась западная музыка. А как там относились к советским ВИА "Самоцветам", "Веселым ребятам"…?

Все прекрасно понимали, что там работа, которая давала очень приличную зарплату по тем временам, но с определенными условностями и ограничениями.

-Но ведь у "Аракса" в театре тоже были такие же ограничения. Вам приходилось свой репертуар также литовать. Так в чем же была здесь разница между филармоническими ВИА и "Араксом"?

Все что было связано с театром, с работой в спектаклях, безусловно, ограничения существовали.
Но какой манок был тогда у музыкантов?
Тогда мы брали в свой репертуар все что хотели: Юрайя Хип, Дженезис, сами что-то сочиняли. И нам никто это не запрещал. А филармонические ВИА должны были петь "Мой адрес -Советский Союз".
Вот где был главный манок для музыкантов!
Вот, например, такой ВИА Москонцерта, как "Веселые ребята" не мог играть фирменную музыку или свои песни, а нам это все разрешалось без ограничений. А ведь играть тогда настоящую фирменную музыку хотели все музыканты. Очень хотели!
А вся фишка была в том, что нам литовал программу и выдавал гастрольные удостоверения театр Ленком, а не Худсоветы Москонцерта или Управления Культуры.

- То есть, Ленком вам литовал программу состоящую из буржуйской музыки? И с этой программой вы давали концерты вне рамок театра?

Да. И мы играли ВСЕ, ЧТО ХОТЕЛИ. И когда к нам на концерт приходили музыканты, зажатые репертуарной политикой, к примеру, Слободкина, то они просто завидовали нам до невозможности.

-Каким образом организовали гастроли вне театра?

Приглашали. Тогда тоже работали предприимчивые люди.

-Это были официальные выступления?

Когда как.

-А причем тут гастрольные удостоверения и литованные программы?

А как же? Для того чтобы, какой-то институт заплатил нам, к примеру 200 рублей за концерт, институт эти деньги где-то должен был взять. Следовательно, эти деньги где-то должны были официально провести. Это были какие-то комсомольские вечера, культурно-массовые мероприятия со своей финансовой отчетностью.

-Если проводилось официальное мероприятие, от вас требовали эти документы?

Конечно. И гастрольное удостоверение, и залитованную программу.

-"Идеологи" следили?

Следили, но мы же не несли что-то деструктивное. Тем более, все было залитовано. Это и их тоже устраивало. И им тоже это нравилось, А поскольку все было залитовано, то и к ним никаких вопросов. Тогда даже родился термин - "играть непохожую музыку". Как некий прорыв, прогресс.

-Не похожую на что?

На официальную. Это не было протестом. Это был некий прогрессив.

-Правильно ли мы поняли, что в то время "Аракс" имел залитованный ЗАПАДНЫЙ, подчеркиваю, ЗАПАДНЫЙ, репертуар. И вы его исполняли на своих концертах без каких либо ограничений?

Да, совершенно верно. Я когда сейчас слушаю пост- перестроечные разговоры о тупых чиновниках, которые всех зажимали и чего-то там не давали, то мне почему-то такое не вспоминается. Чиновник, если он не дуболом, а я таких не помню… Тогда было куча нормальных людей, те же комсомольские работники:
-Ребята, есть у вас бумага?
-Есть.
-И слава Богу. Я за то, чтобы вы играли… Юрайя Хип. Мне по шапке за это не дадут, потому что у вас есть бумага. А в остальном… Да я сам люблю эту музыку.
Вот такие были разговоры.

-Я в 1977 году был на концерте "Ариэль" в г. Иваново. Они весь свой известный репертуар исполнили, а в конце были 5-6 композиций Юрайя Хип, Дип Перпл… А они тоже это все литовали?

Я не знаю об этом. Я думаю, что это разрешалось потому что там не было слов. Одна музыка. И потому- идеологии в этом не было. Идеологи в первую очередь следили за "Словом". А знанием иностранных языков идеологи не отличались. Зато это показывало, что советские музыканты не хуже западных.
Продолжение