Валерий Колпаков
Сергей Соловьев
Георгий Симонян.
"Сентиментальные прогулки" с Сергеем Беликовым.
(ноябрь 2011- апрель 2012)
Прогулка четвертая- 90-е годы.
9
Сергей Беликов.
|
-Когда ты уходил из "Самоцветов", ты уже понимал куда тебе надо двигаться и что для этого надо делать? Или полагался на случай?
В момент ухода из "Самоцветов" у меня были различные варианты: " Веселые ребята", с кем, собственно говоря, я в итоге и съездил в несколько поездок, "Автограф" и, лежащая в этот момент "на боку", "Лейся, песня". Руководство Кемеровской филармонии предлагало "красную строку" при совместной работе с последним коллективом. В итоге, "пощупав" эти варианты, как- то само собой возникло сольное продолжение моей музыкальной карьеры.
-Как ты планировал создавать свой новый репертуар? Где брать (и каких) музыкантов? Как вообще думал решать эти все околомузыкальные дела?
Проблем с подбором песен, в общем- то не было. А с музыкантами пришлось повозиться. Хорошие уже на "местах", а неизвестных мне нужно было "щупать". Скажу так. Было много музыкантов, вроде и с инструментами, и что- то "извлекают", а общее впечатление- никак.
А гастроли уже намечены. И вот так , целыми днями, сначала на базе, потом в поездках, выжимал нужный уровень. Что-то меняя по ходу дела и снова репетируя.
А околомузыкальные дела, при должном "гастролерском" уровне, решались положительно -" автоматом".
И ставки хорошие делались и для меня, и для моих музыкантов. И с аппаратурными вопросами "суетились".
Короче, работай , покажи уровень, и многое приложится.
-Как ты попал в "Веселые ребята"?
Когда я ушел из "Самоцветов" в 1985 году, в этот момент Слободкин предложил мне поехать с ними за границу: в Германию и Чехию. Мы порепетировали и поехали.
-Что репетировали?
Пару-тройку ихних хитов.
-А на русском?
Нет. На русском я ничего в той поездке не пел.
-А дальше.
Дальше я протусовался с ними несколько поездок по стране.
По отношению ко мне Паша повел себя не совсем корректно. Он ведь на протяжении 15 лет меня обхаживал. Бесчисленное количество раз звал меня в "Веселые ребята". А в последний период он затевал такую перестройку: сделать коллектив человек пять и быть как "Супермакс". И вот он меня видел в образе такого "Супермакса". Чтоб я и на басе и на клавишах... Переходил от инструмента к инструменту. Вот он мне рисовал такую картину.
Но потом мне кто-то из ребят сказал:
-Серега, тебя ведь пригласили только для того чтобы улучшить обстановку в коллективе. Кое -кого поставить на место. Твоим появлением в коллективе просто дать понять, что незаменимых нет.
А я уже и сам стал об этом догадываться.
-А как же насчет "Супермакса"?
Никаких иллюзий у меня не было. Это была некая прогулка.
-Ты можешь назвать креативных музыкантов, с которыми приходилось встречаться?
Очень сильным музыкантом поп-рокового плана был Буйнов. Кто еще...? Пузырев. Его рука, конечно чувствовалась там, но при этом он с высоты своего образования был таким отвергателем всего, что не было Битлз. Он, я бы сказал, был брюзгой. Он был очень хорошим , тонким , музыкантом, но при этом "никаким" артистом. Он бы мог стать отличным студийным продюссером. Человеком, который мог обьяснить как и что надо сыграть, чтобы создать качественный продукт. А вот на сцене он был не в"формате". Как практический музыкант он тоже не смог себя реализовать.
-В одном из интервью было сообщение, что ты конфликтовал с Добрыниным.
Ситуация была такой. В свое время в 1985 году он пришел ко мне и сказал:
-Сережа, есть вот такая тема- песня "Живи, родник". У нее может сложиться медийная судьба. Мы ее записали с Колей Гнатюком, но что-то она не "пошла". Провисла. Есть предложение тебе ее перепеть.
Я отнесся к этому, как к разовому событию. Инструментальня фонограмма уже существовала и мне надо было просто перепеть. Сделать красиво. Я сделал. Ее снова запускают в эфир. И она выстрелила.
