КУЗЬМИН, БАРЫКИН И ДРУГИЕ...

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

КУЗЬМИН, БАРЫКИН И ДРУГИЕ...

(Февраль 1986 г.)

2

Динамик.


Вышеупомянутая четверка весной 1982 года образовала дебютный состав "Динамика".

Чернавский, Китаев,Кузьмин и Рыжов.

Сразу начались гастроли. Однако стремление к лидерству сказалось опять. Уходит в "Веселые ребята" Чернавский. На его место приходит младший брат Кузьмина-Александр. Затем уходит Рыжов. Младший Кузьмин переключается на бас-гитару, а в "Динамик"приходит новый клавишник-Сергей Евдоченков. Наконец, уходит Китаев. Вместо него из группы Вячеслава Добрынина пришел барабанщик Юрий Рогожин. Состав стабилизировался, но уже первые гастроли в измененном составе поставили всё на свои места.
Ансамбля, как такового, не было. Был Кузьмин Владимир и те, кто ему аккомпанировали. Теперь лидерство Кузьмина было официально узаконено.
Отличительной чертой его творчества была лирика. Большинство рок-групп в тот период почти полностью исключили песни о любви из своего репертуара,считая, что ВИА, которые эту тему очень любили, полностью её дискредитировали перед слушателями. Застрельщик этого хорошо известен-"Машина времени". Казьмин же, несмотря ни на что, продолжал писать песни о любви. То ли потому, что не считал эту тему изжившей себя, то ли потому что плохо относился к "Машине". Однако поэтически песни Кузьмина решены довольно скромно, а в некоторых случаях просто неуклюже (особенно его собственные), ни коим образом не затрагивая, и не поднимаясь до своего музыкального уровня. Ансамбль играл в стиле джаз-рок, трансформированном в соответствии о модными течениями 80-х годов "реггей" и "новая волна". Однако в основе своей оставляя традиционные импровизации. Смотрелось это интересно, но несколько обедняло, что затевал их практически один Кузьмин. Надо отдать ему должное владеет он многими инструментами (клавишные, скрипка, саксофон, флейта и гитара), но владеет не одинаково и поэтому его игра на них смотрится с разной долей интереса.
Следует добавить, что записи "Динамика" никогда не производили на меня особого впечатления. Даже в период их как максимальной популярности. Впервые попав на концерт я несколько изменил своё мнение в положительную сторону-произвело впечатление повышенная самоотдача Кузьмина, которая во многом компенсировала первоначальную антипатию. Его музыка являлась как бы отражением его характера. 0на вся состояла из нервных всплесков, которые, на первый взгляд, даже не стыкуются между собой, образуя какой-то хаос звуков, из которого время от времени прорываются отрывистые и такие же нервные всплески солирующей гитары и голос, выпевающий отрывистые, искаженные и не чётко произнесенные фразы.
Газета "Московский комсомолец" провела опрос среди тех, кто имеет отношение к популярной музыке, чтобы выявить лидеров нашей эстрады по итогам выступления в 1983 году. Применительно к "Динамику" эти результаты таковы: лучшая группа года, лучший соло-гитарист Владимир Кузьмин и, как певец, он на 8 месте. Кроме того на его стихи "Если пойдем вдвоем" певец и композитор Юрий Антонов написал музыку и включил эту песню в свой репертуар.
"Динамик" принимал участие и в записи пластинки для детей Ю.Антонова "Приключения кузнечика Кузи".

Кузьмин-2.


1984 год стал для Кузьмина поворотным. 0н, как бы заново, критически переосмыслил все, что делал раньше и сделал правильные выводы:
"Многие из нас приступая к работе над песней, мечтают создать шлягер: хочется популярности, и все тут. Но вкладывая свои силы в конечный результат, часто забываем о том, что хотим мы того или нет, но таким образом возвращаемся во вчерашний день. А надо бы стремиться в завтрашний. Удачи приходят тогда, когда растворяешься в музыке, не слышишь ни аплодисментов, ни криков "браво".

Учел он критические высказывание и в адрес своих текстов:
" Я написал песню " Далекий гром" на стихи белорусского поэта Г.Клевко и исполнил её. О чем эта песня? 0 том, что далеким громом пронеслась война над землей для нашего поколения. И зал молча слушал песню. Последний аккорд прозвучал, а зал продолжал думать. Вот тогда я понял-это и есть, наварное, то что надо."