Через год ко мне обращается Дербенев:
-Сережа, есть новая песня для тебя - "Снится мне деревня".
Я ему говорю, что спеть-то я могу, но она меня, как бы не очень вдохновляет.
-Сережа, поверь мне, если ты ее споешь, это будет - хит!
Хит не помешает, подумал я. И он, как в воду глядел. При записи он попросил меня спеть по-проще. И все получилось.
В это же время мы записали "Моя гитара", "Удивленный человек". Это песни более эстрадные. Жанровые. Я в этот период стал снова популярен, и естественно, сильно востребован. Типа "Гастролер".
Я записал еще одну песню Добрынина "Не могу забыть". Первые эфиры показали очень приличный интерес к этой песне. И именно на этой песне у нас с Добрыниным и возникли недопонимания.
И именно из-за "позы" Добрынина, эту песню выдавили из"песни года"! Мне в назидание.
А мне в тот момент, просто не понравилось его барское поведение в отношении меня. Он, как бы, мой Благодетель. Вокруг него крутились в тот момент начинающие свою "московскую" карьеру артисты, и он и меня "свалил" в их кучку.
И, как только я ему напомнил, о том,что желание слышать его песни в МОЕМ исполнении исходило от НЕГО, он вскипел, и я перестал для него существовать. Вот собственно говоря, и вся суть"конфликта". Будем считать что мы просто не поняли друг друга. Я просто хотел к себе немного другого отношения с его стороны.
Сергей Беликов.
|
-Такие предложения от авторов песен были в то время обычным явление?
Конечно. Предложений по песням было достаточно. Композиторы "отирались" на "Мелодии" и ловили артистов с предложениями своих песен. Через это прошли многие известные сегодня авторы. Соответственно неинтересные песни отвергались и это вызывало у авторов обиды и злопамятство.
-А ты участвовал в сведении таких "заказных" песен?
Сведением заказных песен чаще занимались звукорежиссеры и сами "мэтры", а я отвечал только за вокальную сторону.
-Приходилось ли испытывать какое-то идеологическое давление при записи с чьей-то стороны?
Никогда.
-Звукорежиссеры указывали как надо играть или петь?
В основном звучание определяли композиторы. Как они считали, так и делалось. Но иногда записи делались и в отсутствии авторов. И тогда звукорежиссер мог что-то посоветовать . Например:
-Тут у тебя голос слишком зажат.Попробуй по-другому сделать.
-Давай послушаем.
Мы слушаем и если я с этим соглашался, то мы пробовали другой вариант. Но это все касалось технических аспектов записи.
-А бывало так, что звукорежиссеры влияли на саму концепцию записи. Например, запрещали гитаристам играть какие-то продолжительные сольные куски, чтобы это не асоциировалось с западной музыкой ?
Ты знаешь, я видел много гитаристов, которые искренне верили, что могут играть и играют "фирмУ". Хотя на самом деле, все что они выдавали, порой было полнейшей ахинеей. Но они свято верили в то, что подключив фузз выдают"фирмУ". И они очень хотели это демонстрировать. И если при записи кто-то (композитор или звкорежиссер) ограничивал их энтузиазм, то зачастую, самому произведению это шло только на пользу.
Но как правило, звукорежиссеры не влияли на заявленную аранжировку. На нее могли влиять только авторы или сами музыканты.
Как ты считаешь, запись этих двух песен, "Живи, родник" и "Снится мне деревня" повредила твоему сложившемуся до этого образу?
Повредила, но эти две песни снова вывели меня на высокий уровень. Это пародоксальная ситуация, но благодаря им, я стал артистом, которого ждали полные залы по всему СССР.
У меня уже был к тому времени свой поп-роковый имидж: комбинезон, платформа на высоком каблуке, бас-гитара, длинные волосы, сценическая подвижность...
Но в тот момент зритель востребовал ЭТИ песни, и менее востребовал другие, которые, как мне казалось, больше ассоциировались с моим ансамблевым имиджем. Так сложилось. Но это уже не моя проблема, а проблема потребительского рынка. А он у Беликова в середине 80х, выбрал ЭТО.
И когда мне говорили, что за ПЕСНИ ты выбрал? Я отвечал так:
- Это не я выбрал, а зритель.
И что мне было со всем этим делать ? Стреляться? Да я, наоборот, по прошествии 27 (!!!) лет, чувствую себя просто Гигантом.
Значит я сделал тогда очень"неслабую" работу, раз эти песни до сих пор в обоймах радиостанций, и в сердцах слушателей. Оставьте все эти разговоры о жанровой принадлежности.
-Не могу не задать тебе один вопрос, который меня давно интересует. Почему наши ансамбли, получив долгожданную свободу в 80-х годах, так себя и не реализовали?
Значит такой у них был потенциал. Сидеть на кухне, попивать водку, ругая при этом Слободкина или Маликова было легко. А вот реализовать себя, когда такая возможность появилась, оказалось намного труднее.
Наверное, все мы со своими жанрами, рано или поздно, должны оказаться на помойке. Для того чтобы потом через какой-то виток времени возродиться.
Этот жанр был расчитан на свое время, свою аудиторию. Новому поколению нужны новые артисты. Так всегда было. А "монстры" должны радовать поклонников своей "Классикой". Маккартни один из немногих монстров сцены. До сих пор его имя привлекает внимание, а если и подсдулось, то с уровня 100 000-ного стадиона до 20 000. Что тоже весьма неплохо. Но многие ли, которые придут на его концерт, знают его последний альбом? Многие ли фанаты Дип Пепл, которые всякий раз набиваются в зал хотят слушать новые композиции, где играет Стив Морс? Все ждут известных гитарных запилов. Я был несколько раз на таких концертах. Я не фанател, я просто слушал звук, смотрел на происходящее вокруг меня. Ощущение такое, что они и сейчас и еще сорок лет будут приходить сюда, чтобы послушать "Смок он зе вотор". И как только это зазвучит, они поймут, что не зря пришли на концерт.
А поддерживать бренд, двигать его дальше в творчестве, меняя устаревших участников на новых,молодых - утопия. Невозможно представить что "Битлз" до сих пор существуют , но играют там - их дети! Нужно оставить "Битлз", а дети пусть собирут новую группу, если им есть что сказать.
-Новому поколению нужны новые артисты. Моду диктует "зритель". А в то время вы, музыканты, это понимали?
Ты делаешь какую-то работу, потом вывешиваешь афишу, и видишь очень много зрителей. Очень много. И этот факт рождает в тебе уверенность, что ты делаешь все правильно. Может быть это было иллюзией, но если мы видели, чувствовали отклик, то считали что делаем правильные вещи. Мы думали о себе. О самореализации.
Но я хочу сказать о другом. Для меня ушатом холодной воды стал феномен "Ласкового мая". Вот когда я подумал, мама родная, мы минимум 10 лет до "Ласкового мая"... Минимум, потому что до этого, еще была эпоха ВИА (70-е). Она конечно подразумевала некую жанровую заорганизованность (репертуар, внешняя эстетика). Но в эти - то 10 лет (80-е)? Сколько людей предлагали идеи, тексты, образы, музыку... И вдруг появляются эти детки, которые своими песнями завоевали всю страну.
А куда же делось море западной музыки, которую, как нам казалось, слушали миллионы людей разного возраста в нашей стране?
Куда все это делось?
Как вы можете после того, как слушали АББУ и Дипп Перпл, Мадонну и Дженезис, Модерн Толкинг и Депеш Мод, и многих других, слушать ЭТО и истеречно ЭТО принимать?
И тут у меня ( и не только) возникло осознание того, что основная масса ничего из этого (имею ввиду западную музыку) и не слушало.
-В 90-е годы концертов поубавилось?
В начале 90х, поубавилось все. И у "героев" этого периода, было не так "пушисто", как может показаться со стороны. Время было такое. У меня был не простой период где-то с 89 по 92. А потом участие в проекте "Старко".
В 92 году я записал целый диск Михаилу Рябинину. И там пара-тройка песен тоже дали мне хороший импульс - "Не могу забыть", "Время уходит", "Кончается шампанское". В 94 году появилась "Ночная гостья". Она очень неплохо прошла по медийному рынку. Эти песни имели некий налет ретро, но по стилистики текстов они не были такими протестными и злыми, как тогдашние молодежные. Это были так называемые "теплые песни" с прилично сделанным продакшном в моем лице.