Как-то само собой незаметно исчезло с афиш название "Динамик", остался ансамбль п/у В.Кузьмииа.
В конце 1984 года Кузьмин переходит работать в Марийскую филармонию в коллектив, которым руководит 0. Мелик-Пашаев. В составе коллектива он принял участие в подготовке новой программы "Тебе, фестиваль!" С этой же программой он выступил в весной 1985 года в Москве в концертах-митингах во Дворце спорта "Динамо".
Кузьмин: "В неё вошли песни, написанные мною на стихи Р.Рождественского, А.Вознесенекого, Т.Артемьевой, М.Танича. Все композиции совершенно не похожи на те, что играл наш коллектив раньше. Современная музыка очень изменилась, вся критика, звучащая в адрес ансамблей, по-моему, очень справедлива. Особенно если дело касается текстов песен. Мне, например, сейчас очень интересно работать с профессиональными поэтами. Ведь современная эстрада должна быть не только актуальной по музыке, но и тонкой по восприятию, с теми текстами, которые были бы интересны и музыкантам и зрителям. Слушатели устали от громкой музыки, поэтому наш коллектив строит свою сегодняшнюю программу на мелодичных лирических композициях".

Впервые Кузьмин выступил и иа ТВ в передаче "Песня-85", как автор и исполнитель, спев песню "Простой сюжет" на стихи М. Танича. В ноябре выступил в праздничной программе в спорткомплексе "Олимпийокий".
В это же время "Мелодия" выпустила "сорокопятку" с двумя его песнями "Голос" и "Твой любимый мотив".
Что же касается планов, то Кузьмин завершает цикл "Неведомая даль", составленный из 20 песен, объединенных в единую тематическую композицию. В неё войдут наряду с новыми песнями и те,что исполнялись им в течении последних лет.
Кроме того Владимир занят работой над рок-мюзиклом "Возвращение Одиссея" на либретто Геннадия Нилина.

Карнавал-2.


Уход 4-х из 5-ти музыкантов не оказался для "Карнавала" смертельным. Энтузиазм Барыкина выручил и на этот раз. Его творческий потенциал настолько высок, что он мог бы выступать совсем один, если бы это было возможно физически.

В новый состав группы вошли кроме Барыкина: Александр Акинин (из ансамбля "Лейся,песня")-барабаны, бас-гитарист Александр Бирман (работал с Ю. Антоновым), гитарист Андрей Выпов и клавишник Руслан Горобец (работавший до этого в ворошиловградском ансамбле "Чаривны гитары" и киевском "Кроке"). Последний, кроме того, был музыкальным руководителем группы "Красные маки", которая выступала в одной программе с "Карнавалом". Звукорежиссером у них работал Александр Кальянов.Пойдя несколько дальше остальных "Карнавал" стал именоваться "группой новой волны".
Стремление к лидерству Барыкина, наконец-то, получило своё логическое завершение. Основу репертуара составили песни Александра на стихи киевского поэта П.Жагуна. В самом начале 1983 года "Карнавал" записал на "Мелодии" фонограмму своего первого" гиганта".
В мае того же года я видел совместную программу ансамблей "Красные маки" и "Карнавал". Хотелось бы сказать несколько слов о том, какое впечатление произвёл на меня "Карнавал". Стиль группы достаточно разнообразен. Это и традиционный рок и "новая волна" и "реггей", поэтому надпись на афише "группа новой волны" не совсем верно отражает ориентацию нынешнего "Карнавала". Это практически все, что можно занести в актив группы. Пассив выглядит более внушительно. Однообразие аранжировок, невыразительные, а порой просто неинтересные тексты. Во всех песнях солировал один Барыкин, лишь в "Звездном карнавале", в одном месте Р. Горобец напомнил зрителям, что в "Красных маках" он проявил себя сильным вокалистом и его соло голооом в джазовой манере произвело сильное впечатление.
Лидерство в группе Барыкина бесспорно. Однако оно основано скорее на праве основателя и руководителя. Оба гитариста играли вяло и безинициативно, закрадывалооь подозрение в их мастерстве.Ударник вообще никакого впечатления не оставил и вспомиился только в момент представления членов ансамбля. Горобец удивил во второй раз:в "Карнавале" он выглядел, как тапер в эпоху немого кино. Группа абсолютно статична и на этом фоне Барыкин со своим энтузиазмом выглядит, как человек, который в одиночку пытается спасти тонущий корабль, когда все остальные поняли, что это безполезно.
Попытки Барыкина доказать высокий класс своего ансамбля, конечно, похвальна. Однако все аргументы предлагаемые им, пока что выглядят неубедительно.
1983 год закончился для "Карнавала" печально. Ушли Выпов, Бирман и Геробец (последний стал музыкальным руководителем группы А.Пугачевой "Рецитал"). Появились Андрей Смирнов-клавишные и Валентин Ильенко-саксофон, флейта. Перетасовки привели к тому, что группа с названием "Карнавал" прекратила своё существование, а в Московской областной филармонии появился ансамбль п/у А. Барыкина.

Барыкин-2.


Ансамбль дебютировал с литературно-музыкальной композицией "Пока не поздно" в начале 1984 года. Потом группа подготовила новую антивоенную программу "Карнавал мира".
Для диска-гиганта ею записан цикл песен Д.Тухманова. Вскоре появился и старый знакомый Барыкина -басист Евгений Казанцев, а после распада группы п/у О.Мелик-Пашаева к ним присоединился и клавишник Борис Зосимов.
1984 год стал и для Барыкина своего рода годом пересмотра некоторых своих взглядов и, в первую очередь, на поэтическую основу песен. В его репертуаре появились сложные стихи Б.Баркаса, М.Пушкиной, А.Кришты. После многолетней гонки за "госпожой удачей он, наконец-то, смог пользуясь завоеванным авторитетом делать не то, что от него хотели, а то, что хотел он сам.
24 июня в День советской молодежи состоялся дебют группы по 1 общесоюзной программе радио с песнями "Чили" и "Пока не поздно".
Весной 1985, неожиданно для многих, Барыкин становится солистом ансамбля "Рок-ателье", существующего при театре им. Ленинского Комсомола. В мае он отправляется с ними в гастрольное турне, но уже в июне, опять же неожиданно для всех, покидает их. Что же произошло?

Барыкин: "Работать с "Рок-ателье" было, конечно, интересно, но наш эксперимент оказался не таким удачным, как это могло показаться на первый взгляд".

Ничего удивительного тут нет.Опять приходится повторяться: Барыкин-лидер до мозга костей и он не потерпит рядом с собой никого, кто мог бы это оспаривать.Тем более целый коллектив. "Рок- ателье"- группа с уже сложившимся почерком, со своими творческими принципами, со своими лидерами, наконец.
Попытки подогнать их под себя Александру, видимо, не удались, а подстраиваться под них просто не захотелось.
Беру на себя смелость утверждать, что и в будущем долговременный союз Барыкина с любым известным сложившимся коллективом обречен на провал.
В конце лета выходит первый гигант Александра- "Ступени". В него вошли 5 песен Д. Тухманова и 2 песни авторские. Фонограмму диска записал инструментальный ансамбль, с которым Барыкин работал до "Рок-ателье". Специально для записи был приглашён и соло-гитарист "Круиза" В.Гаина. Совместить два различных подхода к рок-музыке до конца в одной работе не удалось. На пластинке больше минусов, чем плюсов, хотя покупается она очень хорошо.Срабатывает авторитет обоих авторов.
Летом 1985 года после неудачи с "Рок-ателье" Барыкин предпринимает попытку возродить "Карнавал":

"Буквально за месяц до начала всемирного форума я сделал попытку создать новый коллектив. Я вновь встретился с моими старыми коллегами- саксофонистом Валентином Ильенко и барабанщиком Александром Акининым, и мы начали втроем готовить фестивальную программу. С остальными музыкантами группы, я считаю, мне тоже повезло. В "Карнавал" пришли молодые музыканты из Усть-Каменогорска-выпускник консерватории пианист Владимир Тесленко и бас-гитарист Петр Бородин. В работе над программой они хорошо проявили себя как аранжировщики.

В последнее время лидеры многих рок-ансамблей открылись зрителям с совершенно неожиданной стороны. Подражая бардам, они стали время от времени исполнять песни под аккомпанемент гитары. Так было с Макаревичем, Градским, Кузьминым, Беликовым и другими. И вот недавно к ним присоединился Барыкин:

"Раньше для меня исполнение песен под гитару было домашним хобби. Но постепенно в творческом багаже накопилось немало баллад и лирических песен, которые просто невозможно исполнять в сопровождении рок-группы. И тогда я впервые рискнул вынести работы в этом стиле на суд публики".

Однако и этим ещё не исчерпывается перечень новых граней, которыми заблестело творчество Александра:

"Хочу продолжать писать песни для "третьих лиц"-то есть те, которые исполняет не "Карнавал", а другие исполнители. Например, репертуар латышской певицы Мирдзы Зивере пополнился моими песнями "Что случилось?" на стихи М.Танича и "Помни любовь" на стихи Л.Козловой".

Куда заведет неугомонного Барыкина очередной виток его столь разносторонних творческих скитаний, сказать пока сложно. Но стремление не останавливаться на достигнутом, идти вперед без тени сомнений уже само по себе заслуживает глубокого уважения. А учитывая то, что лучшие песни Александром ещё не написаны нам пока остается только набраться терпения.

Кузьмин и Барыкин.


Две ярких фигуры национальной популярной музыки. Каждый стремился осуществить свои идеи и каждый искал для этого свои пути. Их пересечение, на определенном этапе, только подчеркнуло расхожесть авторских концепций и снова развело в разные стороны. Но пройдя через множество взлетов и падений они, наконец-то, сошлись в одном:

"Такая нужна слитность, чтобы музыку нельзя было отделить от текста".

Эти слова Кузьмина сегодня определяют направление обоих артистов. И это тем более ценно, что пришли они к пониманию этого каждый своим путем. И Барыкин и Кузьмин строго индивидуальны. Неофициальный спор за лидерство у них продолжается с переменным успехом. У первого приоритет в грамзаписи, у второго выше популярность (анкета журнала "Студенческий меридиан" -"Музыка-85").
Что будет дальше предсказывать не берусь. Скоро увидим. Думаю, что ждать осталось не долго.