Сергей Беликов.
|
-Как ты попал в футбольную команду "Старко"?
"Старко" был образован осенью 1991 года, по инициативе... итальянцев! Они имели свою команду артистов уже несколько лет, и их людьми была озвучена идея проведения матча. И я был одним из первых, кто получил приглашение-предложение влиться в формируемую команду. Виктор Резников, Юрий Давыдов,Михаил Муромов, Владимир Пресняков-старший, Юрий Лоза, Евгений Ловчев- играющий тренер и я, вот костяк будущей сборной артистов, которой суждено было стать очень востребованным и популярным брендом в 90-е. 140 городов России, Мюнхен с "Олимпийской ареной", Лондон с "Уэмбли", Москва с "Лужниками", Киев с Республиканским стадионом, на котором собралось 75 000 зрителей в наш первый приезд (незабываемое зрелище,выходя на поле). Мои 70 голов, забитых в различных играх за сборную артистов. Есть, что вспомнить.
-А сейчас в футбол играешь?
Нет. Последние 5 лет не играю.
-Как ты записал романс из к/ф "Верные друзья"?
Я сейчас уже и не вспомню, почему я это сделал. Я немного сотрудничал с Владимиром Матецким, и эта работа записывалась на его студии. От него часто в те годы я слышал предложения попробовать себя в романсе. Особенно, когда это стал делать Малинин.
-Серега, а не попробовать ли тебе романсы на стихи, допустим, Есенина. У тебя для этого подходящий образ.
Это могло бы стрельнуть. Но, во-первых, меня к этому не тянуло. А во-вторых, на этой поляне уже играл Малинин.
И вот в контексте этих разговоров и возникла идея спеть какую-то классику.
Честно говоря, я к ней холодно отношусь, хотя песня из фильма "Верные друзья" звучит убедительно, я доволен.
Есть песни, в которых я как певец, аранжировщик, саундпродюссер... 95% всего что есть у Беликова- это спето и сведено мной. И я несу за этот продукт практически полную ответственность. И когда я переслушываю свои некоторые треки, я доволен. Бывает песне уже 20 с лишним лет, а слушая ее я понимаю: скажи мне сделать так сейчас- уже не сделаю. Мозги по-другому сейчас функционируют. А тогда все было в кассу.
-Был момент, когда у тебя не сложились отношения с ТВ.
Вот ты двигаешься по карьере. По привычке, пишешь новый материал и идешь с ним на ТВ и радио. Понравится - берут, если не устраивает, то не берут. Обстановка нормальная, рабочая. И вдруг начинаешь понимать, куда "ни сунешься" и что бы ни принес, все не "то", и все не "так". Везде для тебя закрыто. Так было у меня в конце 80-х. Я понял, что надо мной просто глумяться. Твой материал слушают и говорят, например:
-Неплохо, Сергей. Но это слишком веселая для нашей программы.
-У меня есть по-грустней.
-Нет, это слишком грустная.
-А какая нужна?
-Ну, какая-то вот такая...
-У меня есть и такая.
- Ну-у... Нет, эта то же не такая, как нам нужна.
Вот такие примерно диалоги. А в это же самое время, ты сталкиваешься в коридорах ТВ с коллегой, известным и популярным певцом, который тебе говорит:
- Серег, бегу в студию. Послезавтра съемка, а у меня и песни - то еще нет. Сейчас будем решать, что петь.
Вау ! И ты начинаешь понимать, что дело не музыкальном материале. А в тебе самом. Ты вдруг становишься персоной не желательной для эфира. Мне много чего в уши налили в тот период.
-На ТВ существовали взятки?
Я деньги никогда никому не давал. Но ресторанно-курортно-гастрольные "взаимоотношения" в середине 80-х у меня были. Как и у других.
-Твои трудности с ТВ в 90-е годы от кого происходили? Почему вдруг возник этот негласный запрет? В чем его корни?
Карьерные трудности на рубеже 90-х, у меня были не от КОГО (хотя, безусловно, фигуранты есть), а от ЧЕГО. Тогда я столкнулся с целой цепочкой вроде бы не связанных между собой явлений, но общий вектор был недоброжелательный, мягко говоря. Например, сталкиваюсь с директором "Самоцветов", пошел разговор, типа:
- Как дела, как с работой ?
Я ему говорю, что есть какие то странные ощущения. А он мне напрямую :
-Ну ты понимаешь ведь, пара-тройка звонков между администраторами, и "кислород" можно перекрыть любому.
Так, думаю я, ясненько. То - то пересекаясь по работе с какими то организаторами -администраторами, которых видишь первый раз, чувствовал напряженку и легкую агрессию с их стороны. Кто- то ведь налил им в уши яду ?!
Некоторые промоутеры мне в открытую говорили, что им советовали Беликова не брать. Не связываться. А они брали. И не раз. И были всегда довольны вместе с заказчиками. А кто - то ведь в итоге и "не связывался с Беликовым".
Почему коллеги из "Самоцветов" на каких -то сборных концертах при моем появлении явно испытывали дискомфорт?
Моя жена, как то увидев однажды такую картину, хоть и поручкалась и почмокалась с ними, потом мне заметила:
- Серень, а чего их так перекосило, когда мы появились?!
А ведь за этим стоит чья то "работа"!
Феноменальный эпизод был в Ярославле. Меня пригласил на день города лично мэр, и кроме непосредственно моего 30-40 минутного выступления, меня попросили спеть в начале музыкально-театрализованного представления, песню о Ярославле, специально написанную к дню города.
Все идет по плану: я спел, гала -концерт идет. Я отдыхаю, жду своего основного выхода в конце. Вдруг, ко мне подходит администратор, который меня вызванивал, встречал, отвечал за меня, и говорит:
- Сергей, видите этот автобус? Это из Москвы, одна нанятая шоубиз- контора привезла артистов на гала - концерт.
Там в программе учавствовали поп - артисты, засветившиеся на тот период с каким нибудь шлягером, типа " Я люблю-ю ти-и-бя-я Ди-и-ма-а".
Так вот она продолжает:
-Ко мне сейчас подошла из этого автобуса, вроде как, главная по артистам из Москвы, и говорит мне :
- А что это Беликов делает у вас???!!!
Я отвечаю:
- Он по приглашению мэра.
А она в ответ:
- Да-а? А вы знаете, он у НАС (??!!) в Москве НЕ РАБОТАЕТ !!!".
Я ей ответил, что меня это не очень удивило, поскольку амосфера вокруг меня на самом деле была "душной".
- А зачем это надо? Вы прекрасный артист, вас публика вон как любит"- спрашивает мой администратор. И что мне ей ответить?!
Можно вспомнить, как Лариса Рубальская, восторгавшаяся мной, как исполнителем, записавшая со мной несколько песен, дернулась пробивать эфиры наших совместных творений, и вдруг просто на глазах "сдулась" и "дистанцировалась" от меня.
Уж, что она услышала в теле -радийных кулуарах, остается только догадываться.
"Ночная гостья", явно "заискрила" в музыкальном пространстве в момент своего появления. Как только обозначился успех, и продвижение вверх этой песни, ее убрали из теле, и в меньшей степени, из радиоэфиров.
На мой естественный вопрос:
-Почему?
Те, с кем я общался, разводили руки, и сокрушенно отвечали:
-К сожалению, Сергей, не все от нас зависит.
Уже позже, в разговоре с одним администратором, который высказывал свои комплименты в мой адрес, вроде того, что я молодец, в "порядке", я с иронией отметил:
-Если я молодец, и в таком порядке, что ж так все непросто в карьере?
А он мне и говорит:
Я слышал разговоры о том, что у тебя проблемы по "голубой" линии.
Вот так-то. И по студийной теме, которая как- то переплетается с медиа продвижением, одна акула шоу-биза, не без раздражения заметила мне, что я и аранжировки делаю сам, и записываюсь сам, и сведение делаю сам. Оказывается, это может влиять на "дружественное" отношение.
Вот так, в таких "условиях", и прошли мои 90-е.
Что нас не убивает,то нас делает крепче!
Видео с Сергеем Беликовым 1988 год.
"Утомленные славой" 2008 год